Работа с одаренными детьми

Разделы: Начальная школа


Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А.Н.Колмогоров

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности позволяет создать благоприятные условия для их самообразования и саморазвития. Активизируя мыслительную деятельность, исследование способствует раскрытию личностных качеств школьника и развитию его эмоциональной сферы. Исследование не предполагает создание, какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели. Исследование - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Реальный исследователь зачастую не знает, что принесёт ему сделанное в ходе исследования открытие.

В ходе работы с детьми мы наблюдаем за тем, что уже в начальной школе есть такие ученики, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Мы решили выявить таких детей, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этого создали в школе НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАШИХСЯ. Оно зародилось в нашей школе три года назад.

Наше ОБЩЕСТВО имеет своё положение, цели, структуру и устав.

Перед его образованием было проведено анкетирование учителей, учащихся и их родителей с целью выявления роли в учебном процессе.

Проведённое анкетирование показало, что в необходимости исследовательской работы в образовательном процессе убеждены

93% учащихся,
95% педагогов школы,
75 % родителей.

Исследовательская деятельность не только нужна, но и помогает учить и учиться.

Основной целью общества стало выявление и поддержка одарённых учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка исследовательских интересов учеников.

Основные направления нашей работы

  1. Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.
  2. Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
  3. Оказание практической помощи учащихся в проведении исследовательской работы.
  4. Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
  5. Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
  6. Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад.

На следующем этапе началась непосредственная работа самого ученика под руководством учителя.

Нередко в ходе написания исследовательских работ возникали ситуации, когда выбранная тема находилась нас стыке нескольких дисциплин и требовала консультативной помощи психологов, медицинского работника, библиотекаря.

Мы спланировали их работу с детьми.

Познавательно-коммуникативная работа

Месяц

Содержание работы

Ответственный

Результат работы

Сентябрь

Подготовка диагностических материалов и собственная диагностика членов НОУ Психологическая служба, Совет НОУ. Материалы диагностики.

Октябрь

Встречи и интервью с будущими руководителями секций. Совет НОУ. Стенные газеты.

Ноябрь

Библиотечный урок. Как работать с научной литературой. Сотрудники библиотеки. Пометки каждому ученику.

Декабрь

Урок НОТ. Как оформить научную работу. Руководители секций. Члены НОУ. Памятки.

Январь

Занятие психолога. Развитие интеллектуального потенциала учащихся. Психологическая служба. Анализ интеллектуальных заданий.

Февраль

Обсуждение научных работ на заседаниях секций. Руководители секций. Видеозапись.

Март

Научная конференция.

Апрель

Роль речевых умений в представлении научной работы. Анализ выступлений. Сотрудники библиотеки.  
Подведение итогов работы за год

Мы понимаем, чтобы ребёнок захотел участвовать в исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребёнок должен захотеть понимать информацию и сообщать её другим. Для того чтобы этому научить, разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость творчества, на это направили познавательно-просветвительную работу среди членов НОУ. Эти занятия проводили школьный библиотекарь, психолог, медицинский работник.

Школьный библиотекарь учил работать с каталогом, научной литературой, развивал умение делать выписки, аннотации, собирать научную информацию.

Школьный психолог развивал интеллектуальные умения и коммуникативную культуру школьников, чтобы ученики говорили по сути дела, умели аргументировать, представлять, дискутировать, доказывать свою правоту, ставить вопросы, решать проблемные ситуации.

Параллельно шла учёба коллектива учителей. Для того, чтобы каждый из них мог последовательно осуществлять руководство деятельностью учащихся. Составили план работы.

План работы

Организационное заседание. Утверждение плана работы на год. сентябрь
Изучение теоретического материала по темам:

1..“Особенности проектной деятельности в начальной школе”,

2. “Выбор темы проекта”,

3. “Как подготовить и оформить проект” ( учит. коллектив)

октябрь
Изучение теоретического материала.

1. “Правильная постановка проблемных и исследовательских вопросов”

2. Заседание с учащимися. “Как нужно работать с нужными источниками”.

3. Подготовка к декадам.

ноябрь
Изучение теоретического материала.

1. “Требования к оформлению реферата”. (учит. коллектив)

2. Подготовка к научно - практической конференции. (Обсуждение докладов).

3. Защита рефератов на школьной научно – практической конференции на уровне начальных классов. Деловая игра.

4. Декада русского языка и чтения.

декабрь
1. Подготовка к декаде математики.

2. Подготовка к олимпиадам.

январь
1. Декада математики.

2. Олимпиады в школе.

февраль
1. Участие в городских олимпиадах.

