Логопедическое занятие для учащихся 3-го класса с использованием информационных технологий в разделе логопедической коррекции "Состав слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  •  закрепление умений учащихся в вычленении значимой части слова,
  •  обучение навыкам определения сильной и слабой позиции гласной в корне слова,
  •  уточнение умений в подборе проверочного слова для проверки правописания безударной гласной в корне слова,
  •  уточнение и закрепление навыка правописания безударной гласной в корне слова;
  • закрепление навыка оформления орфограммы в слове;
  • обучение учащихся приемам комментирования по следам познавательной деятельности на занятии в определении проверочного слова и написания безударной гласной в корне слова;
  •  продолжение работы над накоплением звуковых и морфологических обобщений на основе расширения запаса однокоренных (родственных) слов;
  •  развитие зрительного восприятия, слухоречевой памяти, логического мышления, внимания.

Оборудование и материалы: карточки с заданиями для оргмомента, карточки для правописания безударной гласной, кружочки из белого картона для проведения физкультминутки, текст на доске, тетради, доска, мел, мультимедийный терминал с экраном, персональные компьютеры (для каждого учащегося группы), программно-методический комплекс «Семейный наставник». Русский язык. Начальная школа, фирмы ИНИС-СОФТ; линия изучения: КОРРЕКЦИЯ, учебный раздел: СОСТАВ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.

Место занятия: кабинет информатики.

План занятия.

Этап

Время, мин.

Действия учителя-логопеда

Действия учащихся

Организационный момент

1–2

Эмоциональный настрой обучающихся: мотивация школьников с целью их активного включения в занятие

Эмоциональная рефлексия, чувства эмпатии

Целеполагание

2–3

Сообщение учителя-логопеда: постановка целей занятия

Усвоение и осознание цели занятия, принятие роли активного участника занятия

Основная часть занятия

32, из них 20 на работу за ПК (согласно правил СанПиН)

Обобщение выводов об алгоритме орфографических действий:
– активизация познавательной деятельности;
– визуальный контроль действий учащихся.

Практическое усвоение грамматической категории, практическое освоение заданий материала электронногоучебника, самостоятельная работа с тестами, фиксация результатов работы

Подведение итогов занятия

3

Вопросы

Ответы

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед приветствует ребят. Приглашает присесть на свои места за парты.

Упражнение «Чаша доброты» (эмоциональное развитие).

Логопед поясняет: «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните её до краёв своей добротой. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в неё из своей чашки доброты. Рядом ещё одна пустая чашка, ещё и ещё. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в неё своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»

1. Подготовка к занятию.

Далее раздает учащимся раздаточные карточки с заданием.

Логопед: в моем задании я прошу назвать орфограмму, найти проверочное к выделенному слову. Задания на карточках (одна строка на карточке):

Водяной, водица, подводник, воды

Болезнь, больной, боль, болезненный

Краснеть, красный, раскраснелся, красота

Рассвет, светлый, светить, засветло

Коза, козлёнок, козлик, козлиная

Учащиеся выполняют каждый свое задание, объясняют, почему именно это слово является проверочным, указывают, какую гласную проверил ученик в корне слова. Например:

Учащийся:это орфограмма – безударная гласная в корне слова. Чтобы проверить слово водяной я выбрал проверочные – воды, подводник, гласная в корне О. Слово водица не может быть проверочным, ударение в нём падает не на корень слова.

После ответа логопед приглашает ученика присесть за парту

II. Основная часть.

1. Введение в тему занятия.

Логопед: по выполненным заданиям мы сейчас с вами уточнили орфограмму и смогли по имеющимся у нас знаниям проверить написание безударной гласной в корне слов.

Сегодня мы с вами продолжим работать в этом же русле. Запишем дату занятия. Тема занятия: определение слабой позиции гласной в корне слова и её правописание.

Логопед запускает мультимедийный терминал, выводит на экран изображение рабочего окна программно – методического комплекса «Семейный наставник». Русский язык. Начальная школа, входит в программно – методический комплекс, линия изучения: КОРРЕКЦИЯ, учебный раздел: ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ, учебный элемент: тест НАЙДИТЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА К СЛОВУ…., режим тестирования: ФИКСИРОВАННЫЙ САМОКОНТРОЛЬ.

(В этом режиме компьютер заключает правильный ответ в зеленую рамку, неправильный в красную. На экране программа производит отсчёт количества выполненных заданий – сноской ВСЕГО:, количество правильных ответов – сноской ВЕРНО:, количество ошибок – сноской ОШИБОК:, оставшееся количество заданий – сноской ОСТАЛОСЬ:). Учитель – логопед предлагает учащимся рассмотреть задания теста.

