Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
Немаловажная роль здесь отводиться дидактическим играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Включение в урок дидактических игр делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету.
С психологической точки зрения интерес – это эмоционально-познавательное отношение к предмету или деятельности, которое побуждает к познанию непосредственно, независимо от других мотивов, то есть мотив и цель деятельности совпадают. Мотив лежит внутри деятельности. Интерес не является врожденным, изначально данным и неизменным качеством, он возникает, формируется под влиянием общения ребенка с людьми и, главное, под воздействием специально организованного воспитания и обучения.
Познавательный интерес заставляет личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знаний и понимания. Интересы выступают в качестве постоянного побудительного мотива, механизма. Этот побудительный механизм содействует расширению кругозора, опыта ребенка, способствует его умственному развитию, обогащению и углублению знаний.
Познавательный интерес очень много вносит в учебную деятельность школьника:
Во-первых, он способствует глубине и прочности усвоения знаний. На основании своего богатого опыта русский педагог-мыслитель Н.И.Писарев говорил о том, что изучаемое по принуждению забывается при первом удобном случае, а усвоенное с интересом запоминается надолго и легко воспроизводится. Отсутствие интереса ведет к формальному усвоению материала и к недостаточному интеллектуальному развитию.
Во-вторых, интерес приводит к более успешному применению знаний на практике. Поскольку знания, приобретаемые с интересом, оказываются сравнительно более глубокими и разносторонними, они могут быть с большим успехом использованы в разнообразных условиях.
В-третьих, интерес к знаниям побуждает заниматься самообразованием. Сознание необходимости образования делает этот труд упорным и систематическим. Но подлинный успех обеспечивается лишь при наличии интереса к предмету.
В-четвертых, под влиянием интереса резко изменяется весь характер деятельности, которая становится активной, самостоятельной, разносторонней, творческой, углубленной и радостной.
Для инертных умственно отсталых школьников характерным является пассивность, вялость, рассеянность, легкая отвлекаемость, отсутствие внимания и интереса к учебной работе, к мыслительной деятельности, для легко возбудимых детей характерна рассеянность, отсутствие сосредоточенности.
Так, Н.Б.Лурье утверждает, что многие ученики не проявляют к учению никакого интереса, избегают самостоятельного выполнения заданий, выполнение которых связано с преодолением некоторых трудностей.
А.Н. Завьялова подчеркивает интеллектуальную пассивность учеников коррекционных школ, отсутствие интереса к мыслительной деятельности.
Л.В. Занков характеризует интересы умственно отсталых школьников по силе и глубине как малоинтенсивные, неглубокие и неустойчивые. Лишь у немногих учеников интересы достигают относительно большой силы и устойчивости.
Л.В. Занков указывает на количественную сторону и качественные особенности интересов умственно отсталого школьника, с этой стороны его интересы характеризуются как нечто диффузное, малодифференцированное.
Говоря об интересах умственно отсталых учащихся, следует отметить их несформированность, слабость, поверхностность, неустойчивость. Отсюда и отсутствие интереса к какому-либо предмету, следовательно, отсутствие глубоких прочных знаний.
Пути и средства развития познавательных интересов различны, но одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра.
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной категории детей. Дидактическая игра позволяет делать менее заметным переход к изучению серьезного, порой неинтересного учебного материала.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
А.В. Запорожец оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Она является средством для расширения, углубления и закрепления знаний. Кроме того, дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной.
Процесс игры подчинен решению дидактической задачи, которая всегда связана с определенной темой учебной программы. Она предусматривает необходимость овладения знаниями, необходимыми для реализации замысла игры.
Учебная задача в дидактической игре не ставится прямым образом перед детьми, поэтому в педагогической литературе все время говорится о непреднамеренном усвоении учебного материала.
«Двойственная природа» игры – учебная направленность и игровая форма – позволяет стимулировать овладение в непринужденной форме конкретным учебным материалом.
