Цели урока:
- Познакомить учащихся с творчеством Ф.И.Тютчева.
- Используя русский народный календарь познакомить детей с традициями русского народа, связанного с днём Сретенье;
- Побуждать детей к овладению приёмами выразительного чтения: соблюдение пауз постановка логического ударения.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Здравствуйте ребята!
(Проверяю все ли готовы к уроку)
Сегодня у нас необычный урок к нам пришла в гости “Повелительница времён года”. Как это интересно и необычно
2. Подготовка к новой теме.
Входит "Повелительница времён года ”
– Здравствуйте ребята!
А пришла к вам потому, что сегодня день необычный
15 февраля называют Сретенье.
Только я знаю, какому времени года, когда быть. А сегодня и вы узнаете.
А сегодня и вы узнаете, встретятся холод и тепло. Повстречаются ли Зима с Весной
Ох, и хлопотно же мне с ними.
– Да вот и они сами.
(Входят Зима и Весна спорят между собой)
Зима, – “ Да говорю же, я, тебе нечего тут делать!
– Я здесь ещё хозяйка!
– А ты, на тебе явилась, не запылилась!”
Весна
– “Да, не ворчи Зимушка.
В гости я зашла, тебя попроведовать.
Скоро же мой черёд по земле пройтись.
Повелительница времён года. –
– “Ой, Зимушка – Зима, да Весна – Красна, что же вы опять спорите?
Зима, – “ А зачем она пришла? ”
Кто её просил?
Как будто ждут её тут!
Как бы не так!
Весна, – А пришла я потому, что ждут меня, сердцем чувствую.
Повелительница времён года.
– Ты, Зимушка – Зима, всем хороша. Любят тебя детишки .
– И, ты Весна – Красна всем люба да мила.
Давайте спросим о вас у ребят.
Зима – Ребята назовите три моих месяца.
А какие народные приметы о зиме вы знаете?
Дети. Декабрь-студень.
С декабря прирост света начинается, а с ним и люта прибавляется.
Январь лютовей трескун, ломонос береги свой нос.
Январю батюшке – морозы, Февралю – метелицы. Февраль-месяц лютый
Спрашивает. Как обутый?
Учитель. Какие же они лютые, даже холодно стало.
Весна. Не переживайте, сейчас согреетесь.
Ребятишки, назовите мои весенние месяцы.
А приметы о весне знаете?
Дети. Март – водоток, протальник.
Март – утро года.
Апрель снегом, цветень березень.
Апрель с водою, а май с травою.
Май – листвень.
Бывает май – под кустиком рай.
Повелительница времен года.
Да действительно теплее стало.
Зима. Вот еще нет никакого тепла. Е пока еще здесь хозяйка.
Учитель. Не злись Зимушка – Зима. Власть твоя недолга, не ссорься с весной.
Лучше проходите, присаживайтесь и послушайте, как ребята читают и анализируют произведения Федора Ивановича Тютчева.
3.
Ребята, я просила вас познакомиться дома с произведением и составить партитуру. И нарисовать иллюстрацию.
– Каков жанр произведения? (стихи)
– Докажите. (Небольшой объем произведения, стихотворная форма. Передаются чувства.)
Учитель. Да, действительно Ф.И. Тютчев писал стихи.
Этот известный русский поэт родился 5 декабря 1803 года в селе Овстуге Орловской губернии в родовом имении отца дворянина и помещика. Первоначальное образование получил дома под руководством ученого, переводчика, поэта Семена Раича. С детства хорошо знал французский язык, писал стихи по-французски.
В 1819 году поступил на словесное отделение Московского университета, блестяще закончил его и поступил на службу в Министерство иностранных дел.
С 1822 года в течение 22 лет жил и работал за границей. После возвращения на Родину остался на государственной службе и в свободное от работы время писал стихи.
Настоящая известность к Тютчеву пришла в 1854 году, когда он выпустил сборник стихов о природе. Многие из них были положены на музыку и переведены на иностранные языки.
(Весенняя гроза, Весенние воды, Листья, Чародейкою зимой, есть в осени первоначальной)
– Как называется стихотворение, над которым вы работали дома? (Зима не даром злится)
– О чем это стихотворение?
– Почему злится зима?
– Как вы представляете себе, что весна стучит и гонит?
– Скажите, сразу ли ушла Зима, увидев весну?
– Прочитайте, как вела себя весна?
– какой художественный прием использовал автор при изображении Весны и Зимы?
(Олицетворение)
Слова, которые показывают действия Весны и Зимы.
– Весна: стучит, гонит, (Зиму), хохочет, шумит, умылась, стала румяней.
– Зима: злится, хлопочет, ворчит, взбесилась, пустила.
Почему же Ф.Тютчев называет Весну прекрасным дитем, зиму – злой ведьмой?
– какой темп выбрали для чтения стихотворения? (Средний и ускоренный) Громкость?
В каких случаях делаем длинную паузу? Короткую?
Попробуйте использовать свою партитуру для выразительного чтения, следите за полетностью голоса, дыханием.
Чтение учащихся стихотворения вслух.
– Ребята, вы очень хорошо читаете произведение Ф.И. Тютчева, используя свою партитуру,
Но давайте послушаем, как читают это стихотворение артисты.
Слушание стихотворения (Фонограмма)
4. Итог урока
Вот, Зима и Весна какое стихотворение посвятил вам известный русский поэт. Дети читают стихи.
Ох, ты Зимушка-Зима.
Нам забавы принесла
Много снега, игры, смех и подарочки для всех!
Деда Мороза в Новый год
Все идет пусть в свой черед.
Но весне мы очень рады
Согласятся все ребята
Рады солнцу и теплу
Рады Звонкому ручью
Пенью птиц, мы тоже очень рады.
Ты, весна нам всем отрада.
Повелительница времен года
– Слушайте все!
Повелеваю каждый год в этот день Весне с Зимой встречаться, но не спорить, а беседы дружные вести, на людей посмотреть, себя показать.
А вам нард примечать.
Коль на Сретенье мороз, значит, скоро снег сойдет, весна будет сухой, а год голодным. Если тепло, да капель – теплая весна. Жди жаркого лета. Но, а если вьюга, да метель – Поздняя весна.
Если останется время, Повелительница проводит игру.
Д/З. Нарисуйте, как в природе весна с зимой борятся. Выучить стихотворение, если оно вам понравилось.