Интеллектуальная экскурсия

Разделы: Информатика


Задачи урока:

  • Образовательная – отработать практические навыки работы с документом в текстовом редакторе MS Word.
  • Воспитательная – приобщить к истории родного города, его традициям.
  • Развивающая – повысить информационную культуру, коммуникативные навыки и самооценку обучающихся, развивать познавательный интерес.

Тип урока: обобщение материала.

Форма урока: интеллектуальная экскурсия

Технология: межпредметная связь предметов информатики и краеведения.

Программное оснащение урока:

  • презентация «Экскурсионная карта по городу Томску»,
  • файл «Задания к уроку».

Раздаточный материал: карточки с образцами заданий.

Участие в проведении урока обучающихся 10 класса в качестве помощников и гидов.

План урока:

  1. Мобилизующее начало урока. (3 мин.)
  2. Экскурсия: выполнение практического задания, выступления гидов. (35 мин.)
  3. Гимнастика для глаз. (2 мин.)
  4. Итог урока. (5 мин.)

Ход урока

1. Мобилизирующее начало урока.

Учитель: Мы изучили текстовый процессор Word. Приобрели начальные навыки практической работы с этим приложением. Сегодня закрепляем полученные навыки и умения. Закрепление материала пройдет не в обычной форме, а в форме экскурсии.

Эпиграф урока:

На трех холмах, на четырех ветрах
В краю таежном посреди Сибири
Стоит мой город над рекою синей,
Стоит и отражается в веках.
От белых рощ, от гордых теремов,
Одетых в деревянные узоры,
Родные начинаются просторы,
Дороги в мир, и зрелость, и любовь.

Каждый человек должен знать историю своего города, чтить его традиции. Все мы живем в городе Томске, многие здесь родились. Кто из вас знает историю родного города?

Вопросы обучающимся:

  1. В какую площадь превратилась площадь Базарная?
  2. Почему район, где находится наша школа, называется Каштак?
  3. Был ли в нашем городе цирк?

Проблема …?! Для решения этой проблемы мы пройдемся по районам старого города. Но чтобы тайны города открылись, вам нужно на каждой остановке выполнить определенные задания. При выполнении задания вы можете пользоваться помощью гидов (старшеклассников). Итак, двигаемся по стрелкам, указанным на карте. После выполнения задания, мы послушаем историческую справку, которую представят гиды.

Задача помощников-гидов помогать при выполнении заданий слабоуспевающим обучающимся.

2. Экскурсия:

(экскурсия сопровождается картой (презентация), на каждой остановке выполнение задания, выступление гида и демонстрация фотографий на слайдах)

Презентация – экскурсионная карта <Приложение 1 >

Учитель-экскурсовод: Мы начинаем нашу экскурсию с хорошо известного всем места – микрорайона КАШТАК. Это район, где находится наша школа.

Остановка: Каштак.
Задание 1. Редактировать текст стихотворения о Томске и прочесть его.

Чтобв невед омыхземл яхТрояна го
род выстр оить, красен вельми. Сквось седые раз водыту мана Шлидощ ани
ки вверх по Томи.
Никогдане буд илэти дали Мерн
ый стук топо
ра на заре. Стены го
родагро зновставали На к рутой Воск ресенской горе.

Образец к выполнению задания 1

Чтоб в неведомых землях Тояна
Город выстроить, красен вельми.
Сквозь седые разводы тумана
Шли дощаники вверх по Томи.

Обратная связь: {После выполнения задания учащиеся по желанию читают стихотворение}.

Выступление гида: Сообщение «Какой был Каштак?».

Остановка: площадь Базарная
Задание 2
: Оформить текст с маркированным списком.
На Базарной площади шла оживленная торговля. В Томск по Московскому и Иркутскому тракту везли разные товары. В свою очередь из Сибири (из Томска в том числе) вывозили другой товар в другие города страны.
Товары из Таежной Сибири золото пушнина воск мед икра кожа
Товары, завозимые в Томск
чай табак шелк атлас

Образец к выполнению задания 2.

На Базарной площади шла оживленная торговля. В Томск по Московскому и Иркутскому тракту везли разные товары. В свою очередь из Сибири (из Томска в том числе) вывозили другой товар в другие города страны.

Обратная связь: {После выполнения задания учащиеся обсуждают, какие товары завозили в Томск, а какие поставляли в другие города и страны}.

Выступление гида: Сообщение «Площадь Базарная». 

