Урок по русскому языку по теме "Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: «Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными».

Цели и задачи урока:

1. Закрепить знания учащихся о написании слов с парными согласными; умение подбирать проверочные слова;
2. Развивать умение сопоставлять произношение и написание слов с парными согласными;
3. Формировать орфографическую зоркость.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте наших гостей. Сядьте, пожалуйста.

- Сегодня у нас необычный урок, а смотр знаний по русскому языку. Наши гости, мои коллеги, пришли посмотреть, что вы знаете и умеете по предмету русский язык и как применяете полученные знания на практике при выполнении упражнений.

Оформление тетради.

Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

- Запишите число, классная работа.

II. Минутка чистописания. Скороговорная разминка

- Составьте предложение из рассыпанных слов.

На доске (здесь и далее Н/д) барабаны, в, били, бараны

Н/д Бараны били в барабаны.

- Что это за предложение? (Скороговорка.) Начнём скороговорную разминку.

(Трёхкратное чтение скороговорки: по слогам, целыми словами, быстро.)

- Ответьте на мои вопросы, голосом выделяя нужное слово:

1 ряд Кто бил в барабаны? Бараны били в барабаны.
2 ряд Что делали бараны? Бараны били в барабаны.
3 ряд Во что били бараны? Бараны били в барабаны.

- Минутку чистописания начнём с буквы, которая есть в каждом слове скороговорки.

Какая это буква? (Это буква б. Она имеется в каждом слове скороговорки.)

Н/д  б – п  в – ф  г – к  …     

- Внимательно посмотрите на запись, определите порядок следования букв в ряду.

- Напишите цепочку парных согласных по памяти. Проверьте себя.

Н/д  б – п  в – ф  г – к  д – т  ж – ш  з – с

Парные согласные на письме опасные,
Как похоже их звучанье – это просто наказанье!

Н/д Тема урока: «Правописание парных согласных».

Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Чтобы их нам различать,
Будем ум тренировать!

- Как проверить парный согласный в слабой позиции в конце слова? (Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй.)

III. Словарно-орфографическая работа

а) Повторение раннее изученных слов. Чтение цепочкой словарных слов.

по цепочке

в парах

с карандашом

берёза капуста русский
весело лопата сапоги
город машина товарищ
девочка одежда ученик
заяц пальто язык

Н/д   Т . трад . , з . вод, м . двед . , гор . д, м . роз, к . р . ндаш.

- Прочитайте вслух данные слова. Определите, какие буквы в них надо писать вместо точек. Слова для ответа сгруппируйте по орфограммам.

(В словах тетрадь и медведь надо писать непроверяемую безударную гласную е и ь.
В словах мороз и город пишется непроверяемая безударная гласная о.
В словах завод и карандаш надо писать непроверяемую безударную гласную а.)

- Что объединяет написанные слова между собой? (Словарные, имена существительные, оканчиваются на парный согласный.)

- Какие различия вы видите? (Одуш./неодуш. сущ., количество слогов.) Назовите «лишнее» слово. (Карандаш – оканчивается на глухой согласный звук.)

- Распределите слова в алфавитном порядке.

Н/д   Алфавит + словарные слова.

Словарные слова пишем под диктовку учителя.

Проверьте себя!

Н/д   Пишу правильно!

Город, завод, карандаш, медведь, мороз, тетрадь.

б) Введение новых словарных слов.

- Внимательно посмотрите данную запись и определите 2 слова, с которыми мы познакомимся на уроке.

Н/д

- Какие это слова? Как вы их определили?

- Сегодня мы познакомимся со словами завтрак и обед. Какие орфограммы заметили в этих словах?

Н/д   Завтрак, обед.

- Запишите в тетрадь, графически обозначая орфограммы. Найдите смысловое сходство слов. (Это приёмы пищи.)

- В чём вы видите различия?

- Верно. Однако слово обед обозначает не только приём пищи в определённое время. Определите значение слова обед в предложениях:

Сегодня у нас вкусный обед.

 

время

Отец приехал в самый обед.

 

перерыв в работе

Магазин закрыт на обед.

 

пища

- Правильно. У слова обед несколько значений, а у слова завтрак интересное происхождение. Слово завтрак тесно связано со словом завтра. Чтобы приготовить еду, древним людям требовалось много времени. Для этого надо было обработать тушу убитого животного, разжечь костёр, приготовить еду. Пища готовилась на другое утро, на завтра, и поэтому называлась завтраком. С рассветом надо было идти на поиски новой пищи: ягод, корешков, растений. Некогда было ждать, когда готовится еда. И в этом не было необходимости: завтрак был готов уже с вечера.

