Возможности метода проектов для развития личности младших школьников

Разделы: Начальная школа


Одна из главных задач начальной школы - развитие потенциала младшего школьника. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, новых форм, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности учащегося.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий особое внимание уделяется проектной деятельности.

Метод проектов – это дидактическая категория, обозначающая систему приёмов и способов овладения определёнными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Поэтому, если  мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна совершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского - «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект - прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирова­ние превращается в процесс создания проекта».

 Метод проектов - не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы), и в зарубежной. Разумеется, со временем идея претерпела некоторую эволюцию. В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться  лишь в 1980-1990-х гг. в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников.

Метод проектов является творческим по своей сути. Опыт применения проектного метода в начальных классах доказал эффективность следующей последовательности его модификаций: от кратковременных (1-2 урока) однопредметных проектов – к долговременным, межпредметным, от личных проектов – к групповым и общеклассным.

Метод учебных проектов построен на принципах проблемного обучения и характеризуется как:

  • личностно ориентированный;
  • деятельностный;
  • обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
  • построенный на принципах проблемного обучения;
  • развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
  • формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
  • воспитывающий целеустремленность, толерантность, индиви­дуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
  • здоровьесберегающий.

С помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной и творческой деятельности учащихся. Такая деятельность всегда эффективна. Если начинается с побудительных мотивов, а решение проблемы имеет общественную и практическую значимость.

 Сформулировать цель и задачи проекта можно исходя из формулировки проблема проекта. С учётом конкретных условий её решения.

В работе над проектом проявляется максимальная самостоятельность учащихся в формулировании цели и задач, поиске необходимой информации, анализе, структурировании и синтезе, исследовании и принятии решения, организации  собственной деятельности и взаимодействия с партнёрами. От ученика требуется самостоятельнее применение уже известного и «добывание» новых знаний.

В младшем школьном возрасте усвоение  нового материала во многом определяется значимостью учебной деятельности, а также ростом познавательных интересов. Как отмечает А. В Петровский, важно так «формировать учебную деятельность, чтобы она включала направленность на учение, умение контролировать себя (своё знание, своё умение), оценивать собственные достижения. В процессе учёбы для ребёнка должно быть значимо, интересно знание нового.» При этом следует давать возможность активно исследовать понятия и связи и решать задачи, относящиеся к реальной жизни.

Рассмотрим организацию начального этапа проектной деятельности в 1 классе.

Положительным моментом в подготовке учащихся к такой деятельности является выполнение дизайн-упражнений. Они представляют собой творческие задания. Учитывая то, что учащиеся впервые выполняют творческие проекты, мы заранее провели родительское собрание, рассказали, что творческий проект - это изделие, выполненное самостоятельно школьником от идеи до ее реализации при активной консультации учителя. Мы попросили родителей оказать содействие в определении темы проекта, подборе материалов и организации непосредственной помощи.

Учебный проект «Сказка нашего класса»

Предмет: литературное чтение.

Тип проекта: творческий.

Планируемый результат:  ученики в паре с родителем оформляют страницу будущей книжки-малышки, согласно отрывку из текста, представляют ее классу. Учитель делает обложку.

Цели:

  • образовательная – вызвать интерес к книге-источнику знаний, формировать речевые умения, обогатить речь учащихся,
  • воспитательная – воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы, формирование социальной активности,
  • развивающая – расширять кругозор, развивать творческие способности.

Подразумевалось, что каждый ребенок совместно с родителем получает часть планируемой сказки, причем одну сказку сочиняли дети сами, а другие брали из сборника русских народных сказок. Таких книжек мы создали много, часть передана в фонд детских библиотек и детского сада.

2 класс. У второклассников наиболее  эффективно  осуществляется в процессе обучения ориентирование на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает сознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой статус.

Презентация «Использование метода проектов в начальной школе» представлена в Приложении 1.

Проект «Город, где мы живем»

Тип: творческий.

I. Выбор и обоснование проекта

1. Постановка проблемы. После посещения краеведческого музея детям было предложено в домашних архивах поискать старые фотографии улиц, домов родного города и рассказать историю (реальную или близкую к реальной) изображенных мест.

II. Организация деятельности

1. Беседа об истории города. Класс делится на группы, каждой из которых руководит родитель и учитель консультирует учащихся.

III. Осуществление деятельности. Исследование

Группы рассматривали историю города с разных сторон.