Логопед просит учащихся прочитать задания теста:

Найдите проверочные слова к слову ДЕТВОРА.

ДЕТИ ДЕТСАД ДЕТСКИЙ

Учащиеся выбирают одно проверочное слово из ряда данных, давая пояснения.

Найдите проверочные слова к слову СИНЕВА.

СИНИЙ СИНЬКА СИНЕТЬ

Учащиеся выбирают два проверочных слова из ряда данных, давая пояснения.

Найдите проверочные слова к слову ГОРА.

ГОРНЫЙ ПРИГОРОК ГОРИСТЫЙ

Учащиеся выбирают два проверочных слова из ряда данных, давая пояснения.

Найдите проверочные слова к слову ЗИМА.

ЗИМОВАТЬ ЗИМОВЬЕ ЗИМНИЙ

Учащиеся выбирают одно проверочное слово из ряда данных, давая пояснения.

Найдите проверочные слова к слову БЕЛИЗНА.

БЕЛЕТЬ БЕЛЫЙ ПОБЕЛКА

Учащиеся выбирают два проверочных слова из ряда данных, давая пояснения.

Найдите проверочные слова к слову ЗЕМЛЯ.

ЗЕМЛИ ЗЕМЛЯНОЙ ЗЕМЛИСТЫЙ

Учащиеся выбирают одно проверочное слово из ряда данных, давая пояснения.

Найдите проверочные слова к слову СНЕЖИНКА.

СНЕГ СНЕГОПАД СНЕЖНЫЙ

Учащиеся выбирают два проверочных слова из ряда данных, давая пояснения.

По завершению выполнения теста ребята видят на экране степень успешности выполнения теста, логопед выключает проецирование на экран программно – методического комплекса «Семейный наставник», приступает к работе с учащимися.

Логопед: итак, ребята, давайте уточним, что же такое – сильная позиция гласной в корне?

Учащийся:гласная в корне звучит четко. Она там стоит под ударением.

Логопед:требует ли проверки сильная позиция гласной?

Учащийся:ее проверять не нужно.

Логопед:что такое слабая позиция?

Учащийся:слабая, это когда гласный звук в корне слова без ударения. Мы не знаем, какую букву написать в корне.

Логопед:как можно проверить слабую позицию?

Учащийся:подбираем проверочные слова, чтобы безударная гласная в корне стала ударной в проверочном слове.

Логопед:отлично! А если в корне две безударные гласные?Какие выводы можно сделать? (Учащиеся отвечают).

Логопед обобщает, что, если в корне безударная гласная находится в слабой позиции, т.е. в безударном положении, его требуется проверить. Чтобы правильно записать слово, нужно подобрать такое родственное слово, в котором на сомнительную гласную в корне слова падает ударение, т.е. поставить эту гласную в сильную позицию.

2. Образование родственных слов.

Логопед:для проверки безударной гласной можно не только изменять форму слова, но и образовывать новые. Приготовила я вам новое задание. Определите значение слов в порядке их представления, поставьте ударение, уточните правописание безударной гласной в слове. Дети выполняют задание с комментированием у доски, определяют ударение в слове, предлагают проверочное слово, определяют безударную гласную в слове.

Логопед: как называются плоды, сваренные в сахаре?

Учащийся:это варенье, проверочное слово варит, вставляем гласную А.

Логопед: как называется горячее жидкое кушанье?

Учащийся:варево, гласная в корне под ударением, не требует проверки.

Логопед: как называется маленький вареный пирожок?

Учащийся: вареник, проверочное слово вар, варит, безударная гласная А.

Логопед: как называется мастер по приготовлению пищи?

Учащийся:это повар, проверяем словом варит, гласная в корне А.

Логопед: как называется большая ложка для разливания жидкой пищи?

Учащийся:она называется поварёшка, корень вар будет проверочным, гласная А в корне.

Учащиеся работают самостоятельно. В случае затруднений (группа с ОНР) на доске предусмотреть запись названий слов, гласная в корне пропущена.

Пов _ р, в_реник, пов_решка, в_рево, в_ренье

3. Физкультурная пауза.

Упражнения для развития мускулатуры кистей рук.

Раз кружок, два – кружок, раз – шажок, два – шажок.
Наши пальчики шагают, на кружочки наступают.
Раз, два, три, четыре, пять, ходят пальчики опять
От мизинца – до большого, а потом – к мизинцу снова.
Раз, два, три, четыре, пять, пальцы будут отдыхать!

