Из опыта работы: "Методика формирования у учащихся среднего школьного возраста интереса к процессу решения задач средствами дидактической игры (игровой ситуации)"

Разделы: Математика


1. Новизна опыта.

Состоит в том,

  • Что сконструирована система игр (игровых ситуаций) для использования на уроках математики с целью формирования познавательного интереса учащихся среднего школьного возраста.
  • Построена этапная методика обучения математике в условиях активного усвоения содержания, одним из компонентов которой является дидактическая игра (игровая ситуация).
  • Представлены адекватные целям гуманизации приемы организации работы с классом, направленные на формирование эмоциональной, интеллектуальной сферы личности ребенка.

2. Актуальность опыта.

Противоречия

  • между увеличением умственной нагрузки учащихся на уроках математики и снижением интереса к изучаемому материалу; их активности на протяжении всего урока;
  • между общим признанием положительного влияния дидактической игры на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и отсутствием достаточно глубокого и основательного решения в методике преподавания предмета.

3. Педагогические средства, используемые в опыте.

Приемы, использующие внешние средства обучения: занимательность, наглядность, технические средства обучения, нестандартные формы урока, организационные формы работы (работа в парах, группах и т. д.)

Дидактические игры, когда действия учащихся являются предметом.

4. Технология опыта.

При обучении математике немаловажная роль отводится дидактическим играм -современному и признанному методу не только обучения, но и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в единстве.

Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия учителя и учащегося, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

Игра-творчество, игра-труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированы.

Дидактические игры (игровые ситуации) очень хорошо уживаются с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра рассматривается как рычаг умственного развития ребенка.

Я считаю необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство ребят испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

Дидактическая игра является активной учебной деятельностью учащихся. Главное отличие от другой деятельности в том, что ее предмет – сама человеческая деятельность. Это коллективная, целенаправленная деятельность, когда каждый ее участник и вся команда объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Игру, организованную в целях обучения можно назвать учебной игрой. Ее структурными элементами являются:

  • моделируемый объект учебной деятельности;
  • совместная деятельность участников игры;
  • правила игры;
  • принятие решения в изменяющихся условиях;
  • эффективность принимаемого решения.

Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая учебная деятельность обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность учащихся представляет собой самодвижение; поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом самой деятельности.

Планируя уроки, я взяла на вооружение положение, установленное Л.С. Выготским, о том, что ориентироваться нужно не на уже достигнутый ребенком уровень развития, а немного забегать вперед, предъявляя к его мышлению требования, несколько превышающие его возможности, т.е. не на уровень актуального, а на зону ближайшего развития. Я стараюсь, чтобы усвоение знаний и способов деятельности моих учеников происходило на уровне творческого применения знаний и способов деятельности. Поэтому, практически на каждом уроке создаю игровую ситуацию, предлагаю решить задачи, в которых от учащихся требуется делать правильные рассуждения, рассматривать объекты с разных сторон, указывать их различные свойства, а также ставить различные вопросы относительно данного объекта.

Вот, например игры-упражнения:

1. Кто быстрее впишет в прямоугольники нужные цифры?

Рис. 1.

2. Вова любит решать числовые ребусы. Он сам составил ребус, но никак не может его решить. Объясните, почему его ребус не имеет решения.

Рис. 2.

3. Сосчитайте:

а) сколько квадратов на рисунке 3;

б) Сколько в данной фигуре на рисунке 4. треугольников.

Рис. 3.

Рис. 4.

4. Как разрезать фигуру на четыре равные части?

Рис. 5.

5. 89% всех учащихся класса ходили в туристический поход, а 78% – на экскурсии. Может ли быть такое? Сколько процентов учащихся класса побывали и в походе и на экскурсии?

Решение таких задач знакомит учащихся с различными способами рассуждений при решении проблем, способствует постепенному переходу к более развитым формам анализа и синтеза. Игровую ситуацию я использую не только в начале урока. Если я вижу, что ребята утомились, то предлагаю им поиграть. Игры – упражнения занимают 10–15 минут, они направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применение его в новых ситуациях.

В этом плане интересны математические софизмы, в которых искусно спрятана ошибка. Я говорю ребятам, что легко докажу это равенство: 2=5, они естественно не верят. Я предлагаю им внимательно следить за моими рассуждениями и найти ошибку.

