Задачи: Развитие познавательного интереса к географической науке, формирование товарищеской взаимопомощи, дружбы, дисциплинированности, углубление знаний и умений, полученных на уроках. Развитие творческой способности учащихся.
Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России, глобус, магнитофон.
Участвуют две команды. Располагаются по разным сторонам, за столом, впереди стол ведущего, сзади расположились болельщики и гости.
Ход вечера
Звучит музыка, команды занимают свои места.
Ведущий: Итак, друзья, мы начинаем путешествие «В страну знаний».
Чтец:
«На что похожа Земля!»
Я Землю сравнил бы с моей головой.
Как наша планета – лесами,
Покрыта она, местами бородой,
Усами и волосами.
Мой взгляд называют бездонными не зря,
Глаза – как озёра, и даже моря.
Бывают, что слёзы щекою
Откуда сбегают рекою.
А гордый мой нос – он подобен хребту,
И тянется цепью ко рту.
А эти чудесные уши –
Как часть неизвестная суши!
Все части лица моего не пусты,
Его поднесёшь к микроскопу –
И Азии где-то заметишь черты,
А где-то увидишь Европу.
Кругла, как Земля голова у меня,
И так же она хорошеет,
И так же меняется день ото дня,
И вертится только на шее.
Ну, в общем, всё ясно,
Что наша планета
Сходство имеет с портретом поэта.
Ведущий: В путешествии участвуют команды 7-х классов.
Команды представляются друг другу и болельщикам.
Ведущий: Наше путешествие состоит из нескольких туров.
1-й тур – «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ».
Командам задаются вопросы в течение двух минут. Счётчик фиксирует количество правильных ответов.
Вопросы 1-го тура:
- На какой реке стоит Багдад (Тигр).
- Самое большое озеро Марий Эл (Яльчик).
- Столица Татарстана (Казань).
- Языковая группа, к которой относятся чуваши (Тюркская).
- Река, на котором стоит Йошкар-Ола (Кокшага).
- Самое мелководное озеро мира (Азовское).
- Столица Франции (Париж).
- Какой полуостров обижается на свою величину (Ямал).
- Крупнейший приток Оби (Иртыш).
- Крупнейший по запасам угольный бассейн (Тунгусский).
- Куда впадает реки Ировка (Илеть).
- Автор Уральских сказов (Бажов).
- Столица Республики Марий Эл (Йошкар-Ола).
- Русский землепроходец, впервые достигший Тихого океана (И.Москвитин).
- Прибор для измерения влажности воздуха (Гигрометр).
- Государство, столицей которого является Варшава (Польша).
- Естественный спутник Земли (Луна).
- Место рождения Христа (Вифлеем).
- Самый крупный железорудный бассейн России (КМА).
- Козьмодемъянск расположился на берегу реки (Волга).
- Прибор для определения направления ветра (Флюгер).
- Столица республики Саха-Якутия (Якутск).
- Самая высокая точка Урала (Народная).
- Самое пресное море в мире (Балтийское).
- Как до недавнего времени назывался Нижний Новгород (Горький).
- Путешественник, которого называли русским Колумбом (Шелихов).
- Западный сосед Марий Эл (Чувашия).
- Можно ли увидеть Полярную звезду на южном полушарии (нет).
- Где нужно строить дом, чтобы все окна смотрели на север (на южном полюсе).
- Самый большой океан (Тихий).
- Языковая семья, к которой относятся марийцы (Уральская).
- Самая высока точка Кавказа (Эльбрус).
- Столица России (Москва).
- Море, в которое впадает река Обь (Карское).
- Крупнейший остров у берегов России (Сахалин).
- Одно из чудес света, сохранившихся в Африке (пирамиды).
- Где живут индейцы (в Америке).
- Автор учебника «География» 8-й класс (Баринова И.И.).
- Чем кончается полуостров Камчатка (м. Лопатка).
- Самое глубокое озеро мира (Байкал).
