Использование рейтинговой системы оценки знаний и умений учащихся на уроках математики

Разделы: Математика


Содержание методических рекомендаций

  1. Актуальность проблемы.
  2. Основные теоретические положения рейтинговой системы оценивания учащихся.
  3. Методика рейтинговой системы оценивания учащихся (из опыта работы).
  4. Возможные трудности при работе по рейтинговой системе.
  5. Литература.
  6. Приложения.

1. Актуальность

В настоящее время в России происходят существенные изменения в экономической, политической и социальной сферах. Естественно, преобразования коснулись и системы образования. За последнее время в школьную программу было введено много предметов и учебных дисциплин, которые ранее не изучались школьниками (например: мировая художественна культура, экология, история религии и другие), а так же введение ЕГЭ. Изменения должны коснуться и оценки знаний учащихся. Фактически в школе существует пятибалльная оценка знаний уч-ся. Хотя «двойка» и «единица» тождественны друг другу, т.к. говорят о нулевых знаниях школьников. Такое «оценивание» не может, использовано при профильном обучении. Возникает необходимость в промежуточной оценке между «5» и «4», «4» и «3». Традиционная четырех бальная оценка знаний, умений и навыков учащихся стала тесной. Очень часто преподавателям приходиться натягивать оценки или наоборот снижать, чтобы уложиться в существующую четырех бальную оценку знаний учащихся. Это один аспект проблемы. Другой же заключается в несбалансированности в отношении стоимости работ разного уровня. Например: контрольные работы или зачетные работы, предлагаемые в физико-математическом классе, которые содержит творческие задания или задания исследовательского характера значительно отличаются от работ, предлагаемых в других классах. За правильно выполненную работу и в том и в другом классах учителю приходится ставить максимальную оценку «5». Именно тут и возникает впечатление о несправедливости оценок учителя.

Таким образом, несовершенство традиционной системы оценок является очевидным. Предлагаемая новая система оценок в значительной степени устраняет отмеченные недостатки. Было явно заметно в ходе эксперимента, что у уч-ся ранее не любивших математику в силу ее не знания и непонимания появился к ней устойчивый интерес, желание достигнуть успеха, т.к. появилась необходимость повышать свой рейтинг по предмету, что как следствие ведет к знанию предмета.

Основные теоретические положения рейтинговой системы оценивания учащихся.

а) Место рейтинговой системы в различных оценочных шкалах

Различают несколько видов оценочных шкал.

Количественные шкалы предназначены для представления оценки числом это, например, хорошо всем известная школьная система оценок.

Особенность количественных шкал: если начало отчета не связано с учеником, не зависит от него, а ученику лишь находится соответствующее место на шкале, то говорят об абсолютной оценочной шкале. Например: типичные инструменты образовательной технологии – тесты достижений или более привычные нам контрольные работы – нацеленные как раз на идентификацию состояния ученика по абсолютной количественной шкале. Бывают такие случаи, когда мальчик или девочка проявили титанические, не свойственные для себя, усилия над выполнением задания. В подобной ситуации их результат может казаться всем ниже, чем результат отличника, обладающего превосходной памятью и способностью без особых усилий осваивать материал. Именно тут и возникает впечатление о несправедливости оценок учителя. Особенно остро встает эта проблема при обучении подростка, который болезненно воспринимает негативные оценки. В таких ситуациях абсолютная шкала входит в противоречие с соображениями педагогического плана и, возможно, требуется переход к относительной шкале.

Относительная шкала предполагает сравнение текущего состояния ученика с его же состоянием некоторое время назад. Следовательно, относительная шкала связана с самим измеряемым объектом и отражает его изменение, развитие. Однако при такой шкале нередко ученик, получивший плохую отметку за свой ответ, может утверждать, что она низкая потому, что учитель его не любит. А учитель утверждает, что он ставит отметку соответственно предъявленному уровню знаний независимо от отношений с учащимся. Иначе говоря, мы сталкиваемся с ситуацией, когда ученик воспринимает отметки как средство реализации отношения к нему.

Сложившаяся фактически в России четырехбальная система была удобна, т.к. содержание образования было единым для единой и единообразной школы и вообще для тоталитарной системы управления развития общества.

