Тип урока: углубление знаний.
Цель урока:
- познакомить детей с историей вальса, расширить представление о многообразии жанра вальса;
- развивать творческие способности учащихся;
- способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, интереса и любви к музыке.
Оборудование:
- аудиозаписи: И.Штраус «Звуки весеннего вальса», «М.И. Глинка «Вальс-фантазия»;
- географическая карта мира;
- репродукция картины;
- нотная хрестоматия.
Методы обучения:
- метод эмоциональной драматургии;
- метод создания «композиций»;
- метод перспективы и ретроспективы;
- метод интонационного постижения музыки;
- метод создания художественного контекста;
- метод моделирования художественно-творческого процесса;
- метод контрастных сопоставлений;
- метод музыкальных обобщений.
Ход урока
I. Организационный момент
У. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нас, как всегда встретила музыка. Каким было музыкальное приветствие?
Д. Торжественное, четкое, маршевое.
У. Какие средства музыки помогли вам узнать маршевый жанр музыки?
Д. Ритмичная музыка.
У. На какой счет обычно маршируют?
Д. раз, два, раз, два.
У. Такой музыкальный размер называется двухдольный. Можете написать его на доске?
Д. II II II II (ритмическое исполнение)
У. Но странно, ребята, обратите внимание на доску – тема нашего урока… Вальс… Но мы то с вами знаем, что музыкальный язык разнообразен и волшебен. Можем ли мы с помощью этого волшебства сейчас превратить марш в вальс?
Д. Добавить одну долю (пишут на доске).
У. Что же изменилось? Давайте исполним ритм вальса. (Ритмическое исполнение.) Что хочется делать под этот ритм?
У. Вальс – танец очень зажигательный, кружащийся, давайте попробуем своими красивыми голосами передать кружение и плавность этого замечательного танца.
Мелодизация текста
На доске:
В плавном вальсе вместе с нами
Закружилось все вокруг.
У. Молодцы, ребята, ваши красивые голоса помогли нам проникнуться этим замечательным танцем.
II. Актуализация знаний
У. Вальс… Нет человека, который не испытал бы его влекущей магической силы. Сейчас музыка поможет почувствовать эту силу.
Штраус «Звуки Весеннего вальса».
Пластическое интонирование
У. Что хочется делать при звуках этого вальса? Вам знакома эта музыка? Как она звучала?
Д. Торжественно, празднично.
У. Куда унесла нас музыка, в какое время? Что вы уже знаете об этом зажигательном танце? Какой композитор написал эту музыку?
Д. Штраус – австрийский композитор 19 века. Король вальса.
У. Молодцы, ребята, ваши движения были очень выразительны, изящны.
Этот вальс написал король вальса И. Штраус и назвал его «Весенний вальс» Вальсы Штрауса полны очарования, радости жизни, так зажигательны, что кажется – в них отразился целый мир красок и образов. И главная особенность этого мира – его всепобеждающая праздничность. Как танцуют вальс?
Д. Кружатся парами.
Графическое изображение мелодии
У. Можно ли нарисовать музыку вальса с помощью линий?
Д. рисуют на доске.
У. А в природе что можно сравнить с вальсом?
Д. Листопад, снегопад.
III. Основной этап
У. Мы знаем вальс таким – какой он сегодня, а знаете ли вы - откуда произошел и где впервые появился вальс? Посмотрите на доску – знакомы ли вам эти слова?
Вольта, Фурмант, Лендлер
Оказывается это имена одного танца – вы догадались какого?
Сообщение новых знаний
К нашему уроку ребята провели исследовательскую работу и приготовили историческую справку о том – где и когда появился вальс.
1. Одним из первых танцев в ритме «три четверти» считается крестьянский французский танец Вольта, который появился в середине 18 века. Слово «Вольта» имеет итальянское происхождение и означает поворот. В вольте сначала преобладали прыжки, а затем появились быстрые повороты и вращения.
2. В Чехии в это же время - в середине 18 века был очень популярен веселый и задорный танец Фурмант, что означает франт, гордец. Его танцевали парами с поворотами одного танцующего вокруг другого.
3. В Австрийской области танцевали степенный танец Лендлер.
Кавалер выводил понравившуюся ему партнершу в круг и вращал её вокруг себя. Пара за парой неторопливо двигались танцующие и то же в трехдольном размере.
Вольта – Франция
Фурмант – Чехия
Лендлер – Австрия
У. Так какие же страны мы можем по праву считать родиной вальса?
Но почему сегодня на доске у нас карта мира? Ведь родиной вальса являются только три страны – Франция, Чехия и Австрия.
