Цель:
- дать понятие о причастии;
- формировать умение отличать причастия от глагола и прилагательного;
- развитие интереса к предмету.
Средства обучения:
- Русский язык 6-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос и др. ; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 12-е изд.; стериот. – М.: Дрофа, 2008. – 363 с.
- Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 7-м классе. Универсальная рабочая тетрадь с богатым теоретическим, а также практическим материалом, подготовленная для детей и их родителей, для преподавателей-словесников. – Калининград: Редкая книга, 1996. – 160 с.
- Рик Т.Г. Привет, Причастие! – М.: САМОВАР, 1997. – 132 с.
Оборудование
- Компьютер.
- Интерактивная доска
Ход урока
I. Приветствие.
II. Эмоциональный настрой на продуктивную учебную деятельность.
Друзья мои, я очень рада
Войти в ваш дружный милый класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестив лишь шпаги наших мнений,
Мы вместе сотворим урок!
III. Актуализация знаний
- Повторение сведений о прилагательном и глаголе. «Внимание: розыск!» (презентация, приложение 1).
- Запись предложения, постановка знаков препинания (повторение пунктуационных правил). Интерактивная доска (приложение 2).
IV. Определяем тему урока.
Учитель. За ними увязался малыш, имя которого тоже пока неизвестно. Правда. Он оставил записку следующего содержания: (интерактивная доска, приложение 2, слайд 2).
1. Повторение орфографии и запись темы урока.
Учитель. Почему малыш увязался за этой парочкой?
Ответ на это вопрос даёт лингвистическая сказка из книги Угроватовой Т.Ю. стр. 36 со слов «Володе снился удивительный сон…»
Дополняем ответ материалом из учебника § 34 словами В. Даля.
2. Формулируем цель урока.
3. Объяснение материала ведётся по книге Т. Рик, в качестве наглядности используется интерактивная доска (приложение 2). Дети заполняют таблицу.
4. Итог объяснения – вывод по таблице.
V. Запись домашнего задания: № 387.
VI. Закрепление.
- Игра «Придумай себе имя» (по цепочке).
- «Узнавший причастие» – выписать на слух причастия. (Рик.Т. стр. 23).
- Дополнение к объяснению «Как образовать причастия» (Рик Т. Стр. 15).
- «Образуйте причастия от глагола» (см. интерактивная доска, приложение 2).
- Итог урока.
- Морфологическая задача. (Самостоятельная работа).