В новых условиях признана необходимой множественность, как типов образовательных учреждений, так и вариативность программ.

А тогда ясно, что теперь, при разном содержании в разных классах одного и того же предмета, одна и та же оценка может нести о разных учениках различную информацию: следовательно, в оценке надо как-то отразить профиль обучения.

Использование абсолютных шкал целесообразно для контроля итоговых результатов некоторого учебного периода, однако учитель не должен забывать, что познание есть процесс, оно растянуто во времени, связано с этапами. Подвергать оценке то, что находится ещё в стадии становления, что будет изменяться, уточняться в дальнейшем при усвоении новых знаний, психологически неправильно. Для контроля внутри процесса более подходящим оказывается относительная шкала.

Особенность порядковых шкал: объект сравнивается с подобным объектом. Например: Если берётся класс, то дети в нем упорядочиваются по мере увеличения качества знаний или сравниваются с каким то эталоном. В обоих случаях сравнение производится экспертным путём. Экспертом выступает учитель. Т. о. экспертная оценка всегда связана с порядковой шкалой и состоит в упорядочивании учеников по какому-то набору критериев. Этот способ распространен в западных системах образования и когда-то широко применялся в России. Все знают, что Владимир Ульянов окончил гимназию первым учеником, хотя не имел высших баллов по всем предметам: он был просто лучшим учеником в данной гимназии, но это не значит, что в других гимназиях не было учеников более умных, чем он. Такой вариант оценочной шкалы называется ранговым: каждому объекту присваивается номер, ранг. Типичные, самые очевидные примеры ранговых шкал – система воинских званий или система должностей на университетской кафедре.

Частный случай ранговой шкалы, набирающая всё большую популярность, рейтинговая система.

б) Основные понятия рейтинговой системы оценивания

При использовании этой системы четвертные оценки выставляются не традиционным методом, когда возникают устойчивые группы «троечников», «хорошистов», «отличников», а путём составления общего списка класса, в котором в начале списка идут наилучшие, а в конце – неудачники. При этом у ученика возникает вполне определенное ощущение, что ему нужно не так уж много усилий, чтобы передвинутся с 16-го места на 15-ое и успех вполне возможен. А из «троечника» стать «хорошистом» ученику надо приложить значительные усилия. Данная система устраняет все отмеченные выше недостатки.

Слово рейтинг (от латинского слова) имеет следующее значение: оценка, класс, разряд, ранг. В данной методике можно предложить следующее определение.

РЕЙТИНГ – это интегральная оценка в баллах всех видов деятельности учащихся, являющихся количественной характеристикой качества знаний.

Можно сказать, что рейтинг представляет собой целостную систему оценки, более гибкую и широкую по сравнению с традиционной системой оценок.

Рейтинг это действительное число, получается путём набора очков. В конце каждой четверти и учебного года все очки, набранные учеником, суммируются и получаются его рейтинг. После этого учеников можно ранжировать, упорядочив их по возрастанию рейтинга.

Главное преимущество рейтинговой системы над традиционной, во-первых: оценка не зависит от характера межличностных отношений учителя и ученика; во-вторых: незнание не наказывается, симулируется процесс познания; в-третьих: ученик волен сам выбирать стратегию его деятельности, так как оценки предлагаемых видов деятельности определены заранее.

Методика рейтинговой системы оценивания знаний учащихся (из опыта использования рейтинговой системы в физико-математическом классе МОУ «Гимназия № 1» г. Бийска Алтайского края)

а) Проблема оценивания

При обучении учащихся физико-математического класса и учащихся других направлений у меня возникла проблема оценивания. Дети находятся на различных уровнях обученности и имеют различную степень мотивации. Оценивание детей с различным качеством знаний по пятибалльной шкале несправедливо. В этих классах контрольная работа или тематический зачёт имеют различную степень сложности, поэтому оценивание должно быть различное. Выявленная проблема оценивания подтолкнула меня для проведения эксперимента по внедрению рейтинговой системы в физико-математическом классе.

