Цели урока:
- Ознакомить учащихся с единицами измерения площадей.
- Проверка, оценка и коррекция знаний по теме: “Площадь прямоугольника”.
- Закрепить умение применять изученные правила при решении задач и примеров.
- Активизировать всех учащихся через разнообразные виды самостоятельной работы.
- Расширить кругозор учащихся, развитие культуры математической речи.
Ход урока
1. Повторение.
1.1 Звездопад (ответы к заданиям записаны на звездах и размещены рядом на магнитах, выполняет один учащийся, проверка задания по слайду №2, смотри Приложение)
7см 8мм = | 78мм | 708мм |
7дм 8мм = | ||
7дм 8см = | 7080мм | 78см |
7м 8см = | ||
7км 8м = | 7008м |
1.2. Повторяем формулы площади прямоугольника и квадрата.
1.3. Найти площадь. Устно. (Задания записаны на доске. Работает весь класс).
а=7см | а=8см | а=14см | а=13см |
в=12см | в=19см | ||
S=? | S= ? | S= ? | S=? |
2. Объяснение нового материала
.Учитель: – Сегодня, ребята, мы совершим путешествие в прошлое. Перенесемся в
Вавилон на 2600 лет назад. Мы с вами на старинном базаре. Послушаем о чем здесь говорят:
- В этом году я собрал 10 курру зерна с каждого куру моего поля.
- А мне не повезло, я всего 8 курру с каждого курру моего поля.
Ничего не понятно. О чем идет речь? Ребята посмотрите на доску (слайд №3).
На доске записаны слова: курру (Вавилон), колодец, кадь, коробья, обжа ( Древняя Русь), югер (Рим). Приложение
Все они обозначают старинные единицы измерения участков земли в разных странах.
Курра – участок земли, на который требовалось 1 курру семян.
Югер – участок земли вспахиваемый за день плугом.
В рассказе Л.Н. Толстого “Много ли человеку земли нужно?” башкиры продают кулаку Пахому землю по цене – “тысяча рублей за день”. Как понимать эти слова?
Это старинная мера измерения площади земельного участка. Под этим подразумевался участок земли, который можно обойти за день. Л.Н. Толстой рассказывает: “ Жадный Пахом бежал так быстро, что к концу дня упал мертвым”.
Шло время, развивалась торговля, налаживались связи между странами и вот уже 200 лет люди пользуются едиными единицами измерения.
Назовите единицы измерения площадей?
Что такое квадратный сантиметр; квадратный дециметр; квадратный километр?
Учащиеся отвечают на вопросы.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми единицами измерения площадей – гектар и ар.
Гектар (га)-площадь квадрата со стороной 100м.
Чему равна площадь такого квадрата? ( Один из учащихся решает задачу, записывает на доске.)
S=100 м ·100м = 10000 м2
Делаем вывод: 10000 м2=1га (Обращаем внимание на краткую запись единиц.)
Площадь небольших участков земли измеряют в арах (а). Ар или сотка – площадь квадрата со стороной 10 м.
S = 10 м · 10 м =100 м2
Делаем вывод:
100 м2 = 1 а
1га =100 а
Найдем соотношения между единицами измерения площадей.
Так как 1дм = 10 см, то 1д м2 = ?
Так как 1м = 100см, то 1 м2 = ?
Так как 1м = 10 дм, то 1 м2 = ?
Проверяем полученные результаты. Акцентируем внимание учащихся на то, что название единиц измерения произносят полностью. Читаем примеры по слайду №4. Приложение
3. Закрепление.
3.1. Найти площадь прямоугольника. ( Решаем у доски).
1) а = 8м 30 см | 2) а =6 дм |
в = 14 см | в =30 см |
S-? | S-? |
Делаем вывод, что если длина и ширина прямоугольника измерены в разных единицах, то их надо выразить в одних единицах.
3.2. Выразите. ( Выполняют по вариантам). Проверяем по слайду №5. Приложение
Предлагаю всем оценить свою работу.
Делаем выводы, повторяем основные понятия изученные на уроке.