Тема: Измерение рН растворов. Изучение процесса гидролиза.
Цель: рассмотреть количественные характеристики кислотной, щелочной и нейтральной сред водных растворов;-ознакомить учащихся с сущностью гидролиза солей и научить составлять уравнения реакций гидролиза различных солей;-дать яркое представление о практическом значении процессов гидролиза в живой и неживой природе и в жизни общества;-формировать навыки практической работы с веществами.
Ход урока
I. Актуализация знаний учащихся:
Историческая справка.
История открытия веществ, о которых пойдет речь, началась в17 веке в лаборатории английского физика и химика Роберта Бойля. В лаборатории, как обычно, кипела напряженная работа. В кабинет Бойля вошел садовник и поставил в углу корзину с великолепными темно- фиолетовыми фиалками. В это время Бойль собирался проводить опыт по получению серной кислоты. Восхищенный красотой и ароматом фиалок, ученый, захватив с собой букетик, направился в лабораторию. Его лаборант Уильям сообщил, что доставили две бутылки соляной кислоты. Бойлю захотелось взглянуть на эту кислоту, и, чтобы помочь Уильяму налить кислоту, он положил фиалки на стол. Позже он заметил, что фиалки слегка дымились от попавших на них брызг кислоты. Чтобы промыть цветы, Бойль опустил их в стакан с водой. Через некоторое время он обнаружил, что темно-фиолетовые цветы стали красными. Бойль как истинный ученный, не мог пройти мимо такого случая и начал исследование. Выяснив, что и другие кислоты окрашивают лепестки фиалок, он решил приготовить из лепестков настой. Он начал готовить настои из других растений. Однако самым интересным оказался фиолетовый настой, полученный из лакмусового лишайника. Кислоты изменяли его цвет на красный, а щелочи - на синий. Бойль пропитал этим настоем бумагу и затем высушил её. Так была создана первая лакмусовая бумага. Таким образом, было открыто одно из первых веществ, которые Бойль уже тогда назвал индикаторами. Слово «индикатор» в переводе с латыни означает «указатель»
Воспользовавшись удивительным открытием Р. Бойля, определим рН растворов исследуемых веществ.
II. Ход работы:
- Записываем тему, цель практической работы. - Инструктаж по технике проведения работы.
- Проведение практической работы.
- Оформление работы (заполнение таблицы).
Номер опыта | Оборудование и реактивы | Наблюдение | Уравнения реакций | Выводы |
III. Уборка рабочего места.
IV. Д/З Инструкция «Домашнего эксперимента».
Практическая работа №3
Опыт 1. Определите значение рН и реакцию среды водных растворов карбоната натрия, хлорида алюминия, нитрата калия используя универсальную индикаторную бумагу. Дайте объяснение полученным результатам. Выразите сущность процесса.
Опыт 2. Исследуйте рН водного раствора гидрокарбоната натрия, используя универсальную индикаторную бумагу. Нагрейте раствор и снова определите его рН. Сравните полученные результаты, объясните наблюдаемые явления. Выразите сущность процесса гидролиза данной соли.
Опыт 3. Определите рН среды водных растворов сульфида натрия и сульфата натрия, используя универсальную индикаторную бумагу. Дайте объяснение полученным результатам.
Опыт 4. Исследуйте индикаторами водные растворы данных солей: сульфита натрия, хлорида цинка, хлорида натрия. Результаты опытов запишите в таблицу.
Соли | Изменение цвета индикатора | Среда | ||
Лакмус | Фенолфталеин | Метилоранж | ||
Сульфит натрия | ||||
Хлорид цинка | ||||
Хлорид натрия. |
ДОМАШНИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
ТЕМА: Определение реакции среды растворов солей при гидролизе.
Цель: Исследуйте реакцию среды водных растворов веществ, используемых в быту, с помощью растительных индикаторов.
Оборудование и реактивы: Эталонные растворы: уксусная кислота (столовый уксус, 3%-ный раствор), раствор соды кристаллический или стирального порошка; раствор хозяйственного мыла или раствор туалетного мыла, раствор силикатного клея, сок краснокочанной капусты, сок корнеплодной столовой свеклы (мелко нарежьте, отожмите сок), 5 стаканов или любых склянок.
Опыт 1. В одну склянку налейте немного раствора 3% - ного столового уксуса. В другой склянке приготовьте раствор соды кристаллической или стирального порошка. Добавьте в оба раствора несколько капель сока капусты. Опыт повторите с соком столовой свеклы. Результаты опытов запишите в таблицу.
Растительный индикатор | Изменение цвета | |
В кислоте | В кристаллической соде(порошок) | |
Сок из краснокочанной капусты | ||
Сок из корнеплода столовой свеклы |
Опыт 2. Используя растительные индикаторы (по выбору, см. таблицу) исследуйте реакцию среды солей, используемых в быту. Результаты опытов запишите в таблицу.
№ | Растворы веществ | Среда раствора | |
Кислотная | Щелочная | ||
1 | Раствор силикатного клея | ||
2 | Сода питьевая | ||
3 | Раствор хозяйственного мыла | ||
4 | Аммиачная селитра (удобрение) |
Дополнительные вопросы:
- Какой компонент желудочного сока обеспечивает кислотную реакцию? Почему кислотная среда, способствует пищеварению в желудке?
- Почему не рекомендуется для умывания часто использовать мыло?
- Для какой цели во все лосьоны для очистки кожи лица добавляют слабые кислоты.
- Почему в известной телевизионной рекламе советуют использовать для ухода за кожей мыло «Dove».