Урок математики в 5-м классе "Угол"

Разделы: Математика


Тип урока: Урок изучения нового материала (преподавание ведётся по учебнику « Математика 5», Г. В. Дорофееев, И. Ф. Шарыгин и др.)

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с новой геометриче­ской фигурой — угол;
  • научиться обозначать и сравнивать углы;
  • на­учить распознавать острые, тупые и прямые углы.
  •  ввести понятие биссектрисы угла.

Развивающие:

  • развивать умения самостоятельной учебно-познавательной деятельности (развивать умение анализировать, делать выводы, обобщения, развивать навыки самоконтроля).
  • развивать творческую сторону мыслительной деятельности учащихся, их интеллектуальные качества.
  • формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли.

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации;
  • воспитывать уважение к математике, умение видеть математические задачи в окружающем нас мире.

Оборудование урока:

  • мультимедийный проектор, презентация (приложение 1, приложение 2);
  • раздаточный материал: конверты с набором моделей углов разного цвета; листы с утверждениями для игры «Верю – не верю», листы с практической работой (приложение 3);
  • демонстрационный материал.

 Структура урока:

  1. Оргмомент –  3 мин.
  2. Постановка цели урока  - 2 мин.
  3. Устная работа –  6 мин.
  4. Проблемно- исследовательская работа – 24 мин.
  5. Самостоятельная работа –  7 мин.
  6. Рефлексия – 3 мин.

Литература

УМК по математике 5-6 кл. под ред. Г. В. Дорофеева,  И. Ф. Шарыгина и др.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Ход урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент

Слайд №1. (Презентация к уроку, приложение 1)

Приветствует учащихся, определяет отсутствующих.

«Ну-ка, проверь, дружок!
Ты готов начать урок?...»

Приветствуют учителя, организуют пространство.

2. Постановка цели урока

Задачи урока

Объясняет задачи урока

- Закрепить знания по определению простейших геометрических фигур.

- Пополнить эти знания знаниями ещё об одной фигуре, об угле.

- Провести небольшое исследование её свойств.

Настраиваются на продуктивную и творческую работу.

3. Устная работа

Слайд №2. «Геометрические фигуры»

Организует фронтальный опрос (диалог).

  1. Какие геометрические фигуры вы видите на слайде?
  2. Назовите и покажите отрезки.
  3. Прямые.
  4. Лучи. Сколько лучей образуют пересекающиеся прямые?
  5. Окружность.
  6. Пересекает ли луч RP отрезок СВ? А луч ОS, ОК?
  7. Пересекает  ли прямая FNотрезок AM,…?
  8. Назовите два луча, выходящие из одной точки, покажите на рисунке.

Отвечают на вопросы и показывают на слайде.

  1. Прямые, лучи, отрезки, точки, окружность.
  2. АМ, СВ
  3. FN, EД
  4. RP, OK, OS, ZД, …
  5. Окружность.
  6. Нет. Луч ОS пересекает отрезок СВ.
  7. Нет.
  8. ОК и ОS

Слайд №3. «Угол»

- Как вы думаете – какую геометрическую фигуру мы будем рассматривать сегодня?

Записывают в тетрадях тему урока «Угол».

Угол.

В тетрадях: Классная работа. Угол

4. Проблемно-исследовательская работа (изучение нового материала)

Слайд №4. «Верю – не верю» (3 мин.)

Раздать карточки с утверждениями

Игра «Верю – не верю»

Выберите те утверждения, в которые верите:

  1. Угол – это геометрическая фигура.
  2. Угол состоит из двух пресекающихся  прямых
  3. Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки
  4. Равные углы – это те, у которых равны стороны
  5. Бывает угол прямой
  6. Бывают углы острые и тупые
  7. Угол может быть тонким
  8. Тупой угол – это угол, который нарисован плохо заточенным  карандашом
  9. Острый угол – это угол, который меньше прямого
  10. Биссектриса – это такой угол, у которого три стороны.

Выбирают верные утверждения. Обводят в кружок номера тех утверждений, которые считают верными. Номера неверных утверждений зачеркивают.

  - Назовите, какие номера утверждений вы выбрали. (3-4 чел.) Это – интересно. Называют утверждения, которые выбрали.

Раздать конверты с набором моделей углов разного цвета

- Проведем небольшое исследование.

Рассмотрев модели углов, постарайтесь вспомнить то, что вы узнали в начальной школе или знали из других источников (можно обсудить в парах).

По мере проведения работы, отмечайте знаком «+» те утверждения, в которых вы уверены.
- Мнение изменилось? Кто внес изменения в листок с утверждениями?

- Хорошо.

Рассматривают модели углов, обсуждают в парах, вносят изменения в листок с утверждениями.

Самоконтроль и самооценка

- Открываем учебники, стр. 99. Прочитайте внимательно п. 5.1.

 «Как обозначают и сравнивают углы» и вносите коррективы в свои записи по мере необходимости (справа).

- Изменили ли вы своё мнение?

Читают учебник и вносят изменения

Систематизация и обобщение знаний по теме «Угол» - Прошу сообщить, в каких утверждениях вы сомневались, но сейчас изменили своё мнение.
Подводим итоги исследования, приводим в систему свои знания по теме «Углы».
 