- Самая большая пустыня в мире (Сахара).
- Гора в Моркинском районе (Карман Курык)
- Сухая, ясная погода (Антициклон).
- Древнейший материк Южного полушария (Гондвана).
- Столица США (Вашингтон).
- Самая северная точка России (м. Челюскин).
- Президент Республики Марий Эл (Л.И.Маркелов).
- Крупнейший нефтегазоносный район России (Западносибирский).
- Как называется озеро в центе п. Морки (Энсул).
- Самая полноводная река России (Енисей).
2-й тур.
Ведущий: К нам прибыла гостья. Кто она Вы узнаете из её рассказа.
РАССКАЗ НЕЗНАКОМКИ:
Я расскажу Вам свою биографию. Если Вы хорошо знаете географию, то из моего рассказа отгадаете всё. Имя моё такое, как название столицы Перу. Отца моего звали так, как звали первопроходца, который в XVII веке достиг полива между Евразией и Америкой. Фамилия моя такая, как название самой высокой точки России. Родилась я в тот же день и месяц, когда Амундсен достиг Южного полюса, но на_____ лет позже. Сейчас я возвратилась из путешествия по стране, которая занимает целый материк, лежащий в южном полушарии, пересекаемым Южным тропиком. Чтобы добраться до Вас, мне пришлось пересечь один океан, четыре моря, два канала.
Кто я, когда родилась, Откуда приехала, какие океаны и моря пересекла, через какие каналы переплыла.
Пока команды решают задачу, проводится игра с болельщиками.
3-й тур.
Ведущий: Этот тур называется «Один в поле воин». Я буду задавать каждому игроку по одному вопросу. Если все члены команды ответят правильно, то команда получит ещё одно дополнительное очко. На обдумывание 15 секунд.
1-й пакет вопросов:
- Где находится Долина смерти? (в Северной Америке).
- Как называются выходы кристаллического фундамента платформы на поверхность? (щит).
- Кто возглавил 1-ю и 2-ю Камчатские экспедиции? (В.Беринг).
- Область высокого давления (Антициклон).
- Какова ширина территориальных вод страны? (12 миль).
- Как называется город, основанный в 1603 году недалеко от устья реки Таз? (Мангазея).
2-й пакет вопросов:
- Назовите самую высокую точку Республики Марий Эл (г.Чукша).
- Назовите фамилию русского землепроходца, первым достигшего берегов Тихого океана (Москвитин).
- Назовите Северного соседа Марий Эл (Кировская область).
- Как называется молодая платформа? (Плита).
- Область низкого давления (Циклон).
- Как назывались поселения, которые строили русские первопроходцы? (Остроги).
4-й тур.
Ведущий: Просит дать слово видавший виды турист и охотник, бывалый путешественник и знаменитый морской волк Алексей Перепуткин. Только у него фамилия подозрительная – Перепуткин. Поэтому слушайте его с карандашом в руке. Если что перепутает, запишите на бумаге и сдайте в жюри.
Итак, слово Алёше Перепуткину (одет в тельняшку, на голове цилиндр).
РАССКАЗ ПЕРЕПУТКИНА:
Друзья мои! Я очень рад, что попал к людям, знающим географию. Путешествия – моя страсть. Я объездил весь земной шар. Из Европы через Индийский океан я попал в Северную Америку, а оттуда через Тихий океан в Африку, в саванны. Стояло жаркое сухое лето. На безбрежном травянистом море виднелись громадные баобабы и карликовые берёзки. Я решил поохотиться на кенгуру. Но где взять оружие? Вот вопрос! и тут меня осенило. Ведь в саваннах живут пигмеи, и у них можно одолжить бумеранг. Я так и сделал. Засел, прицелился, жду…
Вдруг из-за дерева показалась шея, потом зубы, потом уши. Я в страхе закрыл глаза и стал ждать, что же ещё покажется из-за дерева… . Но… ничего страшного! Из-за него выбежала лошадь Пржевальского. Я метнул в неё бумеранг. Но признаюсь, такой опытный охотник, такой знающий географ, как я, на этот раз промахнулся, что раньше никогда не бывало. А этот неблагодарный бумеранг возвратился и ударил в мой единственный цилиндр, и он получил несколько пробоин (показывает их).
