Цели урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – обобщить и закрепить знания учащихся по теме.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – формирование культуры общения, умения вести диалог, самоконтроль и самооценка своей деятельности, взаимоконтроль.
РАЗВИВАЮЩАЯ – развитие умения рассуждать, анализировать, делать выводы; развитие коммуникативных способностей при работе в группах.
Тип урока: нестандартный.
Вид урока: урок-игра.
Методы обучения: беседа, наглядно-демонстрационный, информационно-развивающий.
Наглядный материал: рисунки с изображениями животных, птиц и природы (виды с зимним пейзажем).
УМК: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, М. «Просвещение», 2004 год.
Ход урока
Урок у нас необычный, урок-путешествие по стране синтаксиса и пунктуации. Начнем наше путешествие по дороге Лингвистики. (Лингвистика – наука о языке).
Для того, чтобы нам отправиться в путь, давайте вспомним, какие средства передвижения мы знаем, отгадывая загадки.
Загадки (тема – средства передвижения)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног два колеса.
(Велосипед)Крыльев не знает, а вокруг Земли летает.
(Спутник)Летит, как стрела. Гудит, как пчела.
(Самолет)Железный конь. В животе огонь, сена не просит.
Пашет, сеет, косит.
(Трактор)
Пожелаем веселого, увлекательного и познавательного путешествия. В добрый путь!
Учащимся предлагается сделать остановку в деревне «Подумайкино».
Учащиеся отгадывают загадки, записывая в тетрадь ответы на них.
- Докажите, что это словосочетания
1. Загадки
Костяная спинка, жесткая щетинка, с мягкой пастой дружит, нам усердно служит.
(Зубная щетка)Этот старый старичок
На дверной похож крючок.
На страницах он живет,
Все он знать желает.
Он вопросы задает,
Но - не отвечает.
(Вопросительный знак)Падают с ветки золотые монетки.
(Желтые листья)Рассыпался горох на тысячу дорог,
Никто его не собирает.
(Звезды на небе)У двух матерей по пяти сыновей.
(Пальцы на руках)Широко, а не море, золото, а не деньги,
Сегодня на земле, а завтра на столе.
(Поле пшеницы)
- Определите, что общего в строении первых трех словосочетаний ()
2. Класс делиться на две группы, каждой из которой дается задание.
Каждая группа самостоятельно выбирает себе лидера.
Первая группа выполняет задание, которое предоставляется им в виде карточки.
Задание: определить, какие из перечисленных сочетаний слов являются словосочетаниями, какие предложениями, а какие – ни теми, ни другими.
Идти быстро, входить в лес, снег засиял, вросли в сугроб, тронул кроны, вершины берез, ребята и знакомые.
Вторая группа.
Задание: составить словосочетания
Красивый, платком; нуждается, помощь; увидеть, друг; меняет, шубка; серенький, зайчику.
Выбирается один из учащихся от каждой группы, который объясняет выполнение задания.
3. Запись под диктовку, разбор по членам предложения.
Сверху медленно летели белые снежинки. Синичка ловит их ртом.
Учитель предлагает три схемы построения предложений, из которых учащиеся выбирают соответствующие схемы предложений, записанных по диктовку.
4. Верно ли высказывание: «Предложения по цели высказывания бывают повествовательными, вопросительными, восклицательными» (Ответ: предложения по цели высказывания бывают повествовательными, вопросительными и побудительными).
Приведите пример побудительного предложения на тему «Как вести себя в транспорте».
Остановка в Графстве Знаков Препинания.
Подъезжаем к Графству Знаков Препинания, пропуском служат ответы на вопросы:
Какие члены предложения называются однородными?
Как отличить сложное предложение от простого предложения?
Выполнить задание из учебника стр. 104, упр. 240 , где учащиеся должны найти предложения с однородными членами и сложное предложение и обосновать свой ответ.
О каких знаках препинания не сказано в стихотворении С. Я. Маршака, но вы их знаете.
Знаки препинания
У последней точки на последней строчке
Собралась компания знаков препинания.
Прибежал Чудак – восклицательный знак.
Никогда он не молчит, оглушительно кричит:
- Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый вопросительный знак.
Задает он всем вопросы:
-Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились запятые, девицы завитые.
Живут они в диктовке на каждой остановке.
