Раздел: Сказки разных народов о животных.
Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление.
Методы обучения: Репродуктивный, наглядно-практический, частично поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: Фронтальная, групповая, парная, ролевая игра, индивидуальная, самостоятельная.
Средства обучения:
- Учебник литературного чтения Л.Ефросининой, 2-й класс, с. 17; мультимедийное сопровождение;
- Раздаточный материал; дополнительная литература; тест; рабочая тетрадь учащегося, иллюстрации: белый медведь, бурый медведь.
Дидактическая цель: Организовать деятельность учащихся по восприятию ненецкой сказки, её осмыслению, первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности. (Токмакова О.В.).
Задачи:
- Образовательная: познакомиться с ненецкой сказкой о животных, сформулировать главную мысль сказки через работу по содержанию текста.
- Развивающая: формировать осмысленное правильное выразительное чтение; развивать познавательный интерес и обогащать словарный запас у детей.
- Воспитательная: воспитывать умение организовывать рабочее место; сплоченность в работе группой; воспитывать любознательность, интерес к чтению.
Логика урока.
- Актуализация субъективного опыта.
- Целеполагание.
- Мотивация.
- Организация восприятия.
- Организация осмысления.
- Первичная проверка понимания.
- Организация первичного закрепления.
- Анализ.
- Рефлексия.
Ожидаемый результат.
- 1-й уровень: учащиеся должны познакомиться со сказкой и уметь ее читать;
- 2-й уровень: то же, что и в 1-м уровне, а так же уметь читать выразительно по ролям, передавать настроение героев, личные отношения;
- 3-й уровень: то же, что и 2-й уровень, а так же пересказывать сказку от лица героя (медведя).
Модель урока
|
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Ожидаемые результаты |
1 |
Организационный момент. |
Организовать класс, настроить на работу. |
Приветствие. Эмоциональный настрой на работу. Создание ситуации-успеха. |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места. Эмоционально настраиваются на деятельность на уроке. |
Полная готовность класса и быстрое включение учащихся в тему урока. |
2 |
Актуализация знаний и субъективного опыта учащихся. |
Актуализировать опорные знания и умения. |
Актуализирует опорные знания и подводит к теме урока. Фронтальная беседа по известному материалу. |
Вспоминают сказки, которые читали, и, выражают свое отношение к ним. |
Готовность учащихся к активной познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
3 |
Целеполагание и мотивация. |
Сформулировать цели и тему урока вместе с учащимися, включить детей в активную учебно-познавательную деятельность. |
Создает условия и подводит детей к самостоятельной постановке целей, дополняя и конкретизируя их через работу в группах. |
Формулируют цели урока. |
Сообщение учащимися и учителем темы и целей урока. |
4 |
Изучение восприятия нового материала. |
Обеспечить восприятие, осмысление. |
Организует работу учащихся по ознакомлению со сказкой в форме ролевой игры (инсценировка). |
Инсценируют сказку. Учащиеся наблюдают, слушают, высказывают отзывы. |
Активность учащихся в беседе по прочитанной сказке. |
5 |
Осознание и осмысление учебного материала. |
Создать условия для осознания и осмысления нового материала. |
Предлагает различные виды чтения с последующей работой по выявлению смысла сказки (от простого к сложному). |
Читают сказку, выполняют тест и задания разного уровня сложности. |
Правильность и осознанность понимания содержания сказки большинством учащихся на репродуктивном и конструктивном уровнях. |
6 |
Первичный контроль ЗУН. |
Выявить уровень и осознанность изучаемого материала. |
Организует работу в парах с пословицами (применение знаний в измененной ситуации). |
Выбирают пословицу, которая подходит к сказке. |
Успешность в выполнении задания и умения пользоваться приобретенными знаниями в измененной ситуации. |
7 |
Итог урока. Информация о домашнем задании. |
1) Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. 2) Обеспечить понимание содержания и способов выполнения домашнего задания. |
1) Направляет учащихся на сопоставление задач урока с уровнем их достижения. 2) Создает ситуацию выбора (разноуровневого домашнего задания). |
1) Определяют уровень выполнения задач, поставленных на урок. 2) Осознанно выбирают домашнее задание. |
Подведение итогов. Осознанный выбор домашнего задания. |
8 |
Рефлексия. |
Проанализировать психическое состояние учащихся от деятельности на уроке. |
Организует рефлексию собственной деятельности каждого ученика. |
Осуществляют рефлексию собственной работы на уроке. |
Открытость учащихся в осмыслении своей деятельности и адекватной самооценки. |
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуй, юный мой дружок,
Ты готов начать урок?