Но такие пустяки меня ненадолго огорчают. Убежала лошадь, убью бегемота, носорога или слона. Или другое насекомое и докажу, что я охотник. А пока сел под баобабом и решил перекусить, чтобы пополнить истраченные силы. Вдруг из травы выскочила стая полосатых волков и понеслась на меня. Аппетит у меня сразу пропал. В мгновение ока я очутился на верхушке эвкалипта. Дрожащими руками я срывал плоды этого дерева финики и бросал ими в волков. На этот раз я не промахнулся, под деревом образовалась груда трупов. С гордостью спрыгнул я с дерева и упал на что-то мягкое и полосатое. Сначала думал тигр. Но нет, это зебра, маленькая лошадка, на которой я поскакал на север и прибыл к Вам в посёлок Морки и как раз попал на такой приятный для меня, знающего географа, вечер.
Ведущий: Географы должны уметь всё. Пока команды решают, мы проведём конкурс: «Кто быстрее». 1 человек из команды. Надеть косынку, очистить 3 картофелины, морковку, лук положить в тарелку, снять фартук и косынку.
5-й тур.
Ведущий: Этот тур называется «Заморочки из мешочка». Из мешочка вытаскивают номера вопросов. Задаются каждой команде по 3 вопроса.
- В каком из морей желающий покончить самоубийством (решив утопиться) не достигнет результата? (Мёртвое море).
- В флаге США 50 звёздочек в левом верхнем углу. Почему их столько? Всегда ли так было? (звёздочки обозначают число штатов, сначала было всего 13 звёздочек).
- На этом полуострове, за тысячи километров от чёрного континента, расположен вулкан Африка. Где это? (на Камчатке).
- В названиях частей путешествии Гулливера упоминается всего одна реально существующая страна. Какая? (Япония).
- Ботаники их называют семенами сибирской сосны, а мы называем их по-другому. Как? (Кедровые орехи).
- Доходами, какого пирата Англия расплатилась со всеми своими долгами? (Френсиса Дрейка).
6-й тур
Ведущий: А теперь подходим к самому ответственному этапу состязания наших команд «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ». Задаются вопросы в течение 1 минуты.
- Как называется наша планета? (Земля).
- Верхний, плодородный слой земли, на котором растут растения. (Почва).
- Как называется линия до которой нельзя дойти? (Горизонт).
- Прибор для определения сторон горизонта. (Компас).
- Движение воздуха в горизонтальном направлении. (Ветер).
- Самый маленький материк на Земле. (Австралия).
- Самое глубокое озеро в мире. (Байкал).
- Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Магеллан).
- Самая полноводная река в мире. (Амазонка).
- Самый большой остров. (Гренландия).
- Воображаемая линия, которая делит земной шар на 2 полушария. (Экватор).
- Из чего делают манную крупу. (Из пшеницы).
- Высочайшие горы Земли. (Гималаи).
- Кто открыл Америку? (Колумб).
- Место впадения реки. (Устье).
Пока подводят итоги, учащимся предлагают посмотреть видеофильм.
Подведение итогов и награждение.
Ведущий: На этом наше путешествие заканчивается. До новых встреч.
Звучит музыка.
Литература:
- Касаткина Н.А. География. Занимательные материалы к урокам. Волгоград: Учитель, 2001.
- Журнал «География в школе». – 1972. – № 2; 1982. – № 4; 1994. – № 2.
- Крылова О.В. Интересный урок географии. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
- Справочник школьника. География, М., 1996.
- Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. – М.: Просвещение, 1983.
- Перепечёва Н.Н. Нестандартные уроки географии. –Волгоград: Учитель, 2004.