Как правило, с текстовыми задачами справляются около 40% учащихся. Широко известны серьёзные трудности, которые испытывают ребята при решении задач. Остановимся лишь на основных:
ПЕРВАЯ ТРУДНОСТЬ состоит в математизации предложенного текста задачи (в переводе содержания задачи на математический язык , т.е выражение искомой величины через известные величины и введенные переменные.) Проблемы, с которыми сталкиваются дети, связаны с непониманием физических, химических, экономических терминов, законов, зависимостей; с непониманием связи между расстоянием, скоростью и временем при равномерном движении и движении по окружности; между работой, временем и производительностью; с непониманием зависимости между целым, частью и процентным содержанием.
ВТОРАЯ ТРУДНОСТЬ - это составление уравнений или неравенств, связывающих данные величины и переменные.
ТРЕТЬЯ ТРУДНОСТЬ состоит в том, чтобы составить функцию цели, применительно к которой, формулируется вопрос задачи. Получив уравнение, учащиеся пытаются найти значения всех переменных, которые в них участвуют, но это не всегда возможно и не является необходимым.
ЧЕТВЁРТАЯ ТРУДНОСТЬ - это решение полученