Тема: Звуки [б, б,] строчная буква б. Знакомство с рассказом Сладкова «Лесные мастера».
Цель: продолжить работу над формированием навыка чтения.
Учебные задачи:
- формировать умение «видеть» букву;
- продолжить работу над формированием правильного чтения;
- развивать связную речь, фонематический слух, моторику, мыслительные операции;
- формировать понятия о взаимопомощи и сотрудничестве;
- учить работать в группах, сообща.
Учебные умения:
- видеть орфограммы в словах;
- правильно, грамотно формулировать предложения;
- различать понятия «звук», «буква»;
- анализировать произведение.
Воспитательные задачи:
- прививать любовь к чтению, к книге;
- формировать познавательный интерес;
- воспитывать умение слушать, учитывать мнение других.
Формы работы
- Фронтальная.
- Коллективная.
- Индивидуальная.
- Групповая.
Форма урока: классно-урочная.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: «Букварь» Р. Н. Бунеева, фотографии лесных зверей и птиц (Приложение), задания для групп, алгоритм звукового разбора и правила работы в группе.
Ход урока
I. Организационный момент
Цель: Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную исследовательскую деятельность.
Уч: Ребята, сегодня на уроке обучения грамоте мы работаем в исследовательских группах. Думаю, этот урок принесет всем нам радость познания и общения друг с другом. Давайте улыбнемся друг другу и вспомним правила совместной работы:
- Уважай своего товарища.
- Умей каждого выслушать.
- Не согласен – предлагай!
Уч: Успешного вам сотрудничества!
II. Актуализация опорных знаний
Цель: Обеспечить в начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Совместно с учащимися сформулировать тему урока.
Уч: С какой буквой мы познакомились на предыдущем уроке?
Д: С буквой б.
Уч: Какие звуки обозначает буква б? Дайте характеристику новым звукам и оденьте «звуковичка».
К доске с помощью магнитов прикреплена модель «звуковичка»:
Уч: А сейчас произнесите шепотом своё имя и фамилию. Встаньте те дети, в имени или фамилии которых есть новые звуки.
Учащиеся, в имени или фамилии которых есть новый звук, встают.
III. Формулирование темы и задач урока
Уч: Посмотрите на модель «звуковичка» и помогите сформулировать тему урока.
Д: Мы продолжим знакомство с буквой б и звуками, которые она обозначает.
Уч: Но это не значит, что мы будем топтаться на месте. Какую цель перед собой поставим?
Д: Учиться читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.
IV. Закрепление новых знаний
а) Работа со слоговой таблицей
- Мальчики «едут на лифте вниз» и собирают слоги, меняя громкость от шепота до крика.
- Девочки «едут вверх», окрашивая чтение интонацией удивления.
- Поиграем со слогами. 1-ая группа читает по-очереди слоги и договаривает их до слова: ба-барабан, бо - бокс…
б) Работа в группах
Цель: Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели).
Примерное распределение обязанностей учащихся для работы в группе из пяти человек:
Капитан – руководит работой группы.
Секретарь – делает записи за всю группу.
Оратор – выступает перед классом, защищая результаты работы.
Хранитель времени – следит, чтобы группа закончила работу вовремя.
Редактор – оформляет результаты работы в виде опорной схемы, плаката и т. д.
Уч: Вы помните, что знаний у каждого становится больше, если ими поделиться. Лучше всего это делать в групповой работе. Тема нашего исследования сегодня слова и предметы. Чем слово отличается от предмета?
Д: Предметы нас окружают, реально существуют, мы их видим, а слова мы слышим и произносим.
Уч: Капитаны получите задания для групп.
Секретарь получает порядок звукового разбора слова.
Порядок звукового разбора:
- Прочитай слово. Обозначь слово чертой.
- Определи количество слогов, раздели на слоги.
- Определи количество звуков в каждом слоге, обозначь пустыми кружочками.
- Поставь ударение.
- Произнеси слово, выделяя первый звук.
- Дай характеристику первому звуку, обозначь цветом и буквой.
- Произнеси слово, выделяя второй звук.
- Дай характеристику второму звуку, обозначь цветом и буквой.
- Характеризуй звуки до последнего.
- Определи количество звуков и букв.
- Проверь свою работу.
Задание для группы:
- Прочитайте и отгадайте загадку.
- Выберите из фотографий на доске ту, которая соответствует вашей отгадке.
- Выполните звуковой разбор отгаданного слова.
- Составьте несколько предложений об этом предмете.
Загадка для группы №1:
Не учил квадрат и вектор,
Все же точен архитектор.
Разделил на части круг
Серый, маленький … (паук)
Загадка для группы №2:
Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Всё равно он будет мой! (Дятел)
Загадка для группы №3:
Сядет, хвостик распушит,
Быстро шишку шелушит,
Спрыгнет вниз, сорвет грибок –
Заготавливает впрок. (Белка)
Загадка для группы №4:
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину. (Бобр)
Загадка для группы №5:
Соберите рассыпавшиеся буквы, и вы узнаете название хищного зверька, который отлично роет норы в лесу:
У | К | С | Б | А | Р | (барсук) |
На доске фотографии дятла, белки, бобра, паука, барсука.
Группа может с помощью определенного сигнала попросить помощь учителя. В этом случае учитель может предложить группе подсказку.
ПОДСКАЗКА для группы №1:
Пауки – хищные насекомые. Питаются они другими насекомыми. Пауки строят сложные ловчие сети – паутину. Многие пауки ядовиты.
ПОДСКАЗКА для группы №2:
Дятлы – птицы с крепким клювом-молотком. Питаются они насекомыми. Достают свою добычу дятлы длинным липким языком.
ПОДСКАЗКА для группы №3:
Белка – небольшой рыжий зверёк с длинным, пышным хвостом. Белки устраивают гнёзда в дуплах деревьев. Питаются они ягодами, грибами, семенами. На зиму делают припасы.
ПОДСКАЗКА для группы №4:
Бобры – крупные грызуны. Живут они по берегам лесных рек и озёр. Они прекрасно плавают. Зубами бобры легко перегрызают ветви. Питаются звери травами, ветками и корой.
ПОДСКАЗКА для группы №5:
Барсук – хищный зверёк. Он отлично роет норы в лесу. В норе барсука всегда чисто. Питается зверёк ящерицами, насекомыми и ягодами.
Ораторы групп рассказывают о результатах работы. Модели звукового разбора учитель вывешивает на доску.
Уч: Что общего у всех предметов? (Это дикие животные. Они живут в лесу.)
в) Физминутка «Море волнуется …»
Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три…
- бельчонок, разгрызающий орешек замри:
- дятел, который стучит по дереву замри;
- паук, плетущий паутину, замри…
г) Работа с текстом из «Букваря»
До чтения:
Уч: Откройте «Букварь» на странице 113. Перед вами текст. Прочитайте заголовок. Кого мы в жизни называем мастером?
Д: Человека, который умеет хорошо, ловко что-либо делать. Он достиг высокого искусства в своем деле.
Уч: Кого из перечисленных животных мы могли бы назвать лесным мастером? Почему? Перед нами проблема.
Уч: Чтобы проверить, верны ли наши предположения, надо прочитать текст Н. Сладкова.
Работа с текстом во время чтения (учитель по ходу чтения задает ученикам вопросы, учит вести диалог с текстом)
Уч: Почему без профессии в лесу не прожить?
Д: Она кормит, дает жильё.
Уч: Кто на этот вопрос хочет найти ответ?
Д: Бельчонок.
Уч:
- Как дятел лечит деревья? Сможет ли доктором стать Бельчонок?
- А зачем нужен длинный нос?
- Кто такие землекопы?
Д: Те, кто копают землю.
Уч: Зачем Барсуку туннели?
Д: Ищут насекомых в земле.
Уч:
- Интересно, чем Барсук роет туннель?
- Почему Бельчонок не сможет быть землекопом?
- Зачем пауку сети? Кто он по профессии?
- Сможет ли Бельчонок стать ткачом?
- Что мешает Бельчонку стать ткачом?
- Кто это Оляпка?
Уч: Послушаем ученика нашего класса. Он нам расскажет об этом интересном животном.
«ОЛЯПКА. Эта замечательная птица-водолаз живет по берегам горных рек и ручьев. Она может плавать, нырять и бегать по дну водоема в поисках пищи. Питается водными насекомыми и рачками. Гнездо оляпка устраивает всегда около воды, между береговыми камнями. Зимует на незамерзающих участках рек. Занесена оляпка в Красную книгу. У многих жителей Севера принято вешать над колыбелью ребенка крылышко оляпки, чтобы он, когда вырастет, тоже не боялся холода и воды».
Уч: Что ищет Оляпка на дне?
Д: Насекомых.
Уч:
- Почему испугался Бельчонок?
- Каким представляете Бобра?
- Как вы понимаете выражение «мастер на все лапы»? Что умеет делать бобёр?
- Строить хатки, плотины, хорошо плавать, валить деревья…
- А как мы говорим о людях, которые хорошо умеют делать много дел?
Д: «Мастер на все руки»
Уч: Почему Бобр не умеет собирать грибы?
Д: Они ему не нужны.
Уч: Кем решил стать Бельчонок? Почему?
Вопросы ко всему тексту:
Уч: Оправдались ли наши предположения? Кого же можно назвать лесным мастером? Что нового вы узнали о лесных обитателях?
д) Игра «Найди пару»
Уч: Еще раз назовите лесные профессии, о которых говорится в тексте.
Учитель вывешивает на доску таблички с названием лесных профессий.
Уч: Соотнесем название профессии и название животного на доске.
Ученики устанавливают пары.
Уч: Почему названия животных написаны в тексте с большой буквы?
Д: Они выступают как имена.
Уч: Можно ли текст назвать сказкой? Докажите.
- Кто автор этой сказки? (Николай Сладков) Встречались ли мы с произведениями этого автора? (Да, мы читали его текст «Лесная хатка»). О чем был текст? (Тоже о природе).
- Сладков написал много интересных сказок и рассказов о природе. Мы еще встретимся с творчеством этого писателя.
VI. Итог урока
Подводятся итоги урока, проводится рефлексия.
Уч: Какую новую букву изучили? Какие звуки она обозначает? Что нового о жизни животных узнали на уроке? Кто помог нам в этом?
- В названии каких животных есть новая буква?
- Понравилось ли вам работать в группе? Вам было легко или трудно? В какой роли вы хотели бы выступить в следующий раз?
VII. Творческое домашнее задание
Уч: Вы можете на альбомном листе нарисовать то животное, которое вас сегодня заинтересовало больше других или найти о нём что-то интересно, а потом с нами поделиться своими знаниями.