Д. Его знают во всем мире.
У. Некоторое время вальс считался очень неприличным – ведь кавалер при всех обнимает даму. В Вене, например, его разрешали танцевать на балу не более 10 минут, запрет на вальс был снят в 1888 году. В России император Павел I издал указ, запрещавший танцевать вальс. Но вальс невозможно было остановить. Он триумфально шёл по странам Европы, завоёвывая весь мир. Произошло это в 18 веке и вот уже более 200 лет властвует он над временем, не зная преград.
И сейчас вальс перенесет нас из Австрии в ту страну, где этот танец стал очень любимым и популярным, в нем отразились все лучшие черты народной музыки.
Восприятие
Слушание Вальс Фантазия Глинка (фрагмент).
У. Помогла ли музыка определить страну, где родился этот вальс? Какие средства музыки использовал композитор?
Д. Мелодичная, печальная.
У. Какого русского композитора называют «солнцем русской музыки»?
Д. М. И. Глинка
У. Мелодичность, широта, распевность – главные черты русской музыки, давайте своими голосами украсим эту музыку – ведь мы знаем, что у каждого голоса свой неповторимый тембр. Наши голоса сольются, и вальс зазвучит разноцветными красками.
Вокально-хоровая работа (разучивание мелодии вальса)
Исполнение мелодии.
У. Что вы почувствовали, появились новые ощущения? Какими красками наполнилась музыка? Нарисуйте мелодию этого вальса на доске.
- Мы не раз убеждались в волшебстве музыки и сейчас вальс поможет оживить картину и расскажет нам целую историю.
Восприятие (повторно)
Слушание Вальс Фантазия Глинка (фрагмент).
У. О чем рассказала музыка? Как бы вы назвали этот вальс?
- М. И. Глинка назвал его Вальс Фантазия, в котором поведал нам о любви, глубоких переживаниях и страданиях. Но ведь любовь тем и сильнее, чем больше на её пути преград и побед, встреч и расставаний.
- Похож этот вальс на вальс Штрауса? В чем отличие?
Д. Вальс Штрауса танцевальный, праздничный, блестящий. Вальс Глинки печальный, мелодичный, тревожный.
IV. Обобщение (составление синквейна)
У. Составим синквейн. С какими вальсами мы сегодня познакомились, каких стран?
Вальс
Австрийский Русский
Кружится, поёт, путешествует
Вальс не знает границ
Мир!
- Сегодня два композитора познакомили нас с одним жанром – жанром вальса. Каждый композитор оставил в музыке частичку своей души. Вальс как будто предстал перед нами в разных нарядах – то в пышном, праздничном, ярком, то в чувственном, взволнованном. Вальс Штрауса помог побывать нам на праздничном балу, а вальс Глинки поведал историю о любви, о разлуке. Но что бы не случилось в жизни человека, самое главное верить и надеяться на лучшее.
- В какой праздник все люди загадывают желания, фантазируют, мечтают?
Д. Новый год.
У. Какие подарки можно подарить в Новый год?
Д. Доброту, заботу, ласку…
У. Я хочу прочитать вам стихотворение, которое подскажет вам – что можно дарить даже самому незнакомому, проходящему мимо человеку.
«Человек пришел и улыбнулся
незнакомый мне и мне совсем чужой,
И как будто только что проснулся
День холодный задышал весной,
Вся тоска и грусть – все улетело,
Под лучами тает зимний снег
И в душе как будто потеплело,
Просто улыбнулся человек!»
Д. Улыбку.
У. Иногда простая улыбка может ободрить, успокоить, обрадовать, согреть.
- Давайте сейчас подарим свои улыбки друг другу и нашим гостям, пожелаем им добра, радости и счастья в Новом году. И, конечно же, поможет нам в этом ритм… вальса.
Вокально-хоровая работа (исполнение песни)
Исполнение песни «Будьте добры».
У. Наш урок подошел к концу, но тема урока до сих пор не определена. Давайте подумаем – какая тема сегодняшнего урока?
- Много стран сегодня мы называли, у каждой из них свои обычаи, традиции, на карте каждая имеет свой цвет, свою границу. А вальс… не знает границ!
- Я благодарю за работу на уроке, все ребята молодцы, думаю, что после нашего разговора вы будете более внимательны к окружающим вас людям, друг к другу. Дарите радость, добро, любовь и наш мир станет чище, светлее и прекраснее.
V. Оценка
Урок закончен, но вальс не прощается с нами. Вы слышите, он снова звучит для нас…
Выход из класса под вальс «Звуки Весеннего вальса».