Цель: сплочение классного коллектива.
Задачи:
- развивать творческие способности учащихся;
- расширять кругозор;
- воспитывать чувство солидарности, сопереживания.
Форма проведения – КВН.
Оборудование: музыка Чайковского «Осень», рисунки ребят на осеннюю тему, поделки из природного материала для украшения класса, фрукты.
Ход мероприятия
Звучит музыка Чайковского «Осень».
Учитель. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашей игре. Тема сегодняшнего КВН.
«Золотая осень».
1-й ведущий.
Хозяйкой весёлой
Идёт к новосёлам
Погожая осень
В деревни и сёла.
2-й ведущий.
Пришла на рассвете,
На миг не присела,
Вокруг огляделась –
И сразу за дело.
1-й ведущий.
Калину с рябиной
Раскрасила густо,
На крепких зубах
Заскрипела капустой.
2-й ведущий.
На мельницах
Свежей мукой забелела,
Оранжевым шёлком
Берёзы одела.
1-й ведущий.
Курчавую озимь
Ковром расстелила,
В далёкий полёт
Журавлей проводила.
1-й конкурс «Приветствие команд» (макс. оценка – 5 баллов).
2-й конкурс «Разминка. Осенние загадки».
Учитель читает загадки – команды поочерёдно отгадывают. За каждый правильный ответ – один балл.
Из почек появляются,
Весною распускаются,
Летом шелестят,
Осенью летят. (Листья).Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево).Осень листья расшвыряла,
И деревьям зябко стало.
Только ель средь них одета.
Из чего одежда эта? (Из хвои).Весной – белёная,
Летом – зелёная,
Осенью – калёная,
Зимой – хвалёная. (Калина)
2-й ведущий.
Обожаю это время года!
Праздник золота и багреца.
Синяя шумящая свобода,
Ясность неизбежного конца.
А ведь как металось и хлестало!
Шли дожди, трепали их ветра.
Справилась природа, и настала
Эта драгоценная пора. (М. И. Алигер)
3-й конкурс «Пантомима» (3 балла).
Команды должны изобразить:
- листопад;
- ветер в лесу.
1-й ведущий.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера… (Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной»).
4-й конкурс «Дары осени».
Учитель читает вопросы, команды поочерёдно отвечают. За каждый правильный ответ – один балл.
- Соедините название нароста на стволе дерева с устаревшим названием рта, и вы получите главный овощ для щей. (Кап+уста= капуста).
- Переставьте буквы в слове «гарант», и вы получите южный зернистый кисло-сладкий плод. (Гранат).
- Переставьте буквы в слове «ночка» так, чтобы из него получилось название капустной головы. (Кочан).
- В слове «бриг» переставьте буквы так, чтобы из него получился объект «тихой охоты». (Гриб).
- В названии реки Вислы переставьте буквы так, чтобы из него получилось название фрукта с крупной косточкой. (Слива).
- Как называется драгоценный камень тёмно-красного цвета и южное дерево с круглыми зернистыми тёмно-красными плодами? (Гранат).
- Какие три предлога можно выжать из плодов растений? (С-о-к).
- Последовательно соединив местоимение второго лица единственного числа с названием реки Ква в Заире, вы получите название большого круглого или овального съедобного плода. (Ты-ква).
- Какой округлый удлинённый и расширяющийся книзу плод, потеряв только одну согласную букву, превратился в остров Груа в Бискайском заливе? (Груша).
- Какой твёрдый ароматный плод находится в названии города Айвальск в Турции? (Айва).
- Какой овощ лежит в небольшой корзинке из прутьев? (Лук – лукошко).
- В каком корнеплоде с толстым светлым корнем в тёмной кожице можно найти остров Ре? (В редьке).
- В каком клубнеплоде семейства паслёновых с клубнями, богатыми крахмалом, растёт вечнозелёное хвойное дерево семейства сосновых с конусообразной кроной? (В картофеле – ель).
- Название какого мохнатого тропического плода содержит пять предлогов? (К-о-к-о-с).
2-й ведущий.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин. (А. К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад).
5-й конкурс капитанов «Ах, картошка!» (3 балла).
(Кто дольше удержит на голове картошку во время танца).
1-й ведущий.
В саду листки берёз, без шороха срываясь,
Средь тонких паутин, как бабочки, блестят
И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,
На блёклую траву беспомощно летят. (И. А. Бунин «Затишье»).
6-й конкурс «Чёрный ящик». (1 балл).
Команды должны угадать, какой фрукт лежит в чёрном ящике.
– Чарльз Дарвин назвал этот хорошо известный вам плод «музой мудрецов». По стандарту он должен быть длиной не менее 20 см и иметь диаметр 3–4 см. (Банан).
– Это один из древнейших плодов в Древней Греции. Он символизировал любовь и плодородие. По одной из легенд, его дерево выросло из крови Диониса, бога виноделия. А другой греческий миф изображает его плодом брачных уз. Упоминается он и в Библии, как символ единства Вселенной. (Гранат).
2-й ведущий.
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, лёгкий шелест… (Ф. И. Тютчев «Осенний вечер»).
7-й конкурс. «Домашнее задание» (5 баллов).
Ребята должны были приготовить номер художественной самодеятельности.
Пока команды готовятся, болельщикам предлагаются следующие вопросы:
- Когда по народному календарю наступает осень? (14 сентября).
- Когда начинается активный листопад? (В первой половине октября).
- Когда начинается прелестная улыбка тепла – «бабье лето»? (14 сентября).
- Сколько дней длится «бабье лето»? (Семь).
- Что особенного в дате 23 сентября? (Это день осеннего равноденствия).
Знаете ли вы народные приметы?
- Гром в сентябре предвещает… (тёплую осень).
- Паутина стелется по растениям – к… (осеннему теплу).
- Много паутины на «бабье лето» – к… (ясной осени).
- Появление комаров поздней осенью – к… (мягкой зиме).
- Листья осины лежат на земле кверху лицом – зима будет …(холодной).
- Облака идут против ветра – к… (осадкам).
- Короткие сумерки – к… (хорошей погоде).
- Листопад проходит скоро – зима будет… (холодной).
- Мыши вьют гнёзда на верху копён – осень будет… (мокрой и продолжительной).
Подведение итогов, награждение команд.