б) Рекомендации

Переход на рейтинговую систему оценки должен проводиться после определённых организационных мероприятий. Учащихся и родителей нужно познакомить с основными положениями этой системы. Учитель должен чётко разъяснить учащимся, что от них требуется (как бы заключить устный договор). В нем указывается, какие права и обязанности берет на себя каждая сторона. Обговариваются условия. Учитель знакомит учащихся с модуль – таблицей, где указаны все виды работ, которые должен выполнить ученик за одну четверть, а так же максимальный и минимальный рейтинг данного модуля. Оговариваются условия пересдачи работ, назначается время и место пересдачи.

Весь программный материал по предмету, который должен усвоить ученик разбивается на модули – это автономная логически завершённая часть изучаемого материала. Определяется максимальный рейтинг каждого модуля – это тот балл, который может получить ученик, усвоивший учебный материал в полном объёме и достигнувший требуемого уровня усвоения. Ученик может получить итоговое количество баллов больше максимального, если он активно и творчески работал в течении всей четверти.

На первом этапе анализируется весь программный материал по предмету за год. Выясняется, сколько содержится работ различных типов, т. е. сколько контрольных работ, самостоятельных и зачётных работ. Определяется их точное количество и содержание.

Для этого анализируется колендарно-тематический план данного класса по предмету, подбирается большой объём дидактического и раздаточного материала. Желательно программный материал разбить на 4 модуля по четвертям. Для каждого модуля составляется формула, которую можно представить в следующем виде:

СРх+ПРх+КРх+ЗАЧх+Tх+ДРх+РУДх+ДБх, где х – количество работ, предусмотренных программой для данного модуля или количество ответов.

Эта формула включает в себя все виды работ, которые учащиеся должны выполнить за одну четверть.

СР – самостоятельные работы;
ПР – проверочные работы;
КР – контрольные работы;
ЗАЧ – зачеты;
Т – тесты;
ДР – домашние работы;
РУД - робота у доски или индивидуальная работа;
ДБ – дополнительный балл (это может быть устная работа на уроке, реферат, т. е. любая работа ученика, требующая поощрения).

Каждый из данных видов работ имеет различную шкалу оценок. Это даёт возможность сбалансировать их по значимости. Например: за контрольную работу максимальная оценка 15 баллов. Данный модуль ( см. приложение № 3 ), который представлен в виде таблицы, где учитель фиксирует всё, что делает ученик, является открытым и находится на стенде в классе. Там же указано максимальное количество баллов за модуль, количество баллов на оценку «хорошо» и на оценку «удовлетворительно».

Ученик может сам подсчитать свой рейтинг, это позволяет ему лучше управлять своим учением и, в целом, работать продуктивно.

Итоги подводятся в конце каждой четверти. Если нужное количества баллов в четверти ученик не сумел набрать, есть возможность исправить положение в следующей. Повысить рейтинг за четверть ученик может только в том виде работ, где он набрал недостаточное количество баллов. Для этого существуют дополнительные задания, предусмотренные в модуле.

По результатам таблицы – модуля строится так называемый рейтинг – лист (см. приложение № 4), где учащиеся одного класса ранжируются, т.е. расставлены не по алфавиту, а по рейтинговому баллу. Возглавляет список фамилия ученика имеющего наилучший результат.

В классный журнал заносятся оценки соответствующие набранным баллам. В конце года ученик может сравнить свой рейтинг с другими учениками, а так же со своим в течение времени и сделать вывод о повышении или понижении успеваемости.

Что бы набрать максимальное количество баллов ученик должен выполнить все виды работ, которые предусмотрены в рейтинг - модуле и выполнить их столько, сколько спланировал учитель. Следует учесть, так же и получение штрафных очков за несвоевременную или вообще несданную работу (исключая те случаи, когда ребёнок болел или отсутствовал по уважительной причине).

в) Пример построения модуля и определения максимального  рейтинга

Например, за первую четверть по алгебре, ученик должен выполнить 5 самостоятельных работ, 3 проверочные работы, 2 контрольные работы, 1 зачёт, 1 математический диктант, сдать на проверку 5 домашних работ и получить 3 оценки у доски или за работу по карточке. Формула модуля выглядит так:

СР5+ПР3+КР2+ЗАЧ1+МД1+ДР5+РУД3+ДБ5, где ДБ дополнительный балл, который предусматривает получение, как минимум, 5 баллов за устные ответы или хорошую работу но уроке.

