Содержание.
- Актуальность здоровьесберегающих технологий в современной школе.
- Средства здоровьесберегающих образовательных технологий:
- средства двигательной активности
- оздоровительные силы природы
- гигиенические факторы
- методы здоровьесберегающих технологий
- приёмы здоровьесберегающих образовательных технологий
- требования к педагогу
- Стиль общения педагога с учащимися в условиях здоровьесберегающих технологий.
- Использование здоровьесберегающих технологий в ГОУ СОШ №1320
- направление работы / социальное, психологическое, физическое/
- действия учителя по поддержанию психофизиологического, психического, физического и нравственного здоровья учащихся
- Заключительная часть.
1. Актуальность здоровьесберегающих технологии в современнои школе.
Нынешние ученики, переступающие порог школы, совершенно не такие, какими были школьники более старшего поколения. Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Наряду с заново выстраиваемой культурой новых социальных отношений важной частью сегодняшнего образования человека становится информационная культура, строящаяся на современных инновационных процессах. Педагоги осознают свою причастность к ответственности за состояние здоровья учащихся и видят решение ситуации негативного влияния нарастающей информатизации учебно-воспитательного процесса на здоровье учащихся и педагогов в овладении необходимыми здоровьесберегающими приемами и методами. Тема здоровьесберегающих образовательных технологий в условиях комплексной _нформатизации учебного процесса сегодня особенно актуальна.
Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами в состоянии спланировать свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Для решения поставленных задач используются различные средства.
2. Средства здоровьесберегающux образовательных технологий
Средства двигательной направленности:
- элементы движений /ходьба, бег, прыжки/
- физические упражнения /без предметов, с предметами/
- танцевальные упражнения
- Физкультминутки и подвижные перемены
- эмоциональные разрядки и «минутки покоя»
- гимнастика / оздоровительная гимнастика, пальчиковая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости/
- лечебная физкультура
- подвижные игры
- массаж, самомассаж
Оздоровительные силы природы:
- солнечные и воздушные ванны
- водные процедуры
- фитотерапия
- ароматерапия
- ингаляция
- витаминотерапия /витаминизация пищевого рациона, йодирование питьевой воды /
Гигиенические факторы:
- выполнение санитарно-гигиенических требований
- личная и общественная гигиена /чистота тела, чистота мест занятий, воздуха/
- проветривание и влажная уборка помещений
- соблюдение общего режима дня
- ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления
Методы здоровьесберегающих образовательных технологий:
- фронтальный
- групповой
- практический метод
- познавательная игра
- ситуационный метод
- игровой метод
- соревновательный метод
- воспитательные, просветительские и образовательные программы
- метод индивидуальных занятий
Приемы здоровьесберегающих образовательных технологий:
- защитно-профилактические /личная гигиена и гигиена обучения/
- компенсаторно-нейтрализующие/физкультминутки; оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика; лечебная физкультура; массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации/
- стимулирующие / элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии/
- информационно-обучающие / письма, адресованные родителям, учащимся,педагогам/
Требования к педагогу:
- профессионализм
- личная заинтересованность
- владение основными технологическими умениями:
- пластические умения
- логические умения
- экспрессивные умения /образность и интонационная выразительность/
- дискуссионные умения / образ сотрудничества и образ собеседования /
- перцептивные умения / умение видеть, слушать, слышать/
3. Стиль общения педагога с учащимися в условиях здоровьесберегающих технологий.
В педагогической практике общеприняты типичные стили воздействия педагога на учащихся. Насколько они приемлемы для педагогики здоровьесбережения в условиях информатизации учебно- познавательного процесса?
Императивный /авторитарный/ стиль..
Условно такой подход можно назвать подходом «твёрдой руки». Поскольку этот стиль представляет собой требование неукоснительного подчинения, его называют жёстким' стилем. Императивный стиль руководства говорит о твёрдой воле педагога, но не несёт ученику любви и спокойной уверенности в хорошем отношении своего учителя к нему самому. Подобный стиль общения взрослого с ребёнком в своём крайнем выражении является антипедагогическим и поэтому neдoпycтu.м в практике педагогики здоровьесбережения.
Либерально-попустительский стиль.
Этот стиль представляет собой терпимость, слабость, снисходительность. Такой невмешательский подход можно назвать подходом «руки прочь».
Демократический стиль.
Демократический стиль ставит учителя и учеников в позицию дружественного взаимопонимания. Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, даёт понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности. Этот стиль объединяет детей: постепенно у них появляется чувство «мы», ощущение сопричастности к общему делу. Демократический стиль руководства говорит о высоком профессионализме учителя, этот стиль требует от учителя большого душевного напряжения, но именно он является самым продуктивным условием развития личности ребёнка. Именно в условиях демократического стиля руководства возможно эффективное осуществление идей педагогики здоровьесбережения.
4. Использование здоровьесберегающих технологий в ГОУ СОШ №1320
В последние годы наблюдается тенденция значительного снижения показателей здоровья детей, поступающих в 1 класс. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные педагогами нашей школы. (Рисунок 1)
1. Работа по использованию здоровьесбереrающих технолоrий в нашей школе учителями начальных классов ведется в различных направлениях:
Социальное направление
- Просветительская работа: классные часы, беседы об охране здоровья, о санитарно-гигиенических требованиях; тематические родительские собрания: об адаптации ребенка к школе, о режиме дня, рекомендации по выполнению домашних заданий, психолого - физиологические изменения в развитии ребенка и т .д.
- Интеграция курса ОБЖ в общеобразовательные дисциплины.
- Организация работы кружков во второй половине дня: динамический час, ИЗО, шахматы.