2. Подготовка к городской научно – практической конференции.

3. Декада окружающего мира.

4. Конкурс на лучшего чтеца.

март
Научно – практическая конференция. апрель
1.Декада физической культуры. (День здоровья) 2.Отчётное заседание. Заседание интеллектуального клуба. май

В этом учебном году 38 % учащихся 2-х, 3-х и 4-х классов были активно вовлечены в исследовательскую деятельность по четырём направлениям: естествознание, природоведение, литература и психология, у девяти учителей начальных классов:

Важным этапом исследовательской работы учащихся является экспертиза творческих работ, проводимая экспертными группами, созданными на основе методических объединений учителей школы. Они дали предварительную оценку проделанной работе, выявили слабые стороны исследования, оказали помощь в решении возникших вопросов, таким образом, повышаются критерии требовательности и ответственности к уровню выполняемой работы среди учащихся. Были представлены такие темы:

Класс Тема исследовательской работы Направление

Ф.И. ученика

3- Б “Как развить силу воли. Хочу и хочется.”  

литература

Ульянов А.
4-Г “Почему янтарь называют “Золотой гробницей?”  

окружающий мир

Коноплёв П.
3-А “В жизни всегда есть место подвигу”. литература Беленков С.
4-В “Эти удивительные глаза” окружающий мир Тупицина Л.
3-А “Чем мне нравится Золушка”  

литература

Григо Н.
3-А “Приметы прошлого”  

история

Филимонов А.
3-Б “Сердце – важный орган человека.”  

окружающий мир

Федотова С.
3-В “Эмоции – что это?”  

психология

Шигильдеева Н.
4-А “Хлеб – всей жизни голова”  

литература

Дубино К.
2-В “Сказка – кладовая мудрости народной” естествознание Дементьева К.
4-В “Особенности волшебных сказок” литература Красилова Н.
4-В “Лекарственные растения нашего края” окружающий мир Самоходкин И.

Каждая работа была интересна по-своему.

Самое ценное в работах то, что процесс освоения информации, добытой в книгах, энциклопедиях, в проводимых опытах носил исследовательский и творческий характер. Авторы сумели проанализировать весь собранный материал, осмыслить, сопоставить факты, сделать выводы, умело использовать различные точки зрения по темам работ. Каждая тема соответствовала её содержанию, была актуальна и имела практическую значимость.

Последний этап “защиты” выполненной исследовательской работы пропустить нельзя. Свои работы дети защищали сначала на научно - практической конференции на уровне начальных классов, которая проводилась в два этапа, потому что работ было очень много. Каждый выступающий по окончании конференции получил сертификат участника. Затем наиболее удачные работы было предложено представить на общешкольную конференцию.

Со своими работами на общешкольной конференции выступили: ученик 3 “Б” класса Ульянов Артём с темой “Хочу и хочется. Как развить силу воли”. Он занял 1 место. Ученица 4 “В” класса Тупицина Лиза с темой “Эти удивительные глаза”, занявшая 2 место. Ученик 4“А” класса Дубино Константин с темой “Хлеб - всей жизни голова”, занявший 3 место. Победители были награждены грамотами.

Наши дети со своими работами выступают перед одноклассниками, перед учащимися других классов, учителями, родителями, гостями школы. Мы считаем, что такая работа необходима в школе, и она даёт положительные результаты.

Только в этом учебном году участниками седьмой Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады центра “Эйдос” г. Москвы по математике в декабре месяце участвовало 14 учащихся.

Во Всероссийском дистанционном конкурсе “Животные рядом с нами” центра творческих инициатив г. Омска участвовало 4 человека.

Во Всероссийской олимпиаде центра “Эйдос” по технологии участвовали 3 человека.

Участниками 2 Марафона знаний по окружающему миру в г. Омске стали 22 участника из учеников 2-х и 3-х классов, в котором ученица 2 А класса Бондарева Ира заняла 2 место.

В этом году свои силы попробовали даже первоклассники: 5 человек приняли участие в “Первом турнире первоклассников” г. Омск.

Награждены дипломами учитель начальных классов: Ратушняк Л.А. и её ученица Литвинова Анастасия за участие в Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио” г. Москвы.

В планах на следующий учебный год на первом месте стоит участие детей в Фестивале творческих работ Портфолио.

Рекомендуемая литература

  1. Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. М.,1993.
  2. Скляной В.И. Деятельность творческих групп учителей как фактор оптимизации методической работы в школе. М., 1990.
  3. Как достичь успеха. Методический курс на основе идей Д.Карнеги. М., 1991.