Все в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтобы иметь знания,
Нужны терпение и старание.
2. Актуализация знаний.
– Какого раздела произведения читали? (Сказки разных народов о животных).
– Какие сказки особенно запомнились? Какого народа? Почему?
– Чему учат сказки?
Вывод: Наша страна многонациональна. У каждого народа свои обычаи, песни и сказки.
– О ком сегодня будем читать, узнаете, когда отгадаете загадку.
…Вперевалку зверь идет, по малину и по мед
Любит сладкое он очень, а когда приходит осень,
Лезет в яму до весны, где он спит и видит сны. (Медведь).
Вывод: Будем читать о медведях.
3. Целеполагание и мотивация.
а) Создание условий для целеполагания.
– Что знаете о медведях? (Высказывания детей).
– Чем они отличаются? (Цвет шерсти, объем, место обитания).
… Белый медведь живет среди арктических льдов (показать место на физической карте); он белый, только глаза и нос черные. Это самый крупный ХИЩНИК на земле. (Рисунок 1. Белый медведь).
… Работа в группах. По заданным алгоритмам выполнить действия и ответить на вопросы (карточки).
1) Белый медведь плавает со скоростью … км/час (до 9 км/час).
Cм. Приложение 1
2) Белый медведь, иногда, заплывает от берега (кромки льда) в открытое море на расстояние ~150км.
См. приложение 2
3) Белый медведь может почуять добычу под тонким слоем льда за ~15–20км (Может разглядеть тюленя на льду за 2–3 км).
См. приложение 3
4) Белый медведь проходит за день до 70 км.
См. приложение 4
Бурые медведи водятся по всей лесной полосе. Живут на равнинах и в горах, где есть буреломы (бурелом – сломанные деревья), болота, водоемы. Спят в берлогах, а те, кто не уснул называются … (Рисунок 2. Бурый медведь)
(На карточках вычеркните буквы, которые повторяются).
РШССАРВТРУВНВЫР (…шатуны).
Как и белые, они прекрасные рыболовы, снастью служат острые, крючковатые когти, длиной 12 см.
Рисунок 3, рисунок 4 (рыболовы).
5) Длина когтей бурого медведя – 12 см.
См. приложение 5
Питается кореньями растений, ягодами, любит мед, выкапывает жуков, личинок. Голова у бурого медведя большая, уши маленькие, хвост короткий.
Масса белого медведя – 700 кг, бурого – 500 кг.
Черный медведь (белогрудый) – редкий зверь (рисунок 5). Он меньше бурого, обитает на Дальнем Востоке. Его называют белогрудым. Почему? Уши у него большие.
6) В горах, иногда, черный медведь забирается на высоту (до 4 км).
См. приложение 6
Прекрасно лазает по деревьям; спит зимой в больших дуплах (показать энциклопедическую книгу «Хищники»).
б) Формулирование темы целей.
Речь в сказке пойдет о двух медведях.
(… чтение названия сказки с использованием рисунков: …Белый медведь… и …бурый медведь… (рисунок 6))
Цели формируют дети по опорным словам на доске: познакомиться, учиться, обогащать (развивать).
4. Организация восприятия нового материала.
а) Ролевая игра (инсценировка).
– Понравилась ли сказка?
– Чем?
– Захотелось ли перечитать?
б) Кто автор этой сказки? (открывается запись: ненецкая сказка).
– Кто такие ненцы? (Рисунок 7).
