1. Новизна опыта.
Состоит в том,
- Что сконструирована система игр (игровых ситуаций) для использования на уроках математики с целью формирования познавательного интереса учащихся среднего школьного возраста.
- Построена этапная методика обучения математике в условиях активного усвоения содержания, одним из компонентов которой является дидактическая игра (игровая ситуация).
- Представлены адекватные целям гуманизации приемы организации работы с классом, направленные на формирование эмоциональной, интеллектуальной сферы личности ребенка.
2. Актуальность опыта.
Противоречия
- между увеличением умственной нагрузки учащихся на уроках математики и снижением интереса к изучаемому материалу; их активности на протяжении всего урока;
- между общим признанием положительного влияния дидактической игры на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и отсутствием достаточно глубокого и основательного решения в методике преподавания предмета.
3. Педагогические средства, используемые в опыте.
Приемы, использующие внешние средства обучения: занимательность, наглядность, технические средства обучения, нестандартные формы урока, организационные формы работы (работа в парах, группах и т. д.)
Дидактические игры, когда действия учащихся являются предметом.
4. Технология опыта.
При обучении математике немаловажная роль отводится дидактическим играм -современному и признанному методу не только обучения, но и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в единстве.
Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия учителя и учащегося, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.
Игра-творчество, игра-труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированы.
Дидактические игры (игровые ситуации) очень хорошо уживаются с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра рассматривается как рычаг умственного развития ребенка.
Я считаю необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство ребят испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
Дидактическая игра является активной учебной деятельностью учащихся. Главное отличие от другой деятельности в том, что ее предмет – сама человеческая деятельность. Это коллективная, целенаправленная деятельность, когда каждый ее участник и вся команда объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Игру, организованную в целях обучения можно назвать учебной игрой. Ее структурными элементами являются:
- моделируемый объект учебной деятельности;
- совместная деятельность участников игры;
- правила игры;
- принятие решения в изменяющихся условиях;
- эффективность принимаемого решения.
Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая учебная деятельность обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность учащихся представляет собой самодвижение; поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом самой деятельности.
Планируя уроки, я взяла на вооружение положение, установленное Л.С. Выготским, о том, что ориентироваться нужно не на уже достигнутый ребенком уровень развития, а немного забегать вперед, предъявляя к его мышлению требования, несколько превышающие его возможности, т.е. не на уровень актуального, а на зону ближайшего развития. Я стараюсь, чтобы усвоение знаний и способов деятельности моих учеников происходило на уровне творческого применения знаний и способов деятельности. Поэтому, практически на каждом уроке создаю игровую ситуацию, предлагаю решить задачи, в которых от учащихся требуется делать правильные рассуждения, рассматривать объекты с разных сторон, указывать их различные свойства, а также ставить различные вопросы относительно данного объекта.
Вот, например игры-упражнения:
1. Кто быстрее впишет в прямоугольники нужные цифры?
![]()
Рис. 1.
2. Вова любит решать числовые ребусы. Он сам составил ребус, но никак не может его решить. Объясните, почему его ребус не имеет решения.

Рис. 2.
3. Сосчитайте:
а) сколько квадратов на рисунке 3;
б) Сколько в данной фигуре на рисунке 4. треугольников.

Рис. 3.

Рис. 4.
4. Как разрезать фигуру на четыре равные части?

Рис. 5.
5. 89% всех учащихся класса ходили в туристический поход, а 78% – на экскурсии. Может ли быть такое? Сколько процентов учащихся класса побывали и в походе и на экскурсии?
Решение таких задач знакомит учащихся с различными способами рассуждений при решении проблем, способствует постепенному переходу к более развитым формам анализа и синтеза. Игровую ситуацию я использую не только в начале урока. Если я вижу, что ребята утомились, то предлагаю им поиграть. Игры – упражнения занимают 10–15 минут, они направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применение его в новых ситуациях.
В этом плане интересны математические софизмы, в которых искусно спрятана ошибка. Я говорю ребятам, что легко докажу это равенство: 2=5, они естественно не верят. Я предлагаю им внимательно следить за моими рассуждениями и найти ошибку.
Рассмотрим верное равенство: 14+4-18=35+10-45.
Используя распределительный закон умножения, получим:
2*(7+2-9)=5*(7+2-9).