Далее определим «стоимость» каждого вида работ в баллах и умножим на количество работ.

СР: 5 баллов × 5 = 25 баллов
ПР: 5 балла × 3 = 15 баллов
КР: 15 баллов × 2 = 30 баллов
ЗАЧ: 15 баллов × 1 = 15 баллов
МД: 8 баллов × 1 = 8 баллов
ДР: 5 баллов × 5 = 25 баллов
РУД: 5 баллов × 3 = 15 баллов
ДБ:  5 баллов
__________________________

Итого: 138 баллов - максимальное  количество.  

Рассчитаем количество баллов на оценку «5», для этого возьмем 90% от максимального количества баллов: 90%∙138 ÷100% = 124,2

Рассчитаем количество баллов на оценку «4», для этого возьмем 80% от 124:

80% ∙124 ÷ 100% = 99,2

Рассчитаем количество баллов на оценку «3», для этого возьмем 50% от 124:

50% ∙124 ÷ 100% = 62

Итак:

на оценку «5» - свыше 124 балла
на оценку «4» -  99 – 123 балла
на оценку «3» -  62 – 98 баллов
на оценку «2» -  менее 62 баллов

Строятся подобные модули на каждую четверть и на год, для этого суммируются все соответствующие баллы по четвертям.

4. Возможные трудности при работе по рейтинговой системе

  1. Значительно возросли затраты времени учителя на подготовку к уроку.
  2. Необходимо заниматься с детьми во внеурочное время.
  3. Учителю приходиться проверять работы в день их написания.
  4. Рейтинговая система требует от учителя скрупулезного внимания ко всему, что делает ученик.  
  5. По окончании четверти и года приходится делать много математических подсчетов, чтобы вывести рейтинг каждого ученика.
  6. Во избежании обид и недоразумений учитель должен фиксировать всё, что делает ученик.
  7. Фиксация каждого шага, действия ученика для учителя слишком трудоемка и утомительна, в этом случае учителя можно сравнить со счетным автоматом.

Поэтому, данная рейтинговая система оценок, не к каждому типу учительского темперамента и характера подходит.

Методические рекомендации по наиболее сложным ситуациям

Недостатком рейтинговой системы является не только отсутствие научно обоснованных критериев оценивания уровня сложности каждого задания в данном виде работ, а также и то, что количество очков за то или иное задание назначается учителем «на глазок». Рейтинговый балл может варьироваться от класса к классу в зависимости от уровня обученности детей.

Если дети данного класса обладают хорошими способностями к обучению предмета, то рейтинговый балл можно завысить. Предусмотреть большее количество дополнительных баллов, что бы дети смогли проявить себя.

Если в одном классе учатся дети с различным уровнем обученности, т. е. есть дети слабо успевающие, то желательно понизить рейтинговый балл на оценку «удовлетворительно». Например: 85 баллов – это если все виды работ выполнены на максимальную оценку. Тогда 90% от 85, что составляет 76 баллов на оценку «5». 80% от 76, что составляет 61 балл на оценку «4». На оценку «3» можно взять 40% от 76, что составляет 30 баллов.

Приложения

Приложение 1. Анкета.
Приложение 2. Диаграммы отслеживания качества знаний класса и уровня обученности отдельных учащихся.
Приложение 3. Рейтинг-модуль 11 "Е" класса по геометрии за 2 четверть.
Приложение 4. Рейтинг-лист учащихся 11 "Е" класса по геометрии за 2 четверть.
Приложение 5. План-конспект урока с использованием рейтинговой системы оценки знаний в 11 классе.

5. Литература

  1.  Журнал «Школьные Технологии" № 3, 1998год.
  2.  Журнал «Школьные Технологии" № 2, 2002год.
  3.  Журнал «Школьные Технологии" № 5, 1998год.
  4.  В.В. Гузеев «Оценка, Рейтинг, Тест».