Объясните тире в предложениях. (Учащимся предоставляются предложения, в которых они должны определить, почему здесь ставиться тире.)
Ум – одежда, которая никогда не износится.
Знание – родник, который никогда не исчерпаешь.
Чтение – вот лучшее учение.
На какую тему даны эти предложения?
Станция «Творческая».
Работа с картинками (учащимся раздаются изображения с зимним пейзажем).
Первая группа составляет связный текст, используя простые и сложные предложения, предложения с однородными членами. (Рисунок 1)
Рисунок 1
Вторая группа составляет текст с помощью опорных слов: снег, покрыл, вся, земля. Лес, дышится, легко. Снег, сиять, солнце. Ветки, вросли, сугроб. (Рисунок 2).
Рисунок 2
Село Краснословие.
Как вы думаете, чем мы будем заниматься в этом селе?
Раскрывается лексическое значение слова этикет. (Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения.)
Работа в парах.
В форме диалога, пообщайтесь друг с другом, используя слова приветствия.
Здравствуйте!
Доброе утро (день, вечер, ночь)
Привет!
Работа в группах.
Вы приготовили подарок любимой бабушке ко дню рождения. Обдумайте, как будете поздравлять её.
От каждой группы выступает представитель.
Город «Эрудитов» (раскрытие значения слова эрудит или эрудированный человек)
Работа в парах (учащимся предлагается ставить оценки друг другу за ответы на вопросы из учебника стр. 104)
Всем вам известна фраза Волка из мультика «Ну, погоди!». Нужно определить, сколько классов закончил Волк по фразе, написанной Зайцу на спортивном табло: «Ну, заяц, погоди!» (Пишется на доске)
Ответ: 4 класса, потому что слово заяц является обращением, оно должно выделяться с обеих сторон запятыми, так как это обращение.
Называется характерная черта одушевленного существа (птицы, животного), учащиеся отгадывают, а учитель демонстрирует изображение того животного или птицы которое отгадали.
|
|||
Рисунок 3 |
Рисунок 4 |
||
Рисунок 5 |
Рисунок 6 |
||
Рисунок 7 |
Рисунок 8 |
Рисунок 9
Если соединить слова, у нас получатся предложения и словосочетание. В каком предложении нужно будет поставить тире. (Собака – друг человека)
Разгадать слово, ответив на вопросы. Вопросы напечатаны на листах.
1 группа
- Как называется подлежащее и сказуемое? (Основа)
- Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: Кем, чем? (Дополнение)
- Главный член предложения, отвечающий на вопросы: О ком, о чем говорится в предложении? (Подлежащее)
- Главный член предложения, отвечающий на вопросы: Что делает? Каков? Что сделал? (Сказуемое)
- По интонации предложение…….? (Восклицательное)
- Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: Где? Куда? Откуда? (Обстоятельство)
- Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: Какой? Чей? Который? (Определение)
Из ответов первого слова взять 2 букву, из второго – 3, из третьего – 7, из четвертого – 1, из пятого – 6, из шестого – 2, из седьмого – 1. (Ответ: спасибо).
2 группа
- По цели высказывания предложение, в котором побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим? (Побудительное).
- Главный член предложения, отвечающий на вопросы: Что делает? Каков? Что сделал? (Сказуемое)
- Слово, называющее того, к кому обращаются с речью? (Обращение).
- По цели высказывания предложение, в котором содержится вопрос? (Вопросительное)
- По интонации предложения ……? (Восклицательное).
- По цели высказывания предложение, в котором сообщаем о чем-либо? (Повествовательное)
Из ответов первого слова взять 4 букву, из второго – 7, из третьего – 7, из четвертого – 7, из пятого- 7, из шестого – 10. (Ответ: умница)
Если соединить в предложение эти два получившихся слова, то какие нужно поставить знаки препинания? Смысл предложения будет наградой на сегодняшнем занятии. (Спасибо, умница!)
Подведем итоги нашего путешествия. Пусть каждая из групп посовещается и выставит друг другу оценки, а лидер их озвучит.
Оглашение и обсуждение объективности выставления оценок.
Ну, вот и подошло к концу наше путешествие по Стране синтаксиса и пунктуации, где мы с вами вспомнили многие правила, закрепили их, выполнили задания, отгадали загадки. Впереди у нас с вами еще не одно путешествие по «странам» русского языка.