Разделив обе части равенства на 7+2-9, видим, что 2=5.
Почему так получилось?
Или предлагаю загадки – шутки, в каждой из них содержится какой-нибудь подвох.
1. Две дочери, две матери, да бабушка с внучкой. Сколько всех? (трое).
2. Брату 13 лет, а сестра 6. Сколько лет исполнится сестре, когда брату будет 18? (11 лет).
3. Четверо играли в домино четыре часа. Сколько часов играл каждый из участников? (4 часа).
4. Трое играли в шашки. Всего сыграли три партии. Сколько партий сыграл каждый? (по две партии).
Эти задачи позволяют снять утомление учащихся, т.к. появляется интерес, азарт, концентрируется внимание.
В 5–6-м классах я предлагаю ребятам выполнить творческие задания, например придумать математическую сказку. Они не только придумали очень много сказок, но и красочно их оформили. Затем я договорилась с учителями начальных классов, чтобы они позволили моим ребятам прочитать малышам эти сказки.
Оценку за эту работу ставили сами малыши, они говорили, какая сказка им понравилась больше всего. И хотя сказки совсем простенькие, я хвалила ребят, показывала в классе лучшее оформление сказки и зачитывала ее. Как они старались!
(В приложении есть несколько сказок).
Как один из видов занимательной игры я применяю математические кроссворды.
Я предлагаю ребятам самим придумать математический кроссворд (есть в приложении). Эту работу они выполняют в течение недели. За это время они не раз подходят ко мне показывают свои черновики, спрашивают совета, как сделать лучше; если что-то не получается, то просят немного помочь! Какое это творчество! Надо сказать, что такую работу может выполнить не каждый ученик, но тех, кто не смог ее выполнить, я не наказывала двойкой, а говорила, чтобы не огорчался.
Как только начинаем знакомиться с графиками функций (температура воздуха, движение туриста) я предлагаю придумать свой график функций. Затем в классе мы учимся читать графики функций не по учебнику, а используя работу, сделанную учеником. Какая гордость и радость видна в его глазах при этом!
Практически на каждом уроке, в качестве устного упражнения я предлагаю задачу на смекалку, бывает, что никто не может ее решить, тогда я предлагаю решить ее дома с помощью родителей. И ведь находятся такие родители, которые помогают решить задачу! Когда приступаем к изучению симметрии, то здесь начинается процесс творчества: какие только симметричные фигуры они не делают, так и стараются, чтобы у них получилось лучше! Все работы я показываю классу, прошу оценить (есть в приложении). Как только изучили координаты точек на плоскости, я предлагаю ребятам задание: «рисуем по координатам». Они приносят самые разные рисунки (некоторые есть в приложении). Ребята выполняют эту работу на 2-х листках: на одном записывают координаты точек, а на другом – ответ в виде рисунка. Второй листок я оставляю у себя, а первые раздаю в классе, чтобы ребята решали эти задачи, а затем показываю им ответ. Еще я часто предлагаю ребятам в качестве домашней работы придумать задачу (по той или иной теме). Затем они зачитывают свою задачу в классе, а ученики высказываются, говорят о ее достоинствах и недостатках.
Вначале (в 5-м классе), когда ребята выполняли такое задание, они не осмысливали задачу и получали такую глупость, как, например, у одного ребенка получилось, что скорость самолета 5 км/ч.
Уже стало традицией, что во время декады математики практически все мои старшеклассники используют свои творческие работы: рефераты с занимательными задачами (есть в приложении), игровые ситуации, математические стихи, загадки, ребусы и т.д. для проведения уроков в начальной школе. Оценивает их работу тот учитель, в каком классе они выступали.
Ученики могут воспользоваться правом выбора темы или предложить свои собственные «свободные» темы. Работа над таким заданием может быть как индивидуальной, так и групповой. Заранее подготовленное такое задание поможет ученику (даже не слишком «сильному» в математике) проявить свое творчество. Практически все ребята объединяются в группы по 2–3 человека.
Особенно удачно у нас получилась игра «Путешествие в страну волшебников – математиков».
Мои старшеклассники подготовили математические фокусы и ходили по классам, показывали другим учащимся. Какое удивление и жгучее любопытство было на лицах этих детей, которым показывали эти фокусы! Я как раз проводила урок, когда «волшебники» пришли в мой класс (6-й класс).
