Развитие познавательной самостоятельности при обучении иноязычной речевой деятельности в условиях информатизации образования (из опыта работы)

Разделы:


Определение стратегических направлений развития системы образования волнует все мировое сообщество. Американский педагог Филипп С. Шлехти подчеркивал, что современному информационному обществу нужны обучающиеся умеющие самостоятельно учиться, умеющие находить и обрабатывать информацию, вести поиск информации данных в Internet.

Приоритет в условиях глобальной информатизации общества безусловно имеют обучающиеся способные самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня, способные критически мыслить искать различные пути рационального решения проблем. Проблема развития познавательной самостоятельности личности обучающегося в условиях всеобщей информатизации процесса обучения рассматривается учеными в тесной связи с изучением вопросов развития интеллектуальных способностей и креативности личности.

Информатизация образования – комплекс мер, направленных на обеспечение системы образования информационной продукцией, средствами и технологией, базирующихся на микропроцессорной технике.

Формирование основ информационной культуры обучающихся является неотъемлемой частью процесса обучения иноязычной речевой деятельности. Необходимо указать на конкретные проявления информационной культуры личности :

- способность использовать компьютерные технологии в подготовке к занятиям;
- умение представить информацию в графиках, схемах, диаграммах;
- знание аналитических методов обработки информации;
- умение создать мультимедийную презентацию;
- умение работать с различными видами информации.

В условиях нашего учебного заведения реализуется программа информатизации и, безусловно, приоритетная роль отводится использованию ИКТ в процессе обучения иностранному языку.

Учащиеся профильных классов имеют возможность работать в сети Интернет, создавать мультимедийные презентации. Весьма интересным, на наш взгляд, является использование мультимедийной программы “Английский Платиновый” “English Platinum”. Например, в классе гуманитарного профиля, работая с произведением Б. Шоу “Пигмалион” мы успешно применяем данный курс, а именно раздел “Film”. Учащиеся имеют прекрасную возможность самостоятельно просмотреть фрагмент, выучить новую лексику, закрепить ее при составлении диалога.

Развитию креативности способствует работа с аутентичными произведениями английских и американских писателей и поэтов, конкурсы переводчика.

Формированию познавательной самостоятельности личности способствует и организация работы с одаренными детьми. Ежегодно учащиеся принимают активное участие в городских, окружных и российских конкурсах и программах и занимают призовые места. Нами накоплен интересный опыт организации научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках программы “Интеллектуально-творческий потенциал России”. В 2005 году лауреатами Всероссийской открытой конференции в городе Обнинске Юность. Наука. Культура” стали Тарасюк Виталий, Борисовская Татьяна.

В 2006 году – Строителева Ольга – лауреат 1 степени, Антонова Екатерина – лауреат 2 степени, Тарасюк Виталий – лауреат 3 степени.

В 2007 году – Полторанин Олег лауреат 3 степени, Гельмантинова Алина награждена специальный дипломом за научно-исследовательскую работу на Всероссийской открытой конференции “Юность. Наука. Культура-Урал” в городе Златоусте.

В феврале 2008 года в номинации “Мир английского языка” Всероссийского конкурса “Познание и творчество” лауреатами стали учащиеся 10 А класса: Комиссарова Анастасия и Дурасов Виктор. В ноябре 2008 года в номинации “Знатоки английского языка” лауреатами и участниками стали: Беляева Ирина (11 А класс), Моржина Людмила (9 Б класс), Комиссарова Анастасия, Харченко Кристина (11 А класс). Учащиеся с удовольствием участвуют в сложных конкурсах.

К числу существенных признаков познавательной самостоятельности следует отнести:

- потребность в знаниях;
- умение самостоятельно мыслить;
- возможность и желание высказать свою точку зрения;
- критический подход к изучаемому материалу.

В структуре познавательной деятельности следует выделить компоненты, способствующие становлению познавательной самостоятельности: мотивационный, содержательно-операционный, эмоционально-волевой и оценочный.

Мотивационный компонент включает потребность в знаниях, положительное отношение к учебе, интерес и потребность в самостоятельной работе. Ориентационный компонент характеризует принятие учащимися цели формирования познавательной активности, системы знаний, планирования и прогнозирования.

Содержательно-операционный компонент обеспечивает реализацию побуждений личности к учебно-интеллектуальной деятельности. Эмоционально-волевой компонент включает в себя волевые качества личности: решительность, убежденность, целеустремленность, самоконтроль. Оценочный компонент предполагает адекватную оценку личностью своих познавательных способностей и достижений. Исходя из опыта работы в старших классах, следует отметить те виды заданий, которые в большей степени направлены на развитие познавательной самостоятельности уч-ся. На каждом занятии целесообразно проводить “Question – time activity”. Учащиеся задают друг другу вопросы в рамках изучаемой темы. Использование интерактивных технологий также стимулирует познавательную активность учащиеся. Примером может служить использование метода “междусобойчик”. Создаются микрогруппы по 4 человека в каждой. На первом этапе каждому члену микрогруппы дается объемное задание, например “Make up a summary of the text or paragraph”.

Схема работы: A B C D ? Каждый член группы имеет свой вариант выполнения. На втором этапе организуется работа в парах.

Схема работы: A-B C-D.

Задание: “Come to the common decision in pairs”.

Третий этап – продолжение парной работы, но пары меняются.

Задание:

“Inform each other about the decision you have made with the previous partner and come to the common decision again”.

Четвертый этап – принятие группового решения – вся четверка собирается вместе.

Задание: “Find the common solution of the problem. Pay attention to the presentation” (a poster, a scheme, a poem, a drawing). Учащиеся с удовольствием презентуют материал в форме мультимедиа – проектов.

Проследим динамику роста степени познавательной самостоятельности старшеклассников 9-11 классов.

Диаграмма отражает рост степени познавательной самостоятельности обучающихся профильных классов при выполнении вариативных заданий в рамках технологии решения изобретательских задач.