« Что нам рассказали бабушки и дедушки».

« История города в книгах».

« Знаете ли Вы, что…» (интересные факты).

«Вспомни и отгадай» (викторина,  «Город будущего»,  кроссворд).

IV. Презентация

Результаты представляются на обсуждение в виде творческой работы, включающей историческую справку, собственные творческие разработки в рисунках  и поделках. Итогом презентации стала экскурсия по родному городу. В конце проекта родилась идея создания герба своего класса.

Ранжирование отношения школьников к учебным предметам  позволяет констатировать, что технология как учебный предмет занимает лидирующее положение наряду с такими предме­тами, как математика и русский язык.

Творческий проект «Говорят не знавшие войны»  был проведен в преддверье 60-летней  годовщины Великой отечественной войны.

Цели образовательные и воспитательные:

  • вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс;
  • воспитание у детей интереса к народному творчеству, культуре и традициям России;
  • воспитание чувства патриотизма;
  • приобщение к полезной  деятельности;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие эстетического вкуса;
  • овладение техникой «коллаж».

I. Выбор и обоснование проекта

1. Постановка проблемы. В городе дан старт акции «Подарок ветерану». И у нас появилось желание принять участие в ней, сделав своими руками подарки.

Начало проекта: сценический диалог трех ребят, нашедших гильзу, которая пролежала в земле около 60 лет.

2. Беседа о военном времени. Мы организовали выставку книг о ВОВ, написали сочинения-миниатюры в виде треугольника-письма. Это помогло нам больше проникнуть в проблему.

3. Выбор оптимальной технологии.

II. Знакомство с технологией «коллаж»

Эта технология подразумевает создание композиционное  изображение предметов, где  могут быть использованы  различные материалы.

1. Деление на группы.

2. Выбор изделий, материалов и инструментов.

3. Составление «звездочек обдумывания»

III. Практическая работа и корректировка деятельности

1. Повторение правил безопасного труда.

2. Работа по технологическим картам.

Учащиеся вспоминают содержание и последовательность технологических операций, используемых при выполнении элементов панно.

Школьники делились на группы, выбирали тематику работы.

V. Защита проекта

1. Проверка и оценка. На данном этапе учащиеся выявляют уровень знаний и умений в проектной деятельности. Учитель характеризует работу микрогрупп. Наступает самый долгожданный момент – идем поздравлять ветеранов. Учащиеся читают свои письма поздравления и торжественно вручают панно.

Творческий проект «Праздник твоего имени» 4 класс (Приложение 2)

Задачи:

Образовательные:

  • выявлять умение и способность учащихся работать самостоятельно по теме;
  • углубить познание детей о языке на примере имен учащихся;
  • формировать речевые умения, обогатить речь учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать общественно-активных, конструктивно мыслящих личностей;
  • воспитывать внимательное доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей.

Развивающие:

  • развивать познавательную мотивацию при овладении знаниями о собственном имени;
  • развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой;
  • расширять кругозор учащихся.

I этап. Подготовительный (исследовательский)

Предварительно школьный психолог провел с учащимися класса занятие на тему «Что в имени моем». На этом этапе было подготовлено сообщение о древнерусских именах.

Исследования отечественных лингвистов (А. Суперанская, В.Котов, и др.) С целью коллективного поиска проблемы нами использовался метод мозговой атаки. Учащиеся провели экспертизу идей и отобрали наиболее интересные и актуальные из них:

  1. Как образовывались древнерусские имена.
  2. Каким может быть календарное имя.
  3. Каким образом давалось имя ребенку в прошлом и сейчас.
  4. Что обозначает мое имя.
  5. Как можно узнать о характер человека по его имени.
  6. Какие имена можно встретить в литературе, искусстве, естествознании.

Таким образом,  создается банк творческих идей и реализуется принцип культурообразованности метода проектов.

II. Исследовательский этап (организация деятельности).

Учитель использует метод информационной поддержки. Учащимся предоставлялись книги, журналы, вырезки из газет и другие источники с целью поиска необходимой информации. Каждый ученик, опираясь на собственные знания и анализ этих источников, формулирует для себя конкретную задачу и выбирает группу.

После коллективного обмена мнениями принимается следующий план работы над проектом,  т.е. разрабатывается «звездочка обдумывания».