Дети были просто изумлены! Спрашивали «волшебников»: «Как вы так быстро все угадываете?»
Вот несколько «фокусов»
1. Фокус 1. У каждого ученика карточка
1 |
2 |
3 |
Рис. 6.
Задумайте и запишите на карточке три числа от 1 до 9: первое в клеточке 1, второе число в клеточке 2, третье число в клеточке 3.
Первое умножьте на 2, к результату прибавьте 3 и полученное число умножьте на 5. Прибавьте к этому результату второе число, умножьте полученное число на 10, прибавьте третье число. Сколько получится?
(По ответу волшебник угадывает у каждого задуманные числа).
Отгадка: Чтобы угадать заданные числа, надо из полученного результата (узнать у играющего) вычесть число 150, тогда первая цифра разности – первое задуманное число, вторая цифра – второе задуманное число, третья цифра – третье задуманное число.
2. Фокусник говорит, что он моментально сможет производить сложные математические вычисления и просит одного помощника.
Задание: Запиши три каких угодно четырехзначных числа столбиком. Я напишу под ними еще три числа и сразу назову сумму этих чисел. Кто-нибудь из класса может проверить меня с помощью калькулятора.
![]()
(такой ответ для любых чисел)
![]()
(такой ответ всегда)
Отгадка: Фокусник дописывает три числа так, чтобы сумма цифр первого и четвертого числа была равна 9, второго и пятого – тоже 9, третьего и шестого – тоже 9. тогда в ответе всегда 29997. Если играющий запишет четыре числа, то фокусник аналогично подписывает четыре числа и в ответе будет 39996 и т.д.
Путешествие в страну волшебников – математиков очень интересное, увлекательное, запоминающееся мероприятие при условии, что каждый волшебник хорошо подготовлен, отлично владеет своим волшебством, готов к любой неожиданной ситуации, умеет четко формулировать задание, иначе все будет напрасно.
Я очень часто в качестве игровой ситуации использую викторины, которые развивают логическое мышление, познавательный интерес.
Вот одна из них.
Какое натуральное число равно числу букв в его наименовании? (Три).
Какой знак надо поставить между числами 0 и 1, чтобы получилось число большее 0, но меньшее 1? (Запятую).
Какие три числа, если их сложить или перемножить, дадут один и тот же результат? (Один, два, три).
Какие часы показывают верное время два раза в сутки? (Которые стоят).
Если в 11 ч. ночи идет дождь, то возможна ли солнечная погода через 48 ч? (Нет, т.к. будет ночь).
В корзине 3 яблока. Как поделить их между тремя мальчиками, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Одному отдать вместе с корзиной).
У мальчика столько же сестер, сколько и братьев, а у его сестры вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько в семье братьев и сестер? (Четыре брата и три сестры).
Примерно раз в четверть я провожу дидактическую игру на весь урок (иногда – на два урока).
В качестве урока обобщения и систематизации знаний я провожу игру-путешествие или урок-конкурс. Такие уроки служат целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала.
Активизация учащихся выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях. Также в качестве обобщающего урока я провожу урок «Поле чудес», целью которого служит обзорное повторение пройденного материала. Ну и конечно, я привлекаю ребят к участию как в городской предметной олимпиаде, так и межрегиональной заочной математической олимпиаде. А в игре «Кенгуру» и «Кенгуру-выпускникам» принимает участие 90% моих учеников. Пусть не все получили хороший результат, но главное – они приняли участие, приобрели положительный опыт решения нестандартных задач.
А устойчивые прогнозируемые результаты появились тогда, когда выработалась своя система работы, в которой нашла свое место дидактическая игра. То есть свою основную задачу – формирование познавательного интереса к предмету, я считаю выполненной.
Мои ученики все активнее принимают участие в разного рода математических состязаниях, что свидетельствует о сформированности у учащихся интереса к процессу решения задач.
Литература.
- Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. – М., 1983.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Л.: Лениздат, 1992.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1996. – № 6.
- Журналы «Математика. Первое сентября», 2003.
Рекомендации последователям опыта:
- дайте ученику возможность проявить себя и добиться успеха;
- ищите новые формы взаимоотношений между учителем и учащимися;
- стимулируйте интерес учащихся к изучению математики.