 

Отвечаем на вопросы:

1. Верно ли первое утверждение? Да. Угол – это геометрическая фигура. Следовательно, 1 утв. верно.

2. Что такое – угол?

3. Посмотрите на экран.

Отвечают на вопросы учителя.

Слайд №6

- Вычеркните неверное утверждение.

Делают выводы:

1. Угол – это геометрическая фигура, состоящая из двух лучей, выходящих из одной точки.

2. 1 утверждение верно. Кто поверил в это? Хорошо.

3. 3 утверждение верно. Кто поверил в это? Хорошо. А, второе не верно.

Работа в тетрадях (Слайд №6)

- Постройте в тетрадях угол АОВ. Антон нарисует на доске. Как будешь строить?

- Как можно ещё назвать этот же угол?
Можно ли назвать его АВО?

- Есть ли у угла стороны? Какие геометрические фигуры являются сторонами угла?

2 утв. Неверно.
3 утв. Верно.

 

В тетрадях:

АОВ - угол АОВ или  ВОА, или О
Точка О – вершина угла
Лучи ОА и ОВ – стороны угла

Слайд № 8. Флеш-анимация «Сравнение углов»

- Какой из двух углов больше? Красный или синий? Почему вы так решили?

- Какой меньше: синий или красный?

- Как сравнить углы?

Синий. Если красный угол наложить на синий, то он будет составлять часть синего угла.

Красный.

Чтобы сравнить два угла, надо совместить их вершины и по одной из сторон.

Слайд № 9. Игра «Верю – не верю»

4 утверждение неверно.

 

Слайд № 10. «Прямой угол» 4. Какой угол называется прямым?  
  - Найдите среди моделей прямой угол. Такого нет?
- Как же нам его показать?
- Возьмите в руку и покажите мне прямой угол.
Нет среди моделей прямого угла.
Это угол тетради, стола, …
На угольнике, тетрадь.
 

Как убедиться в том, что угол парты прямой?

Смотрим, как это сделать.

Приложить чертёжный угольник.

 

 

- А кто догадался, как сделать модель прямого угла прямо сейчас? Из листа простой белой бумаги.

Как убедиться в этом?

Свернуть лист бумаги пополам и еще раз пополам и получится прямой угол.

Работа в тетрадях

- Постройте в тетрадях два прямых угла: угол Е и угол Р.

- Как будете строить?

- Хорошо. Постоим угол Е по клеткам, а угол Р с помощью чертежного угольника.

  1. Обведем по угольнику.
  2. Обведем по модели.
  3. По клеткам.

В тетр.

Е - прямой Р - прямой

Слайд № 11. Разминка для глаз

- А теперь немного отдохнём. Расслабьтесь и следите глазами за шариком.

Внимательно следят за движущимся шариком.

Слайд №12. «Острые и тупые углы»

 

5. Какой угол называется тупым? Острым?

- Покажите на моделях острый угол, тупой. Как вы выбрали острый угол? Тупой?

Угол, меньший прямого, называется острым.

Угол, больший прямого, называется тупым.

Наложили на угол прямой угол. Острый угол меньше прямого. А. тупой – больше.

Работа в тетрадях

- Постройте в тетрадях острый угол МДК, тупой угол С.

 

В тетр.

Слайд № 14. «Физкультминутка»

 

Выполняют упражнения.

Слайд № 15. «Прямой и развернутый угол»

 

- Постройте в тетрадях 2 прямых угла так, чтобы их вершины совпали, и одна сторона была бы общей. Тогда две другие образуют прямую. Этот угол называется развернутым.

Развернутый. Развернутый угол – это угол, составленный из двух лучей, дополняющих друг друга до прямой.
Развернутый угол равен двум прямым углам.  Прямой составляет половину развернутого.

DNH - развернутый

 5. Самостоятельная работа с последующей проверкой (закрепление полученных знаний)

Слайд №16.  Часы

- Выполняем задание устно.

 

Презентация (приложение 2) - Где ещё в жизни нам встречаются  углы? При строительстве домов, мостов и др.

Слайд № 17, 18, 19

Практическая работа (приложение 3)

  1. Первое задание выполните самостоятельно.
  2. Вместе. См на экран.
  3. Вместе.

Работают на листах.

Проверяют. Исправляют ошибки.

Слайд № 20. Игра «Верю – не верю»

- Осталось лишь одно утв. без внимания.
- Что такое биссектриса угла?

Высказывают предположения.    

Слайд № 21

- Среди школьников есть такое шуточное объяснение этого слава: биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

 

  - Возьмите модель угла из бумаги в клетку и проведите биссектрису угла. Как это сделать? Надо согнуть угол пополам и обвести луч.

Слайд № 22. Игра «Верю – не верю»

- Подведем итоги.

Каким утверждениям вы поверили в начале урока, а сейчас изменили своё мнение?

Обсуждают и оценивают свои знания.

Слайд № 23. «Звездный час»

- Наступил ваш звездный час. Пора подводить итоги. Выполним и оценим самостоятельно свои знания. Поставьте себе оценку за урок.

Выставляют себе оценки за урок.