Цель: Ознакомление младших школьников с выразительными средствами языка.
Задачи:
- Ознакомление обучающихся с приёмами выразительности речи (олицетворение, сравнение, эпитеты).
- Способствование развитию внимания, наблюдательности, воображения,
- Воспитание сознательного отношения к русскому слову.
Оборудование: портрет К.Бальмонта; музыка Ф. Шопена; приложение 1 со стихотворением К.Бальмонта «Снежинка»; творческий лист (приложение 2) «Я – исследователь»; слайды: И.Шишкин «Зимний лес», фотография зимнего леса.
План работы творческой мастерской.
- Мотивационный этап.
- Поисково-творческий этап.
- Рефлексия.
Ход занятия
I. Мотивационный этап.
Учитель.
Прозвенел как обычно звонок.
Он нас пригласил на особый урок.
– Ребята, рассмотрите лист № 2, прочитайте, что на нём написано? (Творческий лист; «Я – исследователь», приложение 2).
– Что такое творчество?
– Кто такие исследователи? (Ответы детей).
– Если исследователи открывают тайны, значит и нам предстоит сегодня открывать тайны. Девиз нашей работы «Открываю тайны».
– Отгадайте загадку:
Кто, угадай-ка, сегодня хозяйка.
Тряхнула перинки – полетели снежинки? (Зима).
Учитель. Хозяйка нашего урока «Зима»!
Ребята, я очень люблю зиму. Люблю смотреть, как искрится и переливается снег на солнце, а при лунном свете и в свете фонарей, он приобретает голубоватый оттенок. Люблю свежий морозный воздух. Очень люблю смотреть на деревья, покрытые инеем.
– А кто из вас тоже любит зиму и почему? (Ответы детей).
– Ребята, возьмите свой творческий лист и нарисуйте то, что вам очень нравится зимой.
– Я поставлю музыку Ф.Шопена, она тоже что-нибудь может подсказать.
(Обсуждение нарисованного).
– Молодцы!
II. Поисково-творческий этап. (Новые знания).
1. Актуализация знаний.
– Возьмите лист-приложение № 1 (приложение 1).
– Расскажите, что вы видите.
(Стихотворение К. Бальмонта «Снежинка».)
– Как называется стихотворение?
– Подходит ли это стихотворение к нашей теме? Почему? (Ответы детей).
Русский поэт А.Блок называл К. Бальмонта «Поэтом с утренней душой», как вы это понимаете?
Ответы детей.
2. Работа с текстом. Ей предшествует словарная работа.
– Прежде, чем читать стихотворение, давайте определим значение слов: «лелеять», «высь лазурная». (Уточнение значения слова «лазурная» идёт с опорой на изображении неба, представленном на слайде № 1, приложение 3).
Чтение стихотворения учителем.
– Какое настроение вызывает это стихотворение?
– Что узнали о снежинке?
Ответы детей.
– Теперь нам предстоит открывать тайны.
Чтение 1-й строфы. (Читают ученики).
– Как автор называет снежинку? Перечислите описание. (Светло-пушистая, белая, чистая, смелая).
– Автор наделил снежинку таким качеством, которое свойственно живому существу. Найдите это качество (смелая), подчеркните синим карандашом.
– Читая следующие строфы, давайте отметим действия снежинки, очень похожие на действия живых существ.
Чтение 2-й, 3-й, 4-й строфы – подчёркивание, глаголов.
1-я тайна. Если автор наделяет предмет свойствами, качествами живого существа, то он использует приём, который называется олицетворением.
(Учитель помещает на доске плакат с названием приёма «олицетворение»).
Дети записывают на строке – олицетворение (лист-приложение, приложение 2).
Чтение 5-й строфы.
– Как появилась звезда?(Вывод: автор снежинку сравнивает со звездой).
2-я тайна. Такой приём называется сравнением. Подчеркните красным карандашом.
(Учитель помещает плакат с названием приёма «сравнение»).
Дети записывают на второй строке – сравнение.
Чтение 6-й строфы.
– Давайте нашу снежинку назовём возвышенно, поэтично. Какая она?
(Ответы детей: нежная, чудная, сказочная, волшебная. Выполнение задания № 1).
3-я тайна. Образное, поэтическое, художественное определение предмета называется эпитетом.
(Учитель помещает на доске плакат с названием приёма «эпитеты»).
Дети записывают на 3-й строке – эпитеты.
3. Творческая работа.
– Посмотрите в окно, идёт ли снег? Закройте глаза, представьте себе, как снег, путешествуя с высоты, опускается на землю (звучит музыка).
– Нарисуйте свои самые красивые снежинки на творческом листке.
4. Динамическая пауза.
– Представьте, ребята, что вы сами превратились в самые красивые снежинки и кружитесь, качаетесь в порыве ветра (дети выполняют движения), и тихонько опускаетесь на свои места.
5. Вывод.
– Прочитайте три новых слова (хором: олицетворение, сравнение, эпитеты) – это выразительные средства языка.
– Как вы думаете, зачем авторы в поэзии или в прозе, а часто и мы в своей речи используем выразительные средства языка?
(Ответы детей).
– Так как эти слова делают нашу речь красивее, интереснее, образнее, понятнее, их можно назвать словами – «звёздочками». (Учитель помещает на доске маленькую звёздочку).
6. Первичное закрепление новых знаний.
1. Какие слова – «звёздочки» использовали авторы, какими выразительными средствами языка они являются?
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна… (С.Есенин)
(Олицетворение).
Я проснулся раньше всех
И увидел первый снег!
Мотыльковый белый рой
Закружился надо мной. (Я.Османис)
(Сравнение).
Снег искристый, серебристый
В воздухе кружится.
(Эпитеты).
2. Выполнение задания № 2 в приложении (приложение 1).
– В каждом столбике подчеркните словосочетания, в которых применены выразительные средства языка, и назовите их.
(Устная работа учеников).
3. Коллективное выполнение задания № 3.
– В предложении пропущены определения. Подберите слова – «звёздочки», подходящие по смыслу, впишите. (Дети подбирают слова, указывая, какими выразительными средствами языка они являются).
4. В творческом листке напишите предложение или мини-сочинение (2–3 предложения) о хозяйке нашего урока – Зиме, используя слова – «звёздочки».
(Чтение предложений детьми).
– Дома вы можете дописать еще несколько предложений, тогда что получится? (Текст). Придумайте красивый заголовок, в котором отражается тема текста.
– Можете дописать картину, начатую в творческом листке.
– А кто из вас знает, как в живописи называется изображение живой природы, а в литературе – описание? (Пейзаж)
– Пейзаж художника И. Шишкина «Зимний лес» (слайд № 2, приложение 3) украсил наше занятие.
III. Рефлексия.
- Ребята, а кто из вас сегодня действительно был исследователем?
- Какие тайны русского языка вы открыли для себя?
- Где бы вы хотели применить новые знания?
- Что бы вы хотели рассказать об уроке, применяя выразительные средства языка?
- Я благодарю вас за урок. Вы молодцы! Вы настоящие исследователи!