Урок русского языка в 4-м классе. Тема: "Понятие о неопределенной форме глагола"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Сформировать у учащихся понятие о неопределенной форме глагола.
  • Обогащать словарный запас детей, развивать речь, внимание, умение сравнивать, классифицировать, делать выводы.
  • Повышать интерес учащихся к изучению русского языка.

Оборудование: карточки со словами «Неопределенная форма», «инфинитив», «что делать?», «что сделать?», «- ть», «- ти», «- чь», «сверкала – сверкнуть», «сверкала – сверкать».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. «Разминка»

– Очень важная часть тела, ее никогда не надо терять. (Голова).

– Как можно склонять голову, не опуская ее вниз? (По падежам).

– Бывает речной, морской, сахарный. (Песок).

– В названиях каких дней недели последние звуки являются парными по глухости-звонкости? (Вторник, четверг).

3. Актуализация знаний.

На доске слова:

Отъехала, прочитают, гореть, чувствуешь, засмеется, празднует, съел.

– Внимательно прочитайте слова, что их объединяет? (Это глаголы).

– Разделите их на несколько групп по двум признакам одновременно. Обсудите в парах.

– Какие группы у вас получились?

  • 1-я гр. Отъехала, съел – в форме прошедшего времени, орфограмма «разделительный ъ».
  • 2-я гр. Прочитают, засмеется – в форме будущего времени, орфограмма «безударная гласная в корне слова».
  • 3-я гр. Празднует, чувствуешь – в форме настоящего времени, орфограмма «непроизносимые согласные»

– Есть другие мнения или замечания?

– Чем отличаются глаголы в каждой группе? (в первой группе – по роду, во второй группе – по числу, в третьей группе – по лицу).

– Итак, что мы с вами уже знаем о глаголе? (Глаголы изменяются по временам, по числам, в настоящем и будущем временах – по лицам, в прошедшем времени в единственном числе – по родам).

4. Постановка темы и целей.

– Почему глагол «гореть» вы не отнесли ни в одну группу? Это «лишний» глагол или его нужно поставить в четвертую группу?

– Я ставлю над этим глаголом вопрос, а вы подумайте, что это за глагол. («Гореть» – это глагол, у которого нельзя определить время, лицо, число, род.)

– Как назвать такую форму глагола, когда ничего не определяется? (Дети предлагают свои варианты. Если не будет названо определение «Неопределенная форма глагола», то учитель называет его сам).

– Тема нашего урока «Неопределенная форма глагола» (На доску вывешивается карточка «Неопределенная форма»). Наша задача – выяснить, что это за форма, на какие вопросы отвечает, как ее можно отличить от других глаголов.

5. Работа над новым материалом.

1) На доске записаны предложения:

Моя подруга умеет … животных. Надо … чайник. Товарищ обещал … Мне интересную книгу. Книги надо …

– Задание: спишите, вставив подходящие по смыслу глаголы. (Возможные глаголы: рисовать, лечить, вымыть, почистить, вскипятить, подарить, принести, дать, беречь, читать и т.д.).

– Прочитайте, какие предложения у вас получились.

– В какой форме стоят вписанные вами глаголы? (в неопределенной форме).

– Почему она неопределенная?

– На какие вопросы отвечают эти глаголы? (На доску вывешиваются карточки с вопросами).

– Как можно еще назвать неопределенную форму глагола? (начальная форма).

– Попробуйте сделать вывод, какая же форма глагола называется неопределенной. (Неопределенная форма глагола – это начальная форма; глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?; у глаголов в неопределенной форме нельзя определить время, лицо, число, род.).

Чтение вывода по учебнику (с.46).

– Какую новую информацию вы получили из вывода учебника? (Начальная форма глаголов называется инфинитивом., глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы –ть, -ти. Есть глаголы в неопределенной форме на -чь) (Прикрепляются к доске карточки с суффиксами).

– Выделите суффиксы глаголов в неопределенной форме.

– Вернемся к глаголу гореть. В какой форме он стоит? Докажите. (Отвечает на вопрос что делать?, имеет суффикс -ть, не изменяется ни по лицам, ни по числам, ни по родам).

2) Физминутка.

– Я буду зачитывать слова. Вы, когда услышите глагол в неопределенной форме, приседаете, если слово не является глаголом в неопределенной форме – делаете наклоны.

Ходит, ходить, кость, косит, косить, кровать, крыть, кроют, сесть, носят, носить, скатерть, стереть, стирают, плеть, плести, когти, ногти, нести, везти, пути, кости, злость, грызть, грусть, держать, лошадь, медь, петь, стричь, стеречь.

– Как узнавали глаголы в неопределенной форме?

– Слова какой части речи еще встречались?

– Можно ли сказать, что если слова заканчиваются на –ть или –ти, то это глаголы в неопределенной форме?

3) – Запишите предложение под диктовку.

Яркая звезда сверкала над лесом.

– Выполните разбор по членам предложения и по частям речи. (Самостоятельная работа).

– Что вы можете сказать о глаголе из этого предложения? (Глагол «сверкала» стоит в прошедшем времени, в единственном числе, в женском роде).

– Ученики получили задание – поставить данный глагол в неопределенную форму. Один ученик записал так: сверкала – сверкнуть, а другой так: сверкала – сверкать. Кто из них прав? (Выслушиваются ответы детей).

– Что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Можно задать вопросы или определить значения слов «сверкать» и «сверкнуть»).

– Какое значение у слова «сверкать»? (Сверкать – ярко блестеть, сиять ярким светом).

– Какое значение у слова «сверкнуть»? (Сверкнуть – стать ярким на какое-то мгновение).

– Какое из этих значений больше подходит к слову «сверкала»? (Звезда сверкала – ярко блестела, значит, в неопределенной форме будет «сверкать»).

– А как при помощи вопросов можно определить неопределенную форму глагола «сверкала»? (что делала? сверкала – что сделать? сверкнуть; что делала? сверкала – что делать? сверкать).

4) Самостоятельная работа (ребята выполняют задание по уровням).

1-й уровень.

Запишите данные глаголы в неопределенной форме. Выделите суффиксы.

Ставят, везет, бегаю, плачет, несет.

2-й уровень.

Подберите к данным глаголам синонимы, запишите их в неопределенной форме. Выделите суффиксы.

Глядит, плачет, фантазирует, охраняют, идет.

3-й уровень.

Замените фразеологические обороты глаголами неопределенной формы. Выделите суффиксы.

Дать слово, держать язык за зубами, вешать нос, мозолить глаза, наговорить с три короба, бить баклуши.

4. Итог урока.

– Над какой темой мы работали сегодня на уроке?

– Что вы узнали о неопределенной форме глагола?

5 Домашнее задание (с.46 – Пр., упр. 108).

Дополнительный материал.

Игра «Аукцион».

Разделитесь на группы по 3–4 человека.

За определенное время (3–4 мин) нужно записать как можно больше глаголов в неопределенной форме, состоящих из одного слога. Победит та группа, которая правильно запишет наибольшее число глаголов.