Остановка: Лагерный сад. Задание 3: Составить таблицу «Герб Томской губернии» по тексту.
Первый герб появился в 1635 году. Его вид представлял собой царскую корону с надписью Печать Государева Томского города». Автором первого герба был Андрей Баранов.
Второй герб Томск обрел в 1729 году. На желтом фоне гербового щита изображен был человек в рудокопе, добывающий полезные ископаемые.
Третий герб города появился в 1785 году. Он был утвержден в виде: в верхней части щита – синее поле, на нем золотая пирамида с воинской арматурой, со знаменем, барабанами и алебардами, в нижней части – на зеленом поле серебряная лошадь.
Четвертый раз значительные изменения в гербе произошли в 1878 г. зеленый щит был увенчан императорской короной и окружен золотыми дубовыми листьями.
В настоящее время герб Томской губернии выглядит так: Андреевскую ленту вокруг дубовых листьев заменили на бело-зеленую.  

Пример выполнения задания 3.

Год Автор Что изображено? Изображение
1635 Андрей Баранов Царская корона с надписью «Печать Государева Томского города»

Выступление гида: Сообщение «Лагерный сад». 

Физкультминутка: гимнастика для глаз – 1 мин. 

Остановка: Ипподром
Задание 4. Составить рекламный буклет (применяя фигурный текст и рисунки) об ипподроме.

Обратная связь: {После выполнения задания учащиеся представляют свои рекламные буклеты друг другу}.

Выступление гида: Сообщение «Ипподром».

Остановка: Белое озеро
Задание 5. Прочитать легенду о Белом озере. Форматировать текст по образцу.

Одна из легенд свидетельствует о том, что Тома была дочерью Тояна. Для того, чтобы объединиться против общих врагов - степняков, Тоян пообещал дочь в жёны жадному Басандаю. Но Тома и слышать об этом не хотела, она любила Ушая, бедного воина. В трудном положении оказался Тоян - и дочь свою обидеть не смел, и потерять поддержку сильного соседа перед лицом постоянной опасности страшился. Такая нерешительность возмутила Басандая, и он переметнулся на сторону врагов. Узнав про измену, храбрый Ушай один вышел на поединок с войском своего повелителя, но был убит. Долго сдерживали натиск врага защитники Тоянова городка, но неожиданно напали на них злые шайтаны (духи), принесли страшные болезни. Нет от тех болезней спасения, пока кто-нибудь не оживит городское озеро своей кровью. Велика была любовь Томы к своему народу, ударила она себя кинжалом в грудь. Вода у её ног закипела, стала белой. Припали к той воде измождённые болезнями люди и тут же исцелились. Не пустили они врагов в город. С тех пор озеро и называется Белым. 

Образец к выполнению задания 5.

Легенда о Белом озере. 

Она свидетельствует о том, что Тома была дочерью Тояна. Для того, чтобы объединиться против общих врагов - степняков,Тоян пообещал дочь в жёны жадному Басандаю. Но Тома и слышать об этом не хотела, она любила Ушая, бедного воина.

В трудном положении оказался Тоян - и дочь свою обидеть не смел, и потерять поддержку сильного соседа перед лицом постоянной опасности страшился. Такая нерешительность возмутила Басандая, и он переметнулся на сторону врагов.

Узнав про измену, храбрый Ушай один вышел на поединок с войском своего повелителя, но был убит. Долго сдерживали натиск врага защитники Тоянова городка, но неожиданно напали на них злые шайтаны (духи), принесли страшные болезни. Нет от тех болезней спасения, пока кто-нибудь не оживит городское озеро своей кровью.

Велика была любовь Томык своему народу, ударила она себя кинжалом в грудь. Вода у её ног закипела, стала белой. Припали к той воде измождённые болезнями люди и тут же исцелились. Не пустили они врагов в город. С тех пор озеро и называется Белым.

Обратная связь: {После выполнения задания учащиеся вспоминают другие легенды о Томске}.

Выступление гида: Сообщение «Белое озеро и его окрестности».

3. Итог урока:

Учитель-экскурсовод: Вот мы и вернулись на Каштак после непродолжительной экскурсии. О нашем городе можно говорить много. Как на ваш взгляд, ребята, нужно знать историю своего города?

А теперь оценим работу на уроке.

(На рабочем месте каждого учащегося карточки для самооценки своей работы)

Подумайте, что у вас получилось, что не получалось, над чем нужно поработать и оцените объективно свои знания и умения работы. Что для вас оказалось сложным? В дальнейшем можно дополнительно поработать, сдать зачетное задание и получить высокую оценку.

Чья работа на уроке вам больше всего понравилась, ребята, оцените своих товарищей.

(Дети обмениваются мнениями о работах одноклассников)

Спасибо за урок.