Выдвигается идея создания собственного журнала каждым учеником. Тем самым, весь класс участвует в решении данной проблемы.

I. Выбор и обоснование проекта «Журнал»

1. Постановка проблемы. Все,  что узнаем об именах, надо записать. И у нас появилось желание изготовить журнал.

2. Беседа о книгах. Переплетные работы. Вспоминаем историю книг, элементы книги. По рисунку узнаем о внутреннем строении книги.

II. Выбор изделий, материалов и инструментов

Мы решили, что сделаем журнал своими руками. Что мы уже умеем делать? Мы умеем выполнять аппликации из бумаги, ткани, делать объемные игрушки, и сувениры и многое другое. Но это только оформление журнала. Далее используется метод дизайн-анализа, который помогает учащимся выявить форму, размеры, стиль, материалы и цветовое решение будущего изделия. На уроках технологии мы учились составлять морфологические матрицы.

Мы применили метод упражнений и составили морфологическую таблицу. Школьники мысленно переносят признаки различных объектов практикуемые ими объекты. Тем самым получаются необычные сочетания признаков и находится оригинальное решение проектно-творческой задачи. Учащиеся находят реальные объекты, сравнивают.  На основе проведенного анализа школьники разрабатывают рабочий эскиз модели с описанием. Одновременно раскрываются правила безопасности при работе и санитарно-гигиенические условия организации рабочего места.

III. Выборы оптимальной технологии.

1. Работа по технологической карте.

Технологический процесс выполнения журнала представлен в виде поэтапного последовательного. На данном этапе к работе можно подойти дифференцированно. Например, технологический процесс выполнения предстоящего изделия представить простым поэтапным последовательным перечислением выполняемых действий или более сложным в виде технологической таблицы. Основным методом обучения проектной деятельности на этом этапе выступает метод упражнений, с помощью которого отрабатываются действие и приемы выполнения отдельных операций.

2. Правила безопасного труда. Учитель вместе с учащимися (3-4 человека) в игровой форме представили правила безопасного труда с помощью загадок. Затем правила обобщаются самими учащимися.

IV. Практическая работа и корректировка деятельности

На данном этапе происходит непосредственная работа над выполнением журнала.

Во время работы необходимо корректировать деятельность учащихся, обращая внимание на то, каковы будут критерии оценки качества изделия, чтобы они, по возможности, не допускали ошибок.

V. Корректировка

1. Выслушиваются ответы на вопросы учителя:

- Чтобы вы хотели изменить?
- Что дала вам эта работа?

2. Проверка и оценка.

Оформительский этап нашего проекта «Журнал» проходил на уроке изобразительного искусства. Задачи были сформированы самими учащимися:

«Мы сделали журналы. Для оформления обложки используем гуашевый рисунок цветка. Наши имена как цветы, нет некрасивых цветов: и пышная роза, и гордый гладиолус, и скромная незабудка – все прекрасны по-своему. Мы должны представить себе свое имя. Это может быть и несуществующий цветок».

- Обложки получились все разные. Нелегко познать цветок. Чтобы понять его, попробуйте на минутку самим превратиться в цветы.

Вывод:  каждый  цветок неповторим и прекрасен, как и каждый человек уникален. Это означает, что не было, и нет на земле точно такого же человека, как вы. А все вместе мы составляем чудесный сад. Следующий этап работы проходит на уроках литературного чтения.

Кто я? Этот вопрос задавали себе люди во все времена. Мы уже знаем, что по имени можно узнать о характере человека о его жизненном пути. Доказательства этому суждению  мы нашли в литературных произведениях, изучаемых на данном этапе.

Учащиеся провели сравнительный анализ того, что они узнали об имени, которое носит герой (героиня) произведения и, каким его представляет автор произведения,  например:

- А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» (герой Вещий Олег);

- В.А.Жуковский  баллада «Светлана» (героиня Светлана).

Вот отрывки из работ учащихся.

«Светлана – имя славянского происхождения, оно означает  свет «чистая». Это доказывается словами баллады Жуковского.

«В ней душа – как ясный день»
«Будь вся жизнь ее светла…….»

Светлана будет такой, какой ее создадут окружающее: родители, воспитатели. Она в равной степени открыта и добру, и злу.

«Молчалива  и грустна
Милая Светлана.

«Как могу, подружки, петь?
Милый друг далеко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой».