В современных условиях можно приготовить завтрак за 10 – 15 минут и быстро его съесть. Но всё равно он называется завтраком.

- Ребята, прочитайте записанное предложение и фразеологический оборот, вставляя  одно из изученных слов.

Н/д Завтрак, обед.

Когда так говорят?

Пролежал на печи, так и про     …     помолчи.

кормить     ...     (давать какие-н. обещания, откладывая их выполнения со дня на день)

IV. Физминутка (звучит музыкальная фонограмма).

Мелкие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки – раз, два, три.
Повороты резко – раз, два, три.
И наклоны низко – раз, два, три.
Три хлопка в ладошки – раз, два, три.
Покрутись немножко – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.

V. Отработка умений на различных видах упражнений (тренинг)

* Индивидуальная работа учащихся по формированию умений. Работа по карточкам.

а) - Из слов, находящихся под одной цифрой, составьте новое, используя для этого их первые слоги.

Н/д 

1. забор, гадкий, камера загадка
2. кролик, ватрушка, каша кроватка
3. овчина, царапина овца
4. русалка, башмак, канат рубашка

Загадка, кроватка, овца, рубашка.

- Определите место парной согласной в слове. (Согласная стоит в слабой позиции в середине слова перед глухой согласной.) Подберите (устно) проверочные слова. Изменился ли алгоритм проверки?

б) Перфокарты.

1. Блиц – турнир. Работа по вариантам.

- Замените одним словом из 4-х букв. Слова запишите столбиком по образцу, подбирая проверочное слово. Какие слова могут быть проверочными? (Проверочными могут быть слова, в которых после согласного стоит гласный.)

Н/д  Образец: снега – снег.

I вариант

II вариант

лучший приятель стоит Антошка на одной ножке
работа (синоним) орган зрения

Проверь себя!

- Проверьте себя. Каким правилом пользовались при проверке слов с парными согласными?

I вариант

II вариант

друг гриб
труд глаз

2. Фразеологический зверинец (коллективная работа).

- Прочитайте. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу названия животных.

- Обоснуйте выбор буквы на конце слов. Запишите 2 фразеологических оборота на выбор.

Н/д

голоден как … ё  .
колючий как … лоша  .  ь
неуклюжий как … вол  .
работать как … медве  .  ь

- Давайте подведём итог: Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парными согласными? (Чтобы проверить парную согласную в слабой позиции, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после согласного звука стоял гласный).

VI. Творческое закрепление. Восстановление слов текста по имеющимся в них орфограммам.

- Познакомьтесь с записью текста и справкой. Сформулируйте задание. (Надо вставить в текст пропущенные слова. Слова найти в справке по имеющимся в них орфограммам.)

Н/д

Зима в лесу.

Зима. Мороз. Тишина 14. Вокруг 8 снег. Толстый 16 сковал ручей. Снежные шубы надели сосны и ели. Вот высокий 16. Там спит медведь.

Слова для справок: сугроб, пушистый, в лесу, лёд.

Н/д

Зима в лесу.

Зима.
Мороз.
Тишина 14.
Вокруг 8 снег.
Толстый 16 сковал ручей.
Снежные шубы надели сосны и ели.
Вот высокий 16.
Там спит медведь.

 

сугроб
пушистый
в лесу
лёд

 Проверка индивидуальной работы.

- Из слов, находящихся под одной цифрой, составьте новое, используя для этого их первые слоги.

Н/д 

1. забор, гадкий, камера загадка
2. кролик, ватрушка, каша кроватка
3. овчина, царапина овца
4. русалка, башмак, канат рубашка

Загадка, кроватка, овца, рубашка.

- Определите место парной согласной в слове. (Согласная стоит в слабой позиции в середине слова перед глухой согласной.) Подберите (устно) проверочные слова. Изменился ли алгоритм проверки?

VII. Подведение итогов урока

- Что надо сделать, чтобы правильно написать слово с парной согласной в слабой позиции?

Н/д

Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на … (зубы), лёд – на … (льды) –
Будешь грамотным и ты.

- Оцените свою работу  на уроке.

Н/д   Рефлексия.

Работал (ла) на уроке:

а) отлично (красный кружок);
б) хорошо (синий кружок);
в) мог (ла) бы работать лучше (зелёный кружок).

- Всем спасибо за внимание.

VIII. Домашнее задание

Записать текст «Зима в лесу».