Единицы измерения площадей

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Ознакомить учащихся с единицами измерения площадей.
  2. Проверка, оценка и коррекция знаний по теме: “Площадь прямоугольника”.
  3. Закрепить умение применять изученные правила при решении задач и примеров.
  4. Активизировать всех учащихся через разнообразные виды самостоятельной работы.
  5. Расширить кругозор учащихся, развитие культуры математической речи.

Ход урока

1. Повторение.

1.1 Звездопад (ответы к заданиям записаны на звездах и размещены рядом на магнитах, выполняет один учащийся, проверка задания по слайду №2, смотри Приложение)

7см 8мм = 78мм 708мм
7дм 8мм =    
7дм 8см = 7080мм 78см
7м 8см =    
7км 8м =   7008м

1.2. Повторяем формулы площади прямоугольника и квадрата.

1.3. Найти площадь. Устно. (Задания записаны на доске. Работает весь класс).

а=7см а=8см а=14см а=13см
в=12см в=19см    
S=? S= ? S= ? S=?

2. Объяснение нового материала.

Учитель: – Сегодня, ребята, мы совершим путешествие в прошлое. Перенесемся в

Вавилон на 2600 лет назад. Мы с вами на старинном базаре. Послушаем о чем здесь говорят:

- В этом году я собрал 10 курру зерна с каждого куру моего поля.

- А мне не повезло, я всего 8 курру с каждого курру моего поля.

Ничего не понятно. О чем идет речь? Ребята посмотрите на доску (слайд №3).

На доске записаны слова: курру (Вавилон), колодец, кадь, коробья, обжа ( Древняя Русь), югер (Рим). Приложение

Все они обозначают старинные единицы измерения участков земли в разных странах.

Курра – участок земли, на который требовалось 1 курру семян.

Югер – участок земли вспахиваемый за день плугом.

В рассказе Л.Н. Толстого “Много ли человеку земли нужно?” башкиры продают кулаку Пахому землю по цене – “тысяча рублей за день”. Как понимать эти слова?

Это старинная мера измерения площади земельного участка. Под этим подразумевался участок земли, который можно обойти за день. Л.Н. Толстой рассказывает: “ Жадный Пахом бежал так быстро, что к концу дня упал мертвым”.

Шло время, развивалась торговля, налаживались связи между странами и вот уже 200 лет люди пользуются едиными единицами измерения.

Назовите единицы измерения площадей?

Что такое квадратный сантиметр; квадратный дециметр; квадратный километр?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми единицами измерения площадей – гектар и ар.

Гектар (га)-площадь квадрата со стороной 100м.

Чему равна площадь такого квадрата? ( Один из учащихся решает задачу, записывает на доске.)

S=100 м ·100м = 10000 м2

Делаем вывод: 10000 м2=1га (Обращаем внимание на краткую запись единиц.)

Площадь небольших участков земли измеряют в арах (а). Ар или сотка – площадь квадрата со стороной 10 м.

S = 10 м · 10 м =100 м2

Делаем вывод:

100 м2 = 1 а

1га =100 а

Найдем соотношения между единицами измерения площадей.

Так как 1дм = 10 см, то 1д м2 = ?

Так как 1м = 100см, то 1 м2 = ?

Так как 1м = 10 дм, то 1 м2 = ?

Проверяем полученные результаты. Акцентируем внимание учащихся на то, что название единиц измерения произносят полностью. Читаем примеры по слайду №4. Приложение

3. Закрепление.

3.1. Найти площадь прямоугольника. ( Решаем у доски).

1) а = 8м 30 см 2) а =6 дм
в = 14 см в =30 см
S-? S-?

Делаем вывод, что если длина и ширина прямоугольника измерены в разных единицах, то их надо выразить в одних единицах.

3.2. Выразите. ( Выполняют по вариантам). Проверяем по слайду №5. Приложение

Предлагаю всем оценить свою работу.

Делаем выводы, повторяем основные понятия изученные на уроке.

4. Домашнее задание: №759, №757, №767 (а).

5. Литература:

  1. Н. Я. Виленкин “ Математика”, учебник для 5 класса, изд. – М.: Мнемозина, 1997 г.
  2. И. Я. Депман, Н.Я.Виленкин “ За страницами учебника математики”, изд. – М.:  Просвещение 1989 г.