В произведении Жуковского девушка показана робкой, молчаливой, грустной. Девушка, имя Светлана, может строить свою судьбу сама и Жуковский ей обещает:

«Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
Дней ее подруга.»

«Я прочитала произведение А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге», в основу которого положена летопись из древнерусской литературы «Повесть временных лет». Главный герой этого произведения – древний князь Олег. Имя у него скандинавское и означает  «святой», священный. Это подтверждается строками:

Как ныне сбирается вещий Олег
Отомстить неразумным хазарам…

Люди с этим именем смелые, очень упорные люди, они могут постоять за себя, повести за собой.

…«Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;»

Олег очень самолюбив:

«Скажи мне, кудесник, любимец богов
Что сбудется в жизни со мною ?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Открой мне всю правду, не бойся меня
В награду любого возьмешь ты коня».»

На уроках естествознания, русского языка мы продолжили знакомиться с именами великих людей. Учащиеся сами решили найти своих знаменитых тезок. Был составлен план работы, где указывались направления поисков: история, литература, путешественники, названия улиц,  спорт.

Вот отрывки из сообщений учащихся.

«У меня редкое имя Владислав, а проще Влад. Мое имя означает «владеющий миром». Во Владах часто пробуждаются таланты к чему-либо. Самое интересное в том, Влад не станет спорить до хрипоты и останется при своем мнении. Мой знаменитый тезка - польский писатель и актер. Прежде чем стать профессиональным актером, Реймонт Владислав Станислав переменил много занятий. В 1924 году получил Нобелевскую премию. Я тоже хочу добиться признания своего таланта, остается его только раскрыть».

Познакомившись со статьей Н.В.Ивановой  «Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе», нам захотелось продублировать один из вариантов применения проектного метода в процессе обучения младших школьников, а именно «Радужный толковый словарь», изменив только его содержание.

Работа над данным проектом осуществлялась четвероклассниками на уроках русского языка и факультативных занятиях.

Задачи проекта.

  • Закрепить знания со структурой определения и его разновидностями.
  • Стимулировать познавательный интерес учащихся к толковому словарю.
  • Развивать точность речи.

На первом этапе учитель учит выделять родовые и видовые понятия и на примере словарных слов. Получаем несколько групп: «путешествие»; «государство»; «пища», «живопись». Ученики выбирают понравившиеся слова. Затем зачитывают определения к этим словам из толкового словаря и составляются свои определения в виде загадок в стихотворной форме.

Выдвигается идея создания сборника  словарных слов.

На втором этапе уточняется тема проекта «Словарные слова».

Главная цель  определяется как издание общеклассного словаря «Упрямые слова» (на основе индивидуальных проектов).

После коллективного  обмена мнениями принимается следующий план работы над проектом. Сначала в микрогруппах  под руководством учителя открывается  принцип, по которому составляются определения.

После этого каждый сам разрабатывает и оформляет свою страницу словаря по плану:

  1. Определение.
  2. Транскрипция.
  3. Словосочетания из ранее изученных словарных слов.
  4. Предложение с данным словом из литературных произведений.
  5. Ребусы, шарады.

Затем класс разделился на следующие группы: художники-оформители (будут разрабатывать дизайн проект обложки, страниц, выполнять необходимые иллюстрации), редакторов (составления предисловия, заключения).

После завершения групповой работы  и непосредственного выполнения проекта дети делятся своими впечатлениями со своими одноклассниками и учителем. Затем своими размышлениями они оформляют  в мини-сочинениях.

В отзывах учащихся отмечают, что данная работа им очень понравилась, потому, что было познавательно, очень интересно и увлекательно. «Все мы научились творить, фантазировать и лучше запоминать словарные слова, даже меньше делать ошибок».

Ребята отмечают, что им «было и трудно и легко»

Нами проведено обобщение опыта по теме «Использование  метода проектов в начальной школе в учебном процессе». Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что в целом проектная деятельность (основной инструмент – метод проектов) формирует как эмпирическое, так и теоретическое обобщения в мыслительной деятельности детей (по В.В. Давыдову), поскольку соединяет в себе применение новых знаний и житейского опыта ребенка, тем самым формирует более широкие познавательные возможности младшего школьника. Анализируя работы учащихся, отражающие преимущества использования метода проектов в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания мы пришли к выводу о продолжении его использования дальше – таковы возможности метода проектов, который позволяет ученикам учиться, а учителям учить без принуждения, творчески.