Дидактические игры отличаются от дидактических упражнений наличием обязательных элементов: игрового замысла, дидактической задачи, игрового действия и правил.
Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным учебным предметам.
Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
Дидактические игры как метод обучения содержат в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.
Цель дидактических игр – обучение, развитие и воспитание обучающихся.
Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Основными структурными компонентами дидактических игр являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат .Все дидактические игры делятся на три основных вида:
- прямого дидактического воздействия, в которых учитель действует совместно с учащимися в роли одной из играющих сторон;
- опосредованного дидактического воздействия, когда учитель находится «вне игры» в качестве наблюдателя или болельщика;
- смешанного дидактического воздействия, когда учитель участвует в игре в роли ведущего, арбитра, эксперта и консультанта.
Остановимся более подробно на структурных компонентах дидактической игры.
Игровой замысел – первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.
Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.
Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной , напряженной.
Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получили бы радость от выполнения задания.
Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения цели игры.
Учитель, как руководитель игры, направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует ее ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на уроках, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д.
Игровое действие, состоящие из нескольких игровых элементов, сосредотачивает внимание детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи.
Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.
Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание или дидактическая задача. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения. Сюда также относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы, призы, которыми награждаются команды – победители.
Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.
Результаты игры подводятся двояко: с одной стороны, кто победил, с другой – кто проиграл по очкам или баллам. Подведение результатов имеет большое значение, так как дает участникам моральное удовлетворение.
Для большой игры должны быть определены призы: красочные, эффективные, вызывающие у детей положительные эмоции. В качестве призов могут быть книги, торт, конфеты, медали, открытки, значки.
В любом случае необходимо оценить дидактический результат игры в виде отметок в классный журнал.
Дидактический эффект усиливается если ученики принимают участие в подготовке атрибутов и призов, а также в разработке правил игры.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил, дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи.
Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, ее эффективность, приводят к желаемому результату.
Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполняли игровое задание; определение команды – победительницы, необходимо при этом отметить достижение каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Дидактическую игру и урок противопоставить нельзя. Самое главное – и это необходимо еще раз подчеркнуть – дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения ими не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это условие – и педагог становится на путь прямого обучения.
Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр, игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
Дидактические игры , используемые на уроках математики, являются одним из эффективных средств развития познавательного интереса к предмету. При этом учитель должен знать, что игры , используемые на уроке, могут всегда реализовать поставленную цель, если они:
- будут подобраны в соответствии с программным материалом и требованиями программы и направлены на решение той или иной учебной задачи;
- будут подобраны с учетом того, чтобы основное содержание их отвечало обучающей цели урока, было посильно всем учащимся и служило максимальной активизации их мыслительной деятельности;
- будут служить дисциплинарным средством, воспитывать выдержку, терпение у учащихся, поскольку для умственно отсталых характерны легкая возбудимость, быстрая отвлекаемость, трудность сосредоточения внимания на главном.
Дидактические игры способствуют порождению интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.
Интерес повышает роль умственно отсталого ребенка, создает бодрое, радостное настроение, повышает эффективность усвоения материала и трудового усилия. Интерес облегчает преодоление трудностей, повышает темп работы, улучшает ее качество.
Благодаря возникшему интересу к учению дети становятся более дисциплинированными, дружными, более инициативными.
Интерес, который удается вызвать у детей во время проведения дидактических игр резко повышает активность, инициативность даже обычно инертных, вялых детей, дисциплинирует самых трудных и неспокойных. Интересная работа оживляет обычно застенчивых и робких детей, придает им больше смелости.
Велика роль интереса в повышении внимательности обычно легко отвлекаемых умственно отсталых детей, в снижении быстро наступающего утомления при интеллектуальной работе.
Интересная работа заметно улучшает усвоение материала, повышает успеваемость, углубляет знания, развивает наблюдательность во время выполнения интересных практических работ.
Известно из изучения условий формирования интереса, что успех в обучении является важнейшей предпосылкой воспитания интереса к учению и средством его укрепления.