Рассмотрим верное равенство: 14+4-18=35+10-45.

Используя распределительный закон умножения, получим:

2*(7+2-9)=5*(7+2-9).

Разделив обе части равенства на 7+2-9, видим, что 2=5.

Почему так получилось?

Или предлагаю загадки – шутки, в каждой из них содержится какой-нибудь подвох.

1. Две дочери, две матери, да бабушка с внучкой. Сколько всех? (трое).

2. Брату 13 лет, а сестра 6. Сколько лет исполнится сестре, когда брату будет 18? (11 лет).

3. Четверо играли в домино четыре часа. Сколько часов играл каждый из участников? (4 часа).

4. Трое играли в шашки. Всего сыграли три партии. Сколько партий сыграл каждый? (по две партии).

Эти задачи позволяют снять утомление учащихся, т.к. появляется интерес, азарт, концентрируется внимание.

В 5–6-м классах я предлагаю ребятам выполнить творческие задания, например придумать математическую сказку. Они не только придумали очень много сказок, но и красочно их оформили. Затем я договорилась с учителями начальных классов, чтобы они позволили моим ребятам прочитать малышам эти сказки.

Оценку за эту работу ставили сами малыши, они говорили, какая сказка им понравилась больше всего. И хотя сказки совсем простенькие, я хвалила ребят, показывала в классе лучшее оформление сказки и зачитывала ее. Как они старались!

приложении есть несколько сказок).

Как один из видов занимательной игры я применяю математические кроссворды.

Я предлагаю ребятам самим придумать математический кроссворд (есть в приложении). Эту работу они выполняют в течение недели. За это время они не раз подходят ко мне показывают свои черновики, спрашивают совета, как сделать лучше; если что-то не получается, то просят немного помочь! Какое это творчество! Надо сказать, что такую работу может выполнить не каждый ученик, но тех, кто не смог ее выполнить, я не наказывала двойкой, а говорила, чтобы не огорчался.

Как только начинаем знакомиться с графиками функций (температура воздуха, движение туриста) я предлагаю придумать свой график функций. Затем в классе мы учимся читать графики функций не по учебнику, а используя работу, сделанную учеником. Какая гордость и радость видна в его глазах при этом!

Практически на каждом уроке, в качестве устного упражнения я предлагаю задачу на смекалку, бывает, что никто не может ее решить, тогда я предлагаю решить ее дома с помощью родителей. И ведь находятся такие родители, которые помогают решить задачу! Когда приступаем к изучению симметрии, то здесь начинается процесс творчества: какие только симметричные фигуры они не делают, так и стараются, чтобы у них получилось лучше! Все работы я показываю классу, прошу оценить (есть в приложении). Как только изучили координаты точек на плоскости, я предлагаю ребятам задание: «рисуем по координатам». Они приносят самые разные рисунки (некоторые есть в приложении). Ребята выполняют эту работу на 2-х листках: на одном записывают координаты точек, а на другом – ответ в виде рисунка. Второй листок я оставляю у себя, а первые раздаю в классе, чтобы ребята решали эти задачи, а затем показываю им ответ. Еще я часто предлагаю ребятам в качестве домашней работы придумать задачу (по той или иной теме). Затем они зачитывают свою задачу в классе, а ученики высказываются, говорят о ее достоинствах и недостатках.

Вначале (в 5-м классе), когда ребята выполняли такое задание, они не осмысливали задачу и получали такую глупость, как, например, у одного ребенка получилось, что скорость самолета 5 км/ч.

Уже стало традицией, что во время декады математики практически все мои старшеклассники используют свои творческие работы: рефераты с занимательными задачами (есть в приложении), игровые ситуации, математические стихи, загадки, ребусы и т.д. для проведения уроков в начальной школе. Оценивает их работу тот учитель, в каком классе они выступали.

Ученики могут воспользоваться правом выбора темы или предложить свои собственные «свободные» темы. Работа над таким заданием может быть как индивидуальной, так и групповой. Заранее подготовленное такое задание поможет ученику (даже не слишком «сильному» в математике) проявить свое творчество. Практически все ребята объединяются в группы по 2–3 человека.

Особенно удачно у нас получилась игра «Путешествие в страну волшебников – математиков».

Мои старшеклассники подготовили математические фокусы и ходили по классам, показывали другим учащимся. Какое удивление и жгучее любопытство было на лицах этих детей, которым показывали эти фокусы! Я как раз проводила урок, когда «волшебники» пришли в мой класс (6-й класс).

