Цели:
- Создать условия для эффективного усвоения десятиклассниками основных черт главных отраслей хозяйства африканских стран.
- Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации (картами, каталогом, учебником, компьютером).
- Содействовать воспитанию толерантного отношения учащихся к представителям других народов, рас, религий.
- Совершенствовать умения анализировать и сравнивать Африку с изученной Азией.
Оборудование: настенные физическая и экономическая карты Африки, атлас, каталог информации о туристических поездках «Египет, Тунис, Турция, Кипр», учебник В.П.Максаковский. География. 10 класс. Тема № 8 – стр. 243, слайды, диск для 10-го класса, компьютер, информационная карта для каждого ученика.
УЭ0 – Интегрирующая цель.
УЭ1 – Входной контроль.
УЭ2 – Особенности хозяйственного развития. Промышленность и сельское хозяйство африканских стран.
УЭ3 – Промежуточный контроль.
УЭ4 – Транспорт.
УЭ5 – Рекреационные возможности государств Африки.
УЭ6 – Экспорт и импорт.
УЭ7 – Резюме.
УЭ8. – Выходной контроль.
УЭ9 – Рефлексия.
Вступительное слово учителя.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ
№ УЭ |
Учебный материал с указанием заданий |
Руководство по усвоению материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ0 1 мин. |
Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны:
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ1 5 мин. |
Входной контроль. Цель: проверить уровень знаний о составе, ЭГП, природных ресурсах и населении стран Африки. |
Выбери любой уровень. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Задание 1. (Обязательный уровень). Тест.
|
3 балла. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 2. (Дополнительный уровень). Определите страну:
|
4 балла. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 3. (Повышенный уровень). Выберите верные утверждения.
|
5 баллов. Проверит учитель. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ2 15 мин. |
Новый материал. Цель: усвоить особенности хозяйственного развития стран региона. Задание: вы прослушиваете мини-лекцию учителя, аргументируете предложенные тезисы, выполняете задания. Тезисы лекции:
Запишите
|
Самооценка. Сверь с доской. За правильно выполненное задание 5 баллов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ3 3 мин. |
Промежуточный контроль. Цель: проверить умение применять теоретические знания на практике (работа по рис. 77, стр. 248). Задание: выписать примеры стран с монокультурным хозяйством
Устно сделать выводы. |
Взаимооценка. За правильный ответ 1 балл. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ4 7 мин. |
Работа с диском по теме «Африка». Цель: выявить, в чём проявляются колониальные черты современной транспортной системы африканских стран. Работа в группа по 3 человека. Задания первому учащемуся: познакомиться с текстовым и слайдовым материалом диска по транспорту Африки и записать названия Трансафриканских автомобильных дорог. 1. 2. 3. 4. 5. Задания второму учащемуся: познакомиться с текстовым и слайдовым материалом диска по транспорту Африки и записать крупные порты Африки. 1. 2. 3. 4. 5. Задания третьему учащемуся: познакомиться с текстовым и слайдовым материалом диска по транспорту Африки и записать, какие грузы перевозятся по Суэцкому каналу: 1. В северном направлении – 2. В южном направлении – Каждый учащийся полученную информацию доводит до дву других в своей группе, заполняются данные по УЭ4. |
Оценки выставляет группа. За полный правильный ответ 3 балла, за неполный – 1 балл. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ5 5 мин. |
Цель: познакомиться с рекреационными возможностями государств Африки на примере Египта и Туниса. Индивидуальные выступления с информационно-рекламными листками для туристов (презентация слайдов): |
Оценка учителя. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ6 3 мин. |
Цель: познакомиться со структурой экспорта и импорта африканских стран, сравнить структуру внешней торговли развивающихся стран Азии и Африки. Задание: сравнить структуру экспорта и импорта государства Заир (по диаграммам) и Индии. Запишите различия: 1. 2. |
Сверь с соседом. За правильный ответ – 3 балла. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ7 1 мин |
Резюме. Самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы поставленной цели. Для этого обратитесь к УЭ0. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ8 2 мин |
Выходной контроль. В сводную ведомость занесите все полученные баллы, суммируйте. Если набрали 25 и более, то значит, итоговая оценка «5», набрали 20–24 балла, работали на «4». Если не усвоили все УЭ, продолжайте работать дома с информационной картой. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ9 2 мин. |
Рефлексия.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 мин. |
Домашнее задание: получившим отметку «5» – выполнить творческое задание (подготовить сообщение «ЮАР – страна с двойной экономикой»; получившим «4» выполнить задания на стр. 258 учебника; остальным ещё раз проработать УЭ информационной карты. |
|
Ведомость оценки, самооценки, взаимооценки знаний.
УЭ1 |
УЭ2 |
УЭ3 |
УЭ4 |
УЭ5 |
УЭ6 |
Итого: |
|
|
|
|
|
|
|
Ответы на задания по информационной карте.
УЭ1 – Задание 1. (Обязательный уровень). Тест 1Б, 2В, 3Б, 4А, 5В, 6Г.
Задание 2. (Дополнительный уровень). Определите страну:
1 – Египет.
2 – Лесото и Свазиленд.
3 – Мали.
4 – Кения.
5 – Мадагаскар.
Задание 3. (Повышенный уровень). Выберите верные утверждения.
1 – да, 2 – да, 3 – нет, 4 – да, 5 – нет.
УЭ2
1. Причина – колониальное прошлое.
2.
- преобладание малотоварного, низкопродуктивного сельского хозяйства,
- слабое развитие обрабатывающей промышленности,
- сильное отставание транспорта,
- ограничение непроизводственной сферы преимущественно торговлей и услугами.
3.
а) лёгкая,
б) пищевая,
в) цветная металлургия,
г) нефтехимия,
д) производство удобрений.
5.
- потребительские культуры: батат, ямс, маниока, рис, пшеница, сорго;
- экспортные культуры: кофе, арахис, какао-бобы, финики, хлопок.
УЭ3
НЕФТЬ |
|
|
|
РУДЫ МЕТАЛЛОВ |
|
|
|
С/Х СЫРЬЁ |
1. – Нигерия |
|
|
|
1. – Замбия |
|
|
|
1. – Сенегал |
2. – Ливия |
|
|
|
2. – Заир |
|
|
|
2. – Гана |
3. – Алжир |
|
|
|
3. – Нигер |
|
|
|
3 – Чад |
УЭ4
- Трансафриканские автомагистрали: Транссахарская, Транссахельская, Лагос–Момбаса, Каир–Габороне, Трансмагрибская.
- Крупные порты Африки: Александрия, Дакар, Алжир, Лагос, Касабланка.
В северном направлении перевозятся грузы: руды и металлы, уголь и кокс, нефть и нефтепродукты, зерно. В южном направлении – удобрения, изделия из металла, зерно, цемент.