Тип урока: Урок изучения нового материала (преподавание ведётся по учебнику « Математика 5», Г. В. Дорофееев, И. Ф. Шарыгин и др.)
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с новой геометрической фигурой — угол;
- научиться обозначать и сравнивать углы;
- научить распознавать острые, тупые и прямые углы.
- ввести понятие биссектрисы угла.
Развивающие:
- развивать умения самостоятельной учебно-познавательной деятельности (развивать умение анализировать, делать выводы, обобщения, развивать навыки самоконтроля).
- развивать творческую сторону мыслительной деятельности учащихся, их интеллектуальные качества.
- формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации;
- воспитывать уважение к математике, умение видеть математические задачи в окружающем нас мире.
Оборудование урока:
- мультимедийный проектор, презентация (приложение 1, приложение 2);
- раздаточный материал: конверты с набором моделей углов разного цвета; листы с утверждениями для игры «Верю – не верю», листы с практической работой (приложение 3);
- демонстрационный материал.
Структура урока:
- Оргмомент – 3 мин.
- Постановка цели урока - 2 мин.
- Устная работа – 6 мин.
- Проблемно- исследовательская работа – 24 мин.
- Самостоятельная работа – 7 мин.
- Рефлексия – 3 мин.
Литература
УМК по математике 5-6 кл. под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина и др.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Ход урока
Содержание урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||
1. Оргмомент |
||||||
Слайд №1. (Презентация к уроку, приложение 1) |
Приветствует учащихся, определяет отсутствующих.
|
Приветствуют учителя, организуют пространство. |
||||
2. Постановка цели урока |
||||||
Задачи урока |
Объясняет задачи урока - Закрепить знания по определению простейших геометрических фигур. - Пополнить эти знания знаниями ещё об одной фигуре, об угле. - Провести небольшое исследование её свойств. |
Настраиваются на продуктивную и творческую работу. |
||||
3. Устная работа |
||||||
Слайд №2. «Геометрические фигуры» |
Организует фронтальный опрос (диалог).
|
Отвечают на вопросы и показывают на слайде.
|
||||
Слайд №3. «Угол» |
- Как вы думаете – какую геометрическую фигуру мы будем рассматривать сегодня? Записывают в тетрадях тему урока «Угол». |
Угол. В тетрадях: Классная работа. Угол |
||||
4. Проблемно-исследовательская работа (изучение нового материала) |
||||||
Слайд №4. «Верю – не верю» (3 мин.) Раздать карточки с утверждениями |
Игра «Верю – не верю» Выберите те утверждения, в которые верите:
|
Выбирают верные утверждения. Обводят в кружок номера тех утверждений, которые считают верными. Номера неверных утверждений зачеркивают. |
||||
- Назовите, какие номера утверждений вы выбрали. (3-4 чел.) Это – интересно. | Называют утверждения, которые выбрали. | |||||
Раздать конверты с набором моделей углов разного цвета |
- Проведем небольшое исследование. Рассмотрев модели углов, постарайтесь вспомнить то, что вы узнали в начальной школе или знали из других источников (можно обсудить в парах). По мере проведения работы, отмечайте знаком «+» те утверждения, в которых вы уверены. - Хорошо. |
Рассматривают модели углов, обсуждают в парах, вносят изменения в листок с утверждениями. |
||||
Самоконтроль и самооценка |
- Открываем учебники, стр. 99. Прочитайте внимательно п. 5.1. «Как обозначают и сравнивают углы» и вносите коррективы в свои записи по мере необходимости (справа). - Изменили ли вы своё мнение? |
Читают учебник и вносят изменения |
||||
Систематизация и обобщение знаний по теме «Угол» | - Прошу сообщить, в каких утверждениях вы сомневались, но сейчас изменили своё мнение. Подводим итоги исследования, приводим в систему свои знания по теме «Углы». |
|||||
|
Отвечаем на вопросы: 1. Верно ли первое утверждение? Да. Угол – это геометрическая фигура. Следовательно, 1 утв. верно. 2. Что такое – угол? 3. Посмотрите на экран. |
Отвечают на вопросы учителя. |
||||
Слайд №6 |
- Вычеркните неверное утверждение. |
Делают выводы: 1. Угол – это геометрическая фигура, состоящая из двух лучей, выходящих из одной точки. 2. 1 утверждение верно. Кто поверил в это? Хорошо. 3. 3 утверждение верно. Кто поверил в это? Хорошо. А, второе не верно. |
||||
Работа в тетрадях (Слайд №6) |
- Постройте в тетрадях угол АОВ. Антон нарисует на доске. Как будешь строить? - Как можно ещё назвать этот же угол? - Есть ли у угла стороны? Какие геометрические фигуры являются сторонами угла? 2 утв. Неверно.
