Цель: повторить правила правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Учить слышать и видеть орфограммы в словах. Вспомнить работу гласных букв в словах. Воспитывать культуру поведения.
Ход урока
1. Промежуточная задача:
Создать условия для прогнозирования следующего шага. (Ситуация успеха)
Комментированное письмо (текст у каждого ученика)
Летом мы ч…сто купались в р…ке в…да в р…ке тёплая по б…регу растут д…ревья под д…ревьями густая трава.
У: запишите текст, вставляя пропущенные буквы. Если нужно подберите проверочные слова.
У: В каком слове мы обойдёмся без проверочного слова? Почему?
Обучающиеся должны вспомнить, что сочетания ча пишется с буквой а.
У: А почему?
2. Промежуточная задача:
Cоздать условия для решения задачи почему в сочетаниях жи-ши пишется и, ча-ща пишется а, чу– щу пишется у, сочетания щн, чк, чн – без мягкого знака.
На доске написаны слова:
Чящя, жыл, шырокий, чюдо, прищюрил, очьки, хищьник, печьник.
У: Вы согласны как вам написали слова ученики из другой школы?
Давайте докажем им почему надо писать не так как написали они.
3. Промежуточная задача:
Cоздать условия для решения этой поставленной задачи.
У: каждое слово напишем в транскрипции. Задание по группам:
1 группа чящя, очьки.
2 группа жыл, шырокий.
3 группа прищюрил, чюдо.
4 группа хищьник, печьник.
Дети работают по группам. Затем один человек от группы (выбранный детьми) выходит к доске. На доске должно быть написано:
1 группа [ч,ащ,а] [ач,к,и]
2 группа [жыл] [шырок,ий, ]
3 группа [пр,и щ,ур,ил] [ч,
уда]
4 группа [х,ищ,н,ик] [п,ич,н,ик]
Ученик доказывает (если есть вопросы) почему они написали именно так.
У: Давайте, обозначим каждый звук буквой. Все в тетради, а один на доске также от каждой группы.
[ч,ащ,а]
Звук [ч, ] обозначается буквой ч, звук [а] обозначается буквой а и т. д., где нужно и возможно подбираются проверочные слова или написание слова уточняется по словарю.
На доске:
[ч,ащ,а] [ач,к,и]
чаща очки
[жыл] [шырок,ий, ]
ж?л ш?рокий
[пр,и щ,ур,ил] [ч, уда]
прищ?рил ч?до
[х,ищ,н,ик] [п,ич,н,ик]
хищник печник
У: Давайте, выпишем отдельно эти звуки, в которых как мы посчитали, сделаны ошибки.
Работа в парах.
После работы четыре первых пары, которые покажут знак готовности, выходят к доске. На доске должно быть написано:
[ч, ] [щ, ] [ж] [ш]
У: Что вы можете сказать об этих звуках?
Возможные ответы детей: звуки [ч, ] [щ, ] всегда мягкие, а звуки [ж] [ш] всегда твёрдые.
У: А какую работу выполняют гласные буквы а, у, ы? я, ю и?
Возможные ответы детей: буквы а, у, ы – обозначают твёрдость предыдущего согласного звука. А буквы я, ю, и – обозначают мягкость предыдущего согласного звука. В сочетаниях ЖИ-ШИ не нужно обозначать твёрдость предыдущего согласного звука, так как звуки [ж] [ш] всегда и так твёрдые. А в сочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ не нужно обозначать мягкость предыдущего согласного звука [ч, ] [щ, ] так как эти звуки всегда и так мягкие. В сочетаниях НЩ, ЧК, ЧН не нужно писать мягкий знак так как звуки [ч, ] [щ, ] всегда мягкие.
Нужно ли в сочетаниях ЖИ-ШИ обозначать твёрдость предыдущего согласного звука?
Нужно ли в сочетаниях ЧА-ЩА обозначать мягкость предыдущего согласного звука?
Нужно ли в сочетаниях ЧУ-ЩУ обозначать мягкость предыдущего согласного звука?
Нужно ли в сочетаниях ЧК, ЧН, ЩН писать мягкий знак?
У: Как же мы будем писать сочетания ЖИ-ШИ? Возможные ответы детей: с буквой и, т. к. нам не нужно обозначать твёрдость предыдущего согласного звука.
У: Как же мы будем писать сочетания ЧА-ЩА?
Возможные ответы детей: с буквой а, т. к. нам не нужно обозначать мягкость предыдущего согласного звука.
У: Как же мы будем писать сочетания ЧУ-ЩУ?
Возможные ответы детей: с буквой у, т. к. нам не нужно обозначать мягкость предыдущего согласного звука.
У: Как же мы будем писать сочетания ЧК, ЧН, ЩН?
Возможные ответы детей: без мягкого знака, т. к. звуки [ч, ] [щ, ] всегда мягкие.
Вывод делают дети.
На доске появляется таблица:
[ЖЫ] | [ШЫ] | [Ч , А] | [Щ,А] | [Ч ,У ] | [Щ, У ] | [Ч , К ] | [Ч , Н ] | [Щ, Н ] |
ЖИ | ШИ | ЧА | ЩА | ЧУ | ЩУ | ЧК | ЧН | ЩН |
У: Исправьте на доске ошибки, которые сделали другие ученики в подобном задании. (1 ученик выполняет у доски, а остальные смотрят и если надо помогают)
4. Промежуточная задача. Этап контроля.
Работа по учебнику стр. 133, упр. 178 обсуждается сначала в группах, а затем дети письменно выполняют в тетрадях.