Рисунок 2
Психологическое направление
- Сопровождение учащихся 1 классов в адаптационный период.
- Мониторинг интеллектуальных и личностных особенностей учащихся.
- Обучение детей с проблемами речевого развития (логопедические группы).
Физическое направление
- Организация учебного процесса с учетом СAНПина.
- Составление расписания, соответствующего динамике роста ( спада) работоспособности в течение дня, недели.
- Цикличность учебного процесса (пять учебных недель, шестая каникулы ) .
- Дозировка продолжительности урока.
- Подвижные, музыкальные перемены.
- Утренняя гимнастика до первого урока.
Рисунок 3
- Динамические часы.
- Соблюдение питьевого режима.
- Проведение спортивных соревнований, дней здоровья.
Рисунок 4
- Использование массажных ковриков для ног.
- Мягкие накидки для стульев.
- Работа с "офтальмотренажерами" ("бегущий лучик", "летающая бабочка ", "фонарик" и т.д.).
- Дозировка домашних заданий по классам.
- Соблюдение графика контрольных работ (не более 2 в неделю ), выбор дня для оптимальной работоспособности (вторник, среда).
- Релаксационные паузы для глаз, дыхания, мелкой моторики пальцев рук, физминутки (от 2 и более за урок).
- Использование методов, форм работы для "зрителей", "аудиалов", "деятелей".
2. Действия учителей по поддержанию психофизиологического, психического, физического и нравственного здоровья учащихся:
- Поддержание состояния кабинета: освещение, тепловой режим, чистота.
- Включение учеников в учебную деятельность с учетом последствий предыдущих занятий (возбуждение, утомление).
- Снятие эмоционального напряжения.
- Доброжелательный тон, поощрения, вселение уверенности, веры в себя.
- Организация учебно-предметной среды, соответствующей нормам сохранения здоровья.
- Своевременная организация контроля за правильностью дыхания, осанки, поддержка здоровья органов слуха, зрения.
- Смена позы ученика (кто устал - постойте).
- Предоставление возможности полисенсорного восприятия объектов познания различными органами чувств для детей зрителей, детей - аудиалов, детей - деятелей).
- Работа с конструктором ЛЕГО.
Рисунок 5
- Использование в работе комплекса пособий по развивающей среде "Спектра".
- Обеспечение возможности своевременного посещения детьми туалета.
- Доброжелательность, мелодичность голоса учителя, демократичный стиль общения.
- Организация релаксационных пауз, проведение физминуток.
Рисунок 6
- Чередование учебной нагрузки путем смены видов деятельности.
- Предупредительные действия для предотвращения ситуации эмоционального пресыщения,, утомления и истощения учащихся.
- Демонстрация уверенности в способностях всех учеников класса.
- Развитие коммуникативного поведения.
- Создание учителем ситуации успеха у учащихся в учебном процессе.
- Использование учителем в работе различных способов, приемов и методов.
- Использование в своей практике нестандартных форм проведения уроков (урок - игра, урок - путешествие, урок сказка, урок - исследование, урок - конференция и т .д.)
- Формирование атмосферы дружбы, взаимного уважения, чувства коллективизма (обсуждение в группах: - Почему не выполнили задание, что оказалось слишком трудным? - В следующий раз все обязательно получится! - Возьмите друг друга за руки и пожмите ладошки!)
- Проведение рефлексии в течение всего урока (способствует развитию мотивации в учении "для чего нам это нужно знать".
- Оценка позитивного (негативного) воздействия урока на психологическое, психофизическое, физическое, нравственное здоровье учащихся.
Вопросы к учащимся:
- Пожалуйста, поднимите руки, кому показалось, что урок длился дольше, чем обычно?
- А кому показалось, что урок прошел быстрее, чем обычно?
- У кого за время урока настроение снизилось?
- А у кого повысилось?
- Кто устал на уроке?
- Кому показалось, что прибавилось сил?
10 золотых правил «Здровьесбережения»
- Соблюдайте режим дня!
- Обращайте больше внимания на питание!
- Больше двигайтесь!
- Спите в прохладной комнате!
- Не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу !
- Постоянно занимайтесь деятельностью!
- Гоните прочь уныние и хандру!
- Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
- Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
- Желайте себе и окружающим только добра!
5. Заключuтельная часть.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных образовательных систем XXI века и как совокупность приёмов, форм И методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
В мощном потоке комплексной информатизации образовательного процесса просто преступно забывать об «оазисах здоровья» для школьников в виде физических упражнений, Физкультминуток и физкультпауз, подвижных игр, которые обеспечивают в работе с младшими школьниками профилактику утомления нервной системы, создают у детей жизнерадостное настроение и оптимальную работоспособность. Очень важно учить детей самостоятельности при занятиях физическими упражнениями. Самостоятельное и творческое использование ребёнком двигательного опыта в физических упражнениях и подвижных играх повышает интерес к двигательной деятельности, активизирует мыслительную и эмоциональную сферу. Это все традиционные повседневные режимные моменты учебного дня школьника. Но из этих «зёрнышек» вырастают интереснейшие методики и технологии, эффективность которых доказана и апробирована педагогическим опытом наших замечательных педагогов.
Каждому педагогу известно, что только правильная организация учебной деятельности детей будет способствовать улучшению всех аспектов здоровья подрастающего организма.
Список литературы
- В.И.Ковалько. «Здоровьесберегающие технологии: «Школьник и компьютер». - м.: «Вако», 2007г.
- Журналы «Здоровье школьника» и «Начальная школа ».2006 - 2007г.
- Лекции КМН, доцента Бородкиной Галины Владимировны.
- Материалы М.О. из опыта работы учителей начальных классов ГОУ СОШ №1320