Цель: сформировать у обучающихся представление о причинах быстрого экономического развития США в XIX в.; раскрыть сущность республики «президентского» типа; учить работать с учебником.
Основные знания: причины быстрого экономического развития; республика «президентского» типа; двухпартийная система.
Оборудование урока: учебник «История. Мир в новое время» А.Я. Юдовская, Ю.В.Егоров и др., карта «США в XIX веке»
Ход урока.
Беседа: Какие государства мы изучили ранее? (Великобритания, Франция, Германия)
Какое государство лидировало в экономическом развитии до середины XIX века? (Великобритания)
Почему наступил конец «Прекрасной эпохи»?
Какие страны обгоняют Великобританию по экономическому развитию? (Германия)
Учитель: Мы рассмотрим еще одну страну, которая очень быстро развивалась в XIX веке. Это США.
Беседа: Когда произошла Гражданская война между Севером и Югом?
Какое она оказала влияние на дальнейшее развитие страны?
Тема урока записывается в тетрадь.
Учитель: Проблемный вопрос, на который мы сегодня будем отвечать – Причины быстрого экономического развития США.
Учитель: Работая по учебнику и карте, мы должны ответить на этот вопрос.
Учитель: Обратите внимание на расположение США (карта), прочтите с. 260 - 261 учебника и дайте характеристику географического расположения страны.
Ответы обучающихся.
Запись в тетрадь:
- Большая и удобно расположенная территория.
- Богатые природные ресурсы и плодородные земли.
Учитель: Какое военно - стратегическое преимущество страны?
Ответы обучающихся.
Запись в тетрадь:
- Нет опасных соседей.
Учитель: Откуда появился капитал в стране?
Ответы обучающихся.
Запись в тетрадь:
- Нет военных расходов, что позволяет вкладывать средства в экономику.
- Приток капитала из-за заграницы (3 млд. долларов европейских кредитов и займов).
Учитель: Какие социальные – экономические условия способствовали быстрому экономическому развитию? Чтение с. 261 -262
Ответы обучающихся.
Запись в тетрадь:
- Быстрый рост населения.
- Увеличение капиталистических ферм.
- Возрастание спроса на предметы промышленного производства.
- Уничтожение рабства.
- Расширение внутреннего рынка.
- Наличие рабочей силы высокого качества.
Учитель: Веками силы и богатства Америки умножались за счет прилива рабочих рук из Европы. Как иммигранты умножали богатства страны? Чтение с. 262
Ответы обучающихся.
Запись в тетрадь:
- Бурный рост техники, изобретений.
- Развитие науки и образования.
Учитель: Американское общество складывалось без привычек и традиций, которые были в европейских странах. Это отразилось на некоторых чертах характера американцев. Успех личности измерялся не только деньгами, но и тем местом, которое занимал человек на ступеньке социальной лестницы, а также тем, на сколько он полезен обществу. Как американцы обращали свои способности на достижение успехов? С. 263 для дополнительного чтения. (Чтение вслух).
Ответы обучающихся.
Запись в тетрадь:
- Воспитывалось трудолюбие, умеренность, бережливость, честность.
Учитель: Главной ценностью любого государства является земля. Как использовалась земля в США? Чтение с.264 - 265 учебника.
Ответы обучающихся.
Запись в тетрадь:
- Сельское хозяйство Америки заняло первое место в мире.
Учитель: Конец XIX – начало XX вв. – время бурного развития американской промышленности. Охарактеризуйте особенности индустриализации США в этот период. Чтение с.265 – 267 учебника.
Ответы обучающихся.
Запись в тетрадь:
- ¾ продукции, выпускаемой американской промышленностью, приходилось на тресты.
Учитель: Какое влияние в экономической жизни страны приобрели банки? Чтение с.267 – 269 учебника.
Ответы обучающихся.
Запись в тетрадь:
- Слияние банковского и промышленного капитала привело к созданию в стране финансового капитала.
Учитель: В США утвердилась республика «президентского» типа и двухпартийная система. Центральной фигурой политической жизни страны и главой исполнительной власти являлся президент, выбранный всем народом. В стране была создана теория «служения» народу, по которой президент «берет на себя» функции, не записанные в конституции США, ради «служения народу».
Кроме полномочий президента, всегда имел большое значение его авторитет, и чем он был больше, тем снисходительнее относились американцы к росту его власти.
Что же касается партий, то в США было их две: республиканцы и демократы. Республиканцев поддерживали фермеры Среднего Запада и широкие городские круги. Партия демократов сохранила опору в южных штатах и почти пятьдесят лет (с небольшими перерывами) находилась не у власти.
Как, каким образом, республиканская форма правления способствовала быстрому экономическому развитию? Чтение с.270 – 271 учебника.
Ответы обучающихся.
Запись в тетрадь:
- Президентская республика способствовала развитию экономики.
На с. 271 чтение вывода (вслух).
Закрепление материала. С. 272 – ответы на вопросы.
Итоги урока. Оценки.