ТИП УРОКА: Объяснение нового материала. Комбинированный урок.
РАЗДЕЛ: Начала художественного ремесла. Лоскутная техника. Аппликация.
ТЕМА УРОКА: Проект «ОТКРЫТКА».
1. Историческая справка.
2. Лоскутная техника.
3. Разработка эскиза.
ЦЕЛЬ УРОКА:
- Обобщение проведённой исследовательской работы по истории возникновения и развития открытки.
- Научить выполнять эскиз открытки по замыслу, совмещая два вида художественного ремесла, две технологии (лоскутная техника и аппликация). Вызвать интерес к изготовлению открытки в лоскутной технике и в технике аппликация, как к новому этапу в развитии этой области в мировой культуре.
- Прививать любовь к историческому прошлому нашей родины.
ОБОРУДОВАНИЕ:
УЧИТЕЛЬ: технологическая карта выполнения открытки в технике вышивки крестом, технологическая карта выполнения открытки в лоскутной технике с аппликацией Экран, мультимедиа-проектор, диск с презентацией (Приложение 1), текст к презентации (Приложение 2), выставка открыток из архива, образцы открыток в лоскутной технике, образцы открыток выполненные мальчиками, 5-х классов в технике изонить (в японском стиле) и девочками 8-х классов в тех.
УЧЕНИКИ: Альбомный лист, карандаш, копировальная бумага, ножницы, текст обобщения исследовательской работы по историческому материалу, об открытки.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА
a) взаимное приветствие;
б) проверка наличия учащихся;
в) проверка готовности учащихся к работе;
г) организация внимания.
II. СООБЩИТЬ ТЕМУ И ЦЕЛИ УРОКА
Сегодня на уроке мы продолжим работу над проектом «Открытка».
Урок будит состоять из двух частей. Вначале мы сделаем обобщение материала
собранного на предыдущих уроках по теме «История возникновения и развития открытки», затем изучим технику выполнения нового вида художественного ремесла - лоскутная техника. Разработаем эскиз открытки и подготовим его для дальнейшей работы.
III. ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА НА ПРЕДЫДУЩИХ УРОКОВ
Показ презентации «ИСТОРИЯ ОТКРЫТКИ. ОТ ИСТОКОВ ДО СОВРЕМЕННОСТИ.» с комментариями учащихся.
Обобщение и дополнение учителем представленного материала с показом открыток из личного архива Мавриной О. Н., образцов открыток выполненных мальчиками 5-х классов в технике изонить (в японском стиле) и девочками 8-х классов в технике вышивка крестом.
IV. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Историческая справка о новой технологии.
1) Вторая цель нашего урока разработать эскиз открытки и подготовить его к дальнейшей работе.
Открытку мы будим выполнять в двух техниках лоскутная техника и аппликация. С технологией выполнения аппликацией вы уже знакомы.
Мы изучали эту технологию при пошиве прихваток. Выставка, выполненных вами,
прихваток с аппликациями, здесь представлена.
Сегодня мы с вами познакомимся с новым видом художественного ремесла – лоскутная техника.
Лоскутная техника – это создание чего-либо из лоскутков ткани.
Ткань раньше бала очень дорогим удовольствием, особенно пёстрая или цветная, поэтому остатки ткани - лоскутки не выбрасывали, а старались их использовать в быту. Например, шили одеяла, матрасы, фартуки, головные уборы, детские платьица и т. д.
Сейчас лоскутная техника так же очень модна, она применяется при пошиве одежды больше детской и молодёжной, в аксессуарах, даже известные кутюрье используют её в создание своих коллекций.
Технология соединения лоскутков может быть различной, в каждой семье был свой способ, который передавался из поколения в поколения и держался в строжайшем секрете.
Составные части открытки
2) Основа нашей открытки, как раз и будет, выполнятся в Лоскутной технике.
Вопрос: Скажите пожалуйста, из скольких лоскутков может состоять основа открытки?
Ответ учащихся: Сколько пожелаешь.
Посмотрите на эти образцы открыток, выполненные девочками 8-х классов.
Так сколько частей может иметь основа открытки?
Правильно, сколько хочется, но учтите, чем больше частей, тем больше времени и сил вы потратите на её изготовление, постарайтесь рассчитать правильно свои возможности.
Вторая часть открытки, это аппликация. Рисунок аппликации выбирается в соответствии с тем, чему посвящена ваша открытка.
Здесь вы видите на открытках сердечки т. к. открытки были посвящены «Дню Валентина», а на этих открытках изображена природа, какой-то пейзаж.
Подумайте, чему будет посвящена, или кому адресована, ваша открытка.
Чтобы правильно составить эскиз открытки, нужно знать, технологию выполнения открытки.
Технология выполнения лоскутной техники
3) Сегодня мы познакомимся с одним из видов соединения лоскутков.
Каждая часть основы открытки переводится на флезилин с припуском 1 см, затем флезилин приклеивается к выбранному кусочку ткани и вырезается по контуру флезилина.
Два продублированных флезилином кусочка ткани соединяются стачным швомв разутюжку, а затем отстрачиваются с лицевой стороны на один миллиметр от шва соединения тканей.
Далее на основу приклеивается аппликация. С технологией выполнения аппликации вы уже знакомы.
Вопрос: Скажите пожалуйста, как можно прикрепить аппликацию к основе?
Ответ: Ручными стежками или на швейной машине строчкой зигзаг.
V. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Вводный инструктаж № 1
Европейский стандарт открытки 110 х 220, но открытки могут быть и других размеров, как меньше до 40 х 60 – визитки, так и больше. Мы возьмём размер открытки 140 х 200. Это формат бумаги А4 сложенный пополам.
Возьмите лист бумаги и сложите его пополам, у вас получился размер открытки в натуральную величину. Зарисуйте эскиз открытки. Вначале разделите основу на части – лоскутки, а затем прорисуйте аппликацию рисунка.
Работа оценивается на оценку.
Самостоятельная работа учащихся № 1
Зарисовка эскиза.
Вводный инструктаж № 2
Вы уже знаете что при выполнение аппликации обязательно нужно сделать дубликат эскиза. Выполните дубликат эскиза с помощью копировальной бумаги.
Самостоятельная работа учащихся № 2
Учащиеся выполняют дубликат эскиза с помощью копировальной бумаги.
VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА.
Подведение итогов и оценка работы учащимися
Оценка качеству работы даётся учителем устно и ставится в журнал в баллах.
Запись домашнего задания и краткий инструктаж
Принести:
1. Эскиз открытки.
2. Детали аппликации.
3. Ткань.
4. Флезилин.
5. Клеевой карандаш.
6. Нитки и иголку.
Уборка рабочего места.