|
В тетрадях: АОВ - угол АОВ или ВОА, или О |
||||
Слайд № 8. Флеш-анимация «Сравнение углов» |
- Какой из двух углов больше? Красный или синий? Почему вы так решили? - Какой меньше: синий или красный? - Как сравнить углы? |
Синий. Если красный угол наложить на синий, то он будет составлять часть синего угла. Красный. Чтобы сравнить два угла, надо совместить их вершины и по одной из сторон. |
||||
Слайд № 9. Игра «Верю – не верю» |
4 утверждение неверно. |
|
||||
Слайд № 10. «Прямой угол» | 4. Какой угол называется прямым? | |||||
- Найдите среди моделей прямой угол. Такого нет? - Как же нам его показать? - Возьмите в руку и покажите мне прямой угол. |
Нет среди моделей прямого угла. Это угол тетради, стола, … На угольнике, тетрадь. |
|||||
Как убедиться в том, что угол парты прямой? Смотрим, как это сделать. |
Приложить чертёжный угольник. | |||||
|
- А кто догадался, как сделать модель прямого угла прямо сейчас? Из листа простой белой бумаги. Как убедиться в этом? |
Свернуть лист бумаги пополам и еще раз пополам и получится прямой угол. |
||||
Работа в тетрадях |
- Постройте в тетрадях два прямых угла: угол Е и угол Р. - Как будете строить? - Хорошо. Постоим угол Е по клеткам, а угол Р с помощью чертежного угольника. |
В тетр.
|
||||
Слайд № 11. Разминка для глаз |
- А теперь немного отдохнём. Расслабьтесь и следите глазами за шариком. |
Внимательно следят за движущимся шариком. |
||||
Слайд №12. «Острые и тупые углы»
|
5. Какой угол называется тупым? Острым? - Покажите на моделях острый угол, тупой. Как вы выбрали острый угол? Тупой? |
Угол, меньший прямого, называется острым. Угол, больший прямого, называется тупым. Наложили на угол прямой угол. Острый угол меньше прямого. А. тупой – больше. |
||||
Работа в тетрадях |
- Постройте в тетрадях острый угол МДК, тупой угол С.
|
В тетр. |
||||
Слайд № 14. «Физкультминутка» |
|
Выполняют упражнения. |
||||
Слайд № 15. «Прямой и развернутый угол»
|
- Постройте в тетрадях 2 прямых угла так, чтобы их вершины совпали, и одна сторона была бы общей. Тогда две другие образуют прямую. Этот угол называется развернутым. |
Развернутый. Развернутый угол – это угол, составленный из двух лучей, дополняющих друг друга до прямой. DNH - развернутый |
||||
5. Самостоятельная работа с последующей проверкой (закрепление полученных знаний) |
||||||
Слайд №16. Часы |
- Выполняем задание устно. |
|
||||
Презентация (приложение 2) | - Где ещё в жизни нам встречаются углы? | При строительстве домов, мостов и др. | ||||
Слайд № 17, 18, 19 Практическая работа (приложение 3) |
|
Работают на листах. Проверяют. Исправляют ошибки. |
||||
Слайд № 20. Игра «Верю – не верю» |
- Осталось лишь одно утв. без внимания. |
Высказывают предположения. |
||||
Слайд № 21 |
- Среди школьников есть такое шуточное объяснение этого слава: биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. |
|
||||
- Возьмите модель угла из бумаги в клетку и проведите биссектрису угла. Как это сделать? | Надо согнуть угол пополам и обвести луч. | |||||
Слайд № 22. Игра «Верю – не верю» |
- Подведем итоги. Каким утверждениям вы поверили в начале урока, а сейчас изменили своё мнение? |
Обсуждают и оценивают свои знания. |
||||
Слайд № 23. «Звездный час» |
- Наступил ваш звездный час. Пора подводить итоги. Выполним и оценим самостоятельно свои знания. Поставьте себе оценку за урок. |
Выставляют себе оценки за урок. |