Ненцы – это народность Севера. Народ миролюбивый, добродушный. Занимаются оленеводством, охотой, рыбалкой. Одежда глухая, надевается через голову, из оленьих шкур. Живут оленеводы в чумах. Они легко собираются и разбираются.
5. Осознание и осмысление учебного материала. Первичное его закрепление.
а) Словарная работа перед чтением:
Шерсть дыбом – торчком, поднятая вверх; одолеть – пересилить, победить; верха не возьмет – не победит; ловчее, увертливее – о ловкости, изворотливости.
(Слова на доске или слайды).
б) Перечитывание сказки про себя (внимательно).
в) Проверка восприятия посредством теста с последующим самоконтролем.
(Результат на доске или слайд).
- Бурый медведь пошел:
а – в берлогу,
б – на север, к морю,
в – за медом. - В это время белый медведь пошел:
а – на юг, к земле,
б – в арктические льды,
в – ваш вариант. - Медведи встретились
а – в джунглях,
б – в море,
в – у самого берега моря. - Верх взял (победил)
а – сильный белый медведь,
б – никто,
в – ловкий, увертливый бурый медведь. - Теперь медведи живут
а – вместе,
б – врозь, не мешая друг другу,
в – ваш вариант.
(…Тест напечатан каждому ученику. Правильные варианты ответов: 1-б; 2-а; 3-в; 4-б; 5-б).
г) Выявление смысла сказки
1) Перечитывание сказки по абзацам (зачитать 1-й абзац)
- Куда отправился белый и бурый медведь?
- Где они встретились?
- Зачитайте разговор двух медведей.
- А после «Схватки» о чем говорили?
- Почему? (…Каждый должен жить в своем месте обитания)
- Найдите в тексте отличия белого медведя от бурого.
- Какие слова употребляют ненцы для характеристики медведя? (Увертливее, ловчее).
2) Создание условий, чтобы дети сделали вывод о главной мысли сказки.
- Мог ли белый медведь жить в лесу, а бурый во льдах?
- Почему? (Разная пища).
- Почему это сказка? (…что вымышлено, что правда?).
- Чему учит? (…уступать друг другу).
Вывод: Это сказка. Белый медведь приспособлен для жизни во льдах, а бурый – в лесах. Она учит нас быть дружелюбными и уступать друг другу.
Физкультминутка.
3) Работа по иллюстрации:
- Что изобразил художник? (стр. 17) (…медведи мирно беседуют на берегу моря).
- Почему?
- Как вы понимаете «Мирно беседуют»?
- Какой отрывок подходит к рисунку? (3-й абзац).
- Что бы вы нарисовали? (Предложения детей).
4) Чтение по ролям.
- Что говорил белый медведь?
- Как? (Презрительно, строго, громко, с возмущением) (…дети анализируют чтение одноклассников).
5) Чтение сказки по цепочке (по предложению):
- Как ненецкий народ называет белого и бурого медведя? (Морской хозяин, лесной хозяин).
- Почему хозяин? (Он знает все, сильный в своей среде обитания).
- Как можно назвать сказку по другому? (Два медведя. Лесной хозяин и морской хозяин).
6) Чтение диалога, исключая слова автора.
7) Подготовка к пересказу:
- Чтение с сокращением текста (1, 2, 3, 4, 9, 10, 21, 22).
- Какими словами можно описать характер медведей: белого (…сильный), бурого (…ловкий, увёртливый).
6. Первичный контроль ЗУН.
Работа в парах:
Из двух пословиц выбрать ту, которая подходит к сказке. Почему?
- Два медведя в одной берлоге не уживутся.
- Сумел ошибиться, сумей поправиться.
7. Итог урока.
Информация о домашнем задании
- С какой сказкой познакомились?
- Какого народа?
- Чему учит сказка?
- Какое бы домашнее задание вы себе определили? (Научиться читать по ролям, пересказ, пересказ от лица героя, рисунок).
- Какие ставили цели?
- Как справились?
- Кто доволен своей работой? (Отметить работу детей учителем).
8. Рефлексия.
Указывают свое настроение после урока в соответствии с рисунком на доске.
Рисунок 8