Дети были просто изумлены! Спрашивали «волшебников»: «Как вы так быстро все угадываете?»

Вот несколько «фокусов»

1. Фокус 1. У каждого ученика карточка

1

2

3

Рис. 6.

Задумайте и запишите на карточке три числа от 1 до 9: первое в клеточке 1, второе число в клеточке 2, третье число в клеточке 3.

Первое умножьте на 2, к результату прибавьте 3 и полученное число умножьте на 5. Прибавьте к этому результату второе число, умножьте полученное число на 10, прибавьте третье число. Сколько получится?

(По ответу волшебник угадывает у каждого задуманные числа).

Отгадка: Чтобы угадать заданные числа, надо из полученного результата (узнать у играющего) вычесть число 150, тогда первая цифра разности – первое задуманное число, вторая цифра – второе задуманное число, третья цифра – третье задуманное число.

2. Фокусник говорит, что он моментально сможет производить сложные математические вычисления и просит одного помощника.

Задание: Запиши три каких угодно четырехзначных числа столбиком. Я напишу под ними еще три числа и сразу назову сумму этих чисел. Кто-нибудь из класса может проверить меня с помощью калькулятора.

(такой ответ для любых чисел)

(такой ответ всегда)

Отгадка: Фокусник дописывает три числа так, чтобы сумма цифр первого и четвертого числа была равна 9, второго и пятого – тоже 9, третьего и шестого – тоже 9. тогда в ответе всегда 29997. Если играющий запишет четыре числа, то фокусник аналогично подписывает четыре числа и в ответе будет 39996 и т.д.

Путешествие в страну волшебников – математиков очень интересное, увлекательное, запоминающееся мероприятие при условии, что каждый волшебник хорошо подготовлен, отлично владеет своим волшебством, готов к любой неожиданной ситуации, умеет четко формулировать задание, иначе все будет напрасно.

Я очень часто в качестве игровой ситуации использую викторины, которые развивают логическое мышление, познавательный интерес.

Вот одна из них.

Какое натуральное число равно числу букв в его наименовании? (Три).

Какой знак надо поставить между числами 0 и 1, чтобы получилось число большее 0, но меньшее 1? (Запятую).

Какие три числа, если их сложить или перемножить, дадут один и тот же результат? (Один, два, три).

Какие часы показывают верное время два раза в сутки? (Которые стоят).

Если в 11 ч. ночи идет дождь, то возможна ли солнечная погода через 48 ч? (Нет, т.к. будет ночь).

В корзине 3 яблока. Как поделить их между тремя мальчиками, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Одному отдать вместе с корзиной).

У мальчика столько же сестер, сколько и братьев, а у его сестры вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько в семье братьев и сестер? (Четыре брата и три сестры).

Примерно раз в четверть я провожу дидактическую игру на весь урок (иногда – на два урока).

В качестве урока обобщения и систематизации знаний я провожу игру-путешествие или урок-конкурс. Такие уроки служат целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала.

Активизация учащихся выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях. Также в качестве обобщающего урока я провожу урок «Поле чудес», целью которого служит обзорное повторение пройденного материала. Ну и конечно, я привлекаю ребят к участию как в городской предметной олимпиаде, так и межрегиональной заочной математической олимпиаде. А в игре «Кенгуру» и «Кенгуру-выпускникам» принимает участие 90% моих учеников. Пусть не все получили хороший результат, но главное – они приняли участие, приобрели положительный опыт решения нестандартных задач.

А устойчивые прогнозируемые результаты появились тогда, когда выработалась своя система работы, в которой нашла свое место дидактическая игра. То есть свою основную задачу – формирование познавательного интереса к предмету, я считаю выполненной.

Мои ученики все активнее принимают участие в разного рода математических состязаниях, что свидетельствует о сформированности у учащихся интереса к процессу решения задач.

Литература.

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. – М., 1983.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Л.: Лениздат, 1992.
  3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1996. – № 6.
  4. Журналы «Математика. Первое сентября», 2003.

Рекомендации последователям опыта:

  • дайте ученику возможность проявить себя и добиться успеха;
  • ищите новые формы взаимоотношений между учителем и учащимися;
  • стимулируйте интерес учащихся к изучению математики.