 

 

 

(Поочередно дети нажимают каждым пальцем на соответствующий кружок)

4. Упражнения в правописании гласной в корне.

Логопед:Спишите с доски стихотворение А.Блока, а для этоговспомните правило и вставьте пропущенные буквы. Правильно укажите и оформите орфограмму в словах. Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Логопед контролирует выполнение, оказывает помощь.

Л_са вд_ли в_днее,
С_нее н_беса.
Заметней и ч_рнее
На пашне п_л_са.

5. Работа по карточкам.

По мере выполнения предыдущего задания, каждый ученик получает карточку с заданием, выполняет её самостоятельно.

Задание: для каждого слова напишите проверочное и вставьте пропущенную букву.

Ст_р_жил – ____________________

 

 

 

ст_рожил ______________________

Пос_деть – ____________________

 

 

 

пос_деть_______________________

Разв_ваться – ___________________

 

 

 

разв_ваться_____________________

Б_чок – ________________________

 

 

 

б_чок _________________________

Пол_скать ______________________

 

 

 

пол_скать _____________________

Выборочная проверка выполнения задания.

6. Физкультминутка.

Выполнение гимнастических упражнений для рук, туловища, ног посредством показа видов упражнений учащимися группы.

7. Тренировочные упражнения на основе программно-методического комплекса «Семейный наставник».

Логопед:далее тренироваться мы будем при помощи нашей программы «Наставник». Пересядьте за компьютеры. Откройте программу «Семейный Наставник», зарегистрируйтесь в журнале, выберите линию изучения: КОРРЕКЦИЯ, учебный раздел: СОСТАВ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА. Выберите режим тестирования: фиксированный самоконтроль.

Учебные элементы, названия тестов логопед помогает определить каждому ученику индивидуально, варьируя задания для каждого ученика по степени сложности.
Примерные тесты для выполнения

Тест 1. «В каком слове не нужно проверять гласную букву?» – 10 заданий, определить сильную позицию гласной в слове из трех родственных слов, например:

В каком слове буква О стоит в сильной позиции?

ВОДЯНОЙ ВОДНЫЙ, ВОДИЦА

В каком слове буква А стоит в сильной позиции?

ТРАВЯНОЙ ТРАВКА ТРАВЯНИСТЫЙ и т. д.

Тест 2. «В каком слове нужно проверить гласную букву?» – 10 заданий; определить слабую позицию гласных в заданных словах, например:

В каком слове буква О стоит в слабой позиции?

НОЧЬ НОЧНОЙ НОЧЬЮ

В каком слове буква Е стоит в слабой позиции? и т.д.

СНЕЖНЫЙ СНЕГОВИК СНЕГ

Тест 3. «Правописание проверяемых гласных» – 22 задания, ввести с клавиатуры компьютера нужную гласную:

УК_ЛОТЬ ИГЛОЙ, Р_ДНОЙ КРАЙ, ГР_ЗОВЫЕ ТУЧИ, ДЕРЕВЯННАЯ Л_ШАДКА, и т.д.

Дополнительный (для учащихся, успешно справившихся с предыдущими тестами).

Тест 4. «Является ли слово … проверочным к слову …?» – 8 заданий, задание таково, например: является ли слово СИЛА проверочным к слову СИЛАЧ – ДА или НЕТ?

8. Индивидуальная работа с учащимися.

Фиксация результатов тестирования в тетради самостоятельно учениками по образцу:

Т1. В каком слове не нужно проверять гласную, количество заданий – количество ошибок – оценка за тест.

Образец записи: 10 з. – 2 ош. – 4.

Программа «Семейный наставник» результаты выполнения фиксирует в процентном отношении, а для обучающихся в окошке УЧЕБНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ окрашивает название выполненного теста в определенный цвет.

  • зелёный – полная степень выполнения, мы считаем, оценка «5»;
  • синий – средняя степень выполнения, мы считаем, оценка «4»;
  • красный – низкая степень выполнения, мы считаем, оценка «3»,
  • (оценка «2» на логопедических занятиях не ставится).

9. Подведение итогов занятия.

Смысловая рефлексия занятия: Что такое слабая позиция гласной в корне? Требует ли проверки сильная позиция гласной в корне? Какой из тестов был наиболее сложным?

Кто научился способам проверки безударной гласной? Кто испытывает затруднения в правописании безударной гласной?

Пароль на выход: найти лишнее слово, слова предъявляются на слух:

  • желток, железо, желтый;
  • носильщик, нос, носатый;
  • часовщик, часть, час;
  • печурка, печать, печка;
  • циркуль, циркач, цирк.