Общественный смотр знаний по теме "Строение атома. Химический элемент"

Разделы: Химия


Пусть зимний день с метелями
Не навевает грусть –
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем я ее выучил?
Могу сказать зачем.
В ней стройность и величие
Любимейших поэм,
Без многословья книжного
В ней смысла торжество,
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева
И вешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть. (Н.Глазков)

Читая Менделеева
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах.
Все – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой:
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
Ты знаешь газ легчайший водород.
В соединеньи с кислородом – это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах.
Кипит железо, серебро, сурьма
И темно-бурые растворы брома,
И кажется Вселенная сама
Одной лабораторией огромной.
Тут мало оптикой поможешь глазу,
Тут мысль пытливая всего верней.
Пылинку и увидишь-то не сразу –
Глубины мирозданья скрыты в ней.
Будь то вода, что поле оросила,
Будь то железо, медь или гранит -
Все страшную космическую силу,
Закованную в атомы хранит. (С.Щипачев)

Цель урока (образовательная): закрепить знания учащихся о составе атома, атомного ядра, об электронной оболочке атома, электронных и графических формулах, уметь характеризовать химический элемент по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Цель урока (воспитательная): показать единство материального мира. Патриотическое воспитание.

Цель урока (развивающая): подготовить учащихся к восприятию и изучению следующих тем курса 8-го класса (данная тема является основополагающей).

Оборудование: таблицы, ПСХЭ Д.И.Менделеева, модели «Строение атома».

Организационный момент.

Сегодня впервые у вас проводится урок-зачёт в форме общественного смотра знаний (ОСЗ). Цель ОСЗ – перечислить.

Проверять знания будут ученики 10-го класса (консультанты).

Председатель жюри – классный руководитель 8-го класса.

Все виды работ делаются на листочках, в правом углу пишется номер (из журнала).

Разминка по понятиям.

Разминку проводят ученики 3-го ряда (нападающие), отвечают ученики 1-го, 2-го ряда (защитники):

  1. Химический элемент
  2. Формы существования химического элемента
  3. Атом
  4. Протон
  5. Нейтрон
  6. Электрон
  7. Массовое число
  8. Изотоп
  9. Завершённый внешний уровень
  10. Незавершённый внешний уровень
  11. Внешний уровень

(За каждый правильный ответ – 1 балл, а ученик, задающий вопрос – 0,5 балла). Итак, разминка завершилась, ученики повторили основные понятия темы.

Домашняя творческая работа (сдать).

Домом, где живут химические элементы является Периодическая система химических элементов, создателем её является гениальный русский учёный Д.И.Менделеев.

Вы подготовили стихи (смотри эпиграфы).

Рассказываем о строении Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Открываем печатную тетрадь стр.13, упр.4.

4. Определите химические элементы по их положению в таблице Д. И. Менделеева. Запишите их названия, из первых букв которых вы составите название одного из элементов 4-го периода

 

 

 

 

 

(Приложение 1).

а) 5-й период, главная подгруппа VI

 

 

 

 

 

 

б) 5-й период, главная подгруппа III группа

 

 

 

 

 

в) 6-й период, главная подгруппа III группа

 

 

 

 

 

 

г) 2-й период, главная подгруппа V группа

 

 

 

 

д) 3-й период, главная подгруппа I группа

 

 

 

 

 

 

Подобно этому заданию, составить свои 5 вопросов с ответами – адрес химического элемента (номер группы, период, номер квартиры), сдать консультантам.

  1. Строение атома (Приложение 2).
  2. Рассказать о строении атома.
  3. Как вычислить протоны, нейтроны, электроны, заряд ядра (Приложение 3).
  4. У доски расписать строение атома селена.
  5. Далее по вариантам.

I вариант

Элемент № 12

II вариант

Элемент № 15

Продолжаем разбирать строение атома.

  1. Как и где располагаются электроны в атоме.
  2. Как подсчитать число энергетических уровней.
  3. Число электронов на каждом уровне.

I вариант

Печатная тетрадь, упр. 3, стр. 21

Подчеркните электронные схемы, соответствующие атомам химических элементов второго периода Периодической таблицы Д. И. Менделеева. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название одного из химических элементов третьего периода

 

 

 

 

а) 2ē, 8ē, 2ē

У

б) 2ē, 5ē

С

в) 2ē, 2ē

Е

г) 2ē, 8ē, 8ē, 2ē

С

д) 2ē, 8ē

Р

е) 2ē

Т

ж) 2ē, 7ē

А

(Приложение 4).

II вариант

Печатная тетрадь, упр. 5, стр. 22

Подчеркните электронные схемы, соответствующие атомам химических элементов главной подгруппы II группы Периодической таблицы Д. И. Менделеева. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название одного из химических элементов VII группы

 

 

 

 

 

 

 

 

а) 2ē, 1 ē

У

б) 2 ē, 8 ē, 2ē

Ф

в) 2ē

И

г) 2ē

Т

д) 2ē, 6ē

Х

е) 2ē, 2ē

О

ж) 2ē, 8ē, 18ē, 8ē, 2ē

Р

(Приложение 5).

Сдать печатные тетради.

Составление электронных и графических формул.

Вначале у доски все вместе составляем электронную и графическую формулы элемента № 11. Далее самостоятельно.

I вариант

Элемент № 8

II вариант

Элемент № 7.

Таким образом, повторили составление электронных и графических формул атомов химических элементов.

Характеристика химического элемента.

Теперь всё приводим в систему и даём полную характеристику элемента на основании его положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

I вариант

Элемент № 6

II вариант

Элемент № 3.

И так, завершением урока стала полная характеристика химического элемента. Пока консультанты подсчитывают баллы, задаём вопросы из ваших кроссвордов.

Зачётный лист ученика (№ по журналу)

Д/З. (кроссворд)

Адрес хим. элемента

Строение атома

Печатная тетрадь

Электронные и графические формулы

Хар-ка хим. элемента

Прочие баллы

Всего

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценки выставляются в соответствии со следующими критериями:

"5" 28–30 баллов

"4" 22–27 баллов

"3" 16–21 баллов

"2" – ниже 16 баллов

Библиографический список

Учебная литература

  1. Габриелян, О.С. Химия 8 класс. Учеб. для общеобразоват. Учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2005. – 208 с.
  2. Габриелян, О.С., Якушова, А.В. Химия 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2005. – 176 с.
  3. ЦОР, выполненные учителем информатики МОУ СОШ № 37 г. Ульяновска, Ямкиной Е.В. http://mir-predmetov.narod.ru/