Тема: Правописание родовых окончаний в глаголах прошедшего времени. (Урок в 4-м классе)
Цель: Учить распознавать род глагола и правильно писать их родовые окончания.
Задачи урока: Развивать коммуникативные умения, способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения и осмысления изученного.
Оснащение урока: компьютер, проектор, презентация Power Point (Приложение 1), учебник: автор Т. Г. Рамзаева
Ход урока
1. Организационный момент, мотивация
Сегодня на уроке нам предстоит открыть ещё один секрет правописания. Чтобы подготовиться к открытию секрета, проверим, все ли готовы к серьёзной исследовательской работе.
2. Каллиграфическая разминка. (Презентация, слайд 2)
Продолжить закономерность.
Лл ла ля лю Лл ал (ял юл)
3. Словарно – орфографическая работа
Выпишите глаголы прошедшего времени. (Презентация, слайд 3)
Пробежала и пискнула мышь. Стукнулся о берёзу и упал жук. На макушке ели кукует кукушка. На вершине дуба заворковал дикий голубь. На закате солнца заухает в лесу филин. (По И.Соколову- Микитову)
- Как определили что это глаголы прошедшего времени? (По вопросу; действие совершено до момента речи; наличие суффикса –л.) (Презентация, слайд 4)
3. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи
(Общеклассная дискуссия.)
Молодцы! Вы доказали, что умеете работать аккуратно, думать и объяснять свои действия. Прочтите это шуточное стихотворение. (Презентация, слайд 5).
Вот наст`ал[а] утр[а]
Солнышко пригр`ел[а]
От жары Мартышка
Сразу разомл`ел[а].
- Значение всех ли слов вам понятно?
- Что значит слово разомлеть? (Прийти в состояние расслабления, истомы)
- Назовите глаголы. Что общего у этих глаголов (имеют формы прошедшего времени)
- В какой части слова находится звук [а]?
- При записи стихотворения у меня возник вопрос: какой буквой обозначить
безударный звук [а]?
(Выслушиваются версии детей.)
- Правильно ли я поняла, что для решения проблемы надо найти способ проверки окончаний глаголов прошедшего времени, но известные способы проверки не подходят:
1) Для проверки окончаний существительных: определяем склонение, затем слово-помощник ставим в тот же падеж. Глаголы по падежам не изменяются!
2) У имен прилагательных окончание проверяется по окончанию вопроса? У вопроса глагола прошедшего времени ЧТО Д`ЕЛАЛА? - окончание в слабой (безударной) позиции.
4. Решение учебной задачи (работа в группах)
Может быть, вам помогут столбики глаголов, записанные на карточках- заданиях. Попробуйте найти способ проверки окончаний глаголов прошедшего времени и через 5-7 минут представить свой вариант ответа.
Карточка- задание
Сравните столбики глаголов.
пел |
шёл |
летел |
- Чем различаются эти глагольные формы прошедшего времени?
- Что показывают окончания?
- Зависит ли окончание от позиции ударной или безударной?
- Уточните, от чего зависит написание окончаний глаголов прошедшего времени?
- Как определить род глагола?
5. Защита детских гипотез по результатам обсуждения в группах (по карточкам-заданиям).
6. Моделирование вывода
Написание окончаний глаголов прошедшего времени зависит от грамматического значения рода, а для того, чтобы определить род глагола надо определить с каким существительным (или местоимением) он связан.
7. Решение частно-практических задач
Индивидуальная работа по учебнику: упражнение №496 с последующей проверкой.
8. Самостоятельная творческая работа
Составьте 2-3 предложения по картине художника И.И.Левитана «Март», используя глаголы прошедшего времени.
9. Домашняя работа
Упражнение 495.
10. Рефлексия
Удалось ли нам сегодня открыть секрет правописания глаголов прошедшего времени?