Взаимодействие между семьей и детским садом в вопросах воспитания и развития подрастающего поколения

Разделы: Работа с родителями


В последние десятилетия взаимодействие семьи и детского сада изменилось. Детский сад оказывает семье как институту общества огромную   поддержку. Мы, педагоги, ведем работу, консультируем «своих» родителей, дети которых посещают ДОУ. Сегодня детский сад - место психологической и педагогической помощи семье.

Практика показала, что эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников явился родительский клуб, который был организован на основе запросов родителей и разработанного нами положения.

ПОЛОЖЕНИЕ
о родительском клубе «Мы растём»

1. Общее положение

1.1. Данное положение о родительском клубе регулирует деятельность ДОУ по взаимодействию с родителями воспитанников детского сада

1.2. Родительский клуб представляет собой естественное педагога - родительское сообщество, где встречаются и объединяются интересы всех участников.

1.3. Родительский клуб в своей деятельности руководствуется федеральными законами, Указами и распоряжениями президента РФ, решениями управления образования Администрации г. Канска, настоящим положением , Уставом ДОУ № 52, договором между ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Законом РФ « Об образовании».

2. Цели   родительского клуба

2.1. Педагогическая компетентность родителей

2.2. Способность понимать потребности ребёнка и создавать условия для их разумного удовлетворения;

2.3. Способность сознательно планировать его образование и вхождение в дошкольное детство, в соответствии с материальным достатком семьи, способностями ребёнка и социальной ситуацией.

3. Задачи родительского клуба

3.1.Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста (согласно анкетированию).

3.2. Разнообразить формы общения с родителями (тренинги, беседы, консультации, анкетирование, обмен семейным опытом, рефлексивный анализ, участие в педсовете и т.д.).

3.3. Установить доверительные партнёрские отношения через диалог и сотрудничество в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

4. Подготовка и проведения занятий родительского клуба

4.1  Родительский клуб проводится 1 раз в месяц.

4.2  Тематика заседаний родительского клуба определяется реальными запросами и потребностями родителей.

Взаимодействие с семьями в нашем ДОУ строится с учетом родительского стажа, уровня образования родителей, их интересов и потребностей в психолого-педагогической информации.

В   содержание занятий клуба вошли следующие темы, в презентации которых приняли участие: администрация, все специалисты, медицинский персонал, воспитатели детского сада.  

Перспективный план работы родительского клуба «Мы растём»

Октябрь

-

«Современная семья и ее роль в развитии ребенка»

Ноябрь

-

«Воспитание здорового ребенка»

Декабрь

-

«Как развивать музыкальность в дошкольном детстве»

Январь

-

«Социально-эмоциональное развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Февраль

-

«Художественное развитие дошкольников»

Март

-

«Речевые нарушения у детей и как их устранять»

Апрель

-

«Моральное и нравственное развитие дошкольников»

Май

-

КВН «Мы - просвещенные родители!»

Заключительная встреча в клубе прошла в форме КВН по теме «Мы – просвещённые родители», где семьи проявили смекалку и находчивость.

По сценарию мероприятия родители делились на две команды, выбрав капитана и название. За активность в работе участники были отмечены грамотой.

Разнообразие номеров позволила родителям почувствовать себя полноправными участниками мероприятия.

В одном из заданий, проявляя своё родительское мастерство, из слова «Воспитание» составляли новые слова.

В спортивном состязании «Собери мусор» родители показали свои физические возможности, перебрасывая через волейбольную сетку мусор на территорию условного противника.

В музыкальном номере с шумовыми инструментами участники изобразили свои музыкальные способности.

В заключение встречи родители выразили свои положительные отзывы и пожелания, предлагаем сценарий КВН.

Сценарий  мероприятия в форме КВН 

Тема: Мы – просвещённые родители, КВН.

Цель: Установление активного диалога и сотрудничества в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Создать благоприятный психологический климат в родительском коллективе.
  • Дать почувствовать себя полноправными участниками мероприятия, работая в микрогруппах.
  • Привлечь взрослых к творческому соревнованию.
  • Укреплять дружеские взаимоотношения между семьями и образовательным учреждением.
  • Закрепить представления родителей по пройденным предыдущим темам.

Участники клуба: специалисты, родители.

Материалы: столы, бумага, карандаши, шумовые инструменты, ребусы, видеозапись с высказываниями детей, аудиозапись с произведениями.

Оформление зала: выставка детских работ по теме «Моя семья».

Ход мероприятия

Вед. 1. Дорогие родители, мы сегодня очень рады вас видеть.

Вед. 2. 2008год – год Семьи. В честь года Семьи мы проведём встречу в форме КВН.

Вед. 1. Наши дети приготовили для вас танец «А ты меня любишь?»

Вед. 2. Чтобы начать творческое соревнование, необходимо поделиться на 2 команды по жетонам (в форме теплых и холодных  тонов сердечек, которые были розданы родителям в начале встречи). Предлагается командам выбрать капитана и придумать название..

Ведущий 1 представляет состав жюри.

Вед. 2. Задание 1. «Придумать слова». Из букв, которые входят в слово «воспитание» придумать новые слова. Побеждает команда, которая придумала большее количество слов.

Вед. 1. Задание 2. «Игра на шумовых инструментах». Команды выбирают шумовые инструменты, капитаны выбирают музыку («Мальчик хочет в Тамбов», «Цыганочка»).

Вед. 2. Задание 3. «Устами детей». Из увиденных фрагментов видеозаписи с высказываниями детей  определить, о чём они говорят.

Вед. 1. Задание 4. Ребусы. (Чья команда быстрее отгадает ребусы)

Вед. 2. Задание 5. «Дорисуй фигуры». Из разнообразных фигур нарисовать изображение (учитывается оригинальность, не повторяемость).

Вед. 1. Задание 6. Игра «Собери мусор» Команды убирают свою территорию, перебрасывая «мусор» через волейбольную сетку на территорию другой команды. Побеждает команда, у которой останется меньше мусора.

Для подведение итогов заключительное слово предоставляется жюри. Победившая команда награждается грамотой.

В заключении всем участникам мероприятия предлагается нарисовать своё настроение от встречи, а на обратной стороне написать свои отзывы и пожелания.

Все номера КВН имели успех. Работая в микрогруппах, родители получили возможность окунуться в далекое счастливое детство, в котором находится их ребенок сегодня, понять его желания и потребности. Взрослые учились достойно выходить из проблемных игровых ситуаций.

Это способствовало  установлению доверительных партнерских отношений, созданию благоприятного психологического климата в совместной творческой деятельности. Нам приятно осознавать, что наша идея полностью оправдалась. Мы убеждены, что так и надо работать семьёй.

Такая форма взаимодействия с родителями позволяет укрепить дружеские взаимоотношения между семьей и детским садом в вопросах воспитания и развития подрастающего поколения; внести положительный вклад в педагогическую компетентность наших родителей.

Сегодня родители выступают не только в роли заказчика, но и имеют возможность объективно оценивать уровень работы ДОУ.

Родители дали высокую оценку деятельности клуба и сделали запрос на продолжение его деятельности в 2008-2009 учебном году.