Цели: познакомить детей с учителем и друг с другом, ввести правило «Хочешь говорить – подними руку», развивать речь, внимание, наблюдательность.
Ход занятия
Первоклассники после школьной линейки под музыку заходят в класс, рассаживаются.
ЗНАКОМСТВО
Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас в этом кабинете. Сегодня вы уже не дошколята, а ученики.
Я ваш учитель. Меня зовут (Ф.И.О.) Посмотрите, как много ребят в классе. Может быть, вы ещё не все друг друга знаете, не со всеми знакомы. Конечно, у каждого из вас есть своё имя, и сразу трудно запомнить, кого как зовут. Но ведь сложно разговаривать с человеком, если не знаешь его имени. А мы будем вместе учиться, и поэтому надо знать всех ребят своего класса.
Давайте познакомимся. На «раз – два – три» вы громко скажите свое имя и на сигнал «молчок» (палец на губах) – закроете рот ладошкой. (Звучит команда, дети громко произносят имена.)
Вроде бы громко кричали, а я ни одного имени не расслышала.
Давайте попробуем по-другому. Если не получилось громко, давайте скажем свои имена тихим шепотом. (Учитель тихо командует, дети тихо говорят.)
Опять что-то не то… Никто не кричал, а все равно ничего не понятно. Почему же не получилось знакомство? (Предположения детей.)
Вывод. Всем вместе говорить не стоит: никто ничего не услышит. Говорить надо по очереди! Знак «поднятая рука».
Но сразу всех 27 человек не запомнишь. Сначала познакомимся по группам.
Сейчас в течение трех минут вы познакомитесь в группах. Когда я позвоню в звоночек, все замолкают.
Групповая работа.
Представление групп
Я подхожу к группе, кладу руку на головку ученика, а вся группа называет его имя.
После знакомства с двумя группами, вопрос к слушателям: «Какие редкие имена прозвучали? Какое имя повторялось?»
Рассказ учителя о значении некоторых имен. (Приложение)
А кто знает, почему родители назвали именно так? (Ответы детей.)
НАЧАЛО ПУТЕШЕСТВИЯ В СТРАНУ ЗНАНИЙ
Учитель. Вот мы и познакомились. Теперь можно отправляться в путешествие.
За полями, за горами
Есть волшебная страна,
В ней много разных испытаний,
И чудес она полна.
Кто догадался, в какую страну мы отправляемся сегодня? (Ответы детей.)
Учитель открывает доску и дети хором читают «Страна знаний».
Учитель. Итак, мы будем путешествовать по Стране знаний. А на чем можно отправиться в путь? Какой транспорт вы знаете? (Ответы детей.)
Учитель. Молодцы, многое знаете. Но сегодня мы отправимся на поезде. Ой, только у нас же нет билетов, да и вагончиков у электропоезда нет. Где же их взять?
А, вспомнила, сегодня же с утра получила конверт. Посмотрим, что в нем. (Открывает.) Здесь записка.
Учитель читает записку.
«Вот ребята, вам загадка, кто ее отгадает, тот любое желание загадает».
Читаю. Слушайте внимательно, как ученики.
Стоит весёлый, светлый дом,
Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.
Дети. Школа.
Учитель. Запомните: ответить хочешь, не шуми, а только руку подними. Покажите, как вы поднимаете руки.
Учитель. Мы загадку отгадали. Давайте посмотрим, что ещё в конверте. (Учитель достает вагончики.) Что это?
Дети. Вагончики.
Учитель раздает вагончики.
Учитель. Но они какие-то необычные. С одной стороны проведены линии. Наверное, надо выполнить какое-то задание. Что можем сделать? (Предположения детей.)
Учитель. Раз мы отправляемся в Страну знаний, то и вагончики нужно раскрасить по-особому. Заштрихуем, а не раскрасим, будем наносить штрихи, то есть проводить линии.
Учитель показывает на своем вагончике.
Верхняя часть – наискосок, справа налево.
Нижняя часть – наискосок – слева направо.
Серединка – прямые линии сверху вниз.
Учитель. Теперь настала очередь колес. В центр ставлю карандаш и веду его по кругу. Посмотрите, как будто спираль. Попробуйте.
Вы все хорошо потрудились, давайте немного отдохнём.
Физкультминутка.
Учитель. Ваши вагончики почти готовы. Переверните их другой стороной и напишите свое имя, фамилию, любые буквы и цифры, которые знаете. Можете нарисовать даже свой портрет. У кого вагончик будет готов, поднимаете руку.
Дети работают под музыку. Учитель берет готовые вагончики и прикрепляет на доску.
Учитель. Наш поезд готов. Сколько же вагончиков в нем? Считаем. Но сведений недостаточно. Машинисту нужно знать, сколько девочек. Девочки, встаньте.
Мальчики считают, говорят ответ.
Учитель. А сколько у нас мальчиков?
Девочки считают мальчиков.
Учитель. Считать вы умеете, значит, мы можем отправляться в путь. В Страну….
Дети. Знаний.
Учитель. В Стране знаний нам не обойтись без помощников. А что это за помощники, вы сейчас отгадаете. Отвечаем хором после того, как я скажу загадку.
Ты в школу ходишь с ним,
Ведь он тебе необходим.
Пенал, тетрадки с букварем –
Все поместиться может в нем.
Что это?
Дети. Ранец.
Без него б вы не писали,
Без него б не рисовали,
Он лежит у вас в пенале,
Он помощник верный ваш.
Оле, Диме, Насте, Кате
Очень нужный…
Дети. Карандаш.
Я все знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться.
Надо грамоте учиться.
Дети. Книга.
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, ластики и скрепки,
Что угодно для души.
Дети. Пенал.
Учитель. Сегодня мы начали путешествие по стране знаний. Нам предстоит длинный путь, и много интересного ждет нас впереди. Сейчас в своей рабочей тетради вы выполните первое задание. Вы раскрасите праздничный букет тем цветом, которое будет передавать ваше настроение.
Дети выполняют задание.
Я вас поздравляю, вы стали школьниками. И ваше первое домашнее задание – рассказать о сегодняшнем празднике своим родным и знакомым, всем, кому захотите. Можно нарисовать, что понравилось сегодня в школе и завтра принести в класс свой рисунок.
В завершении нашего праздника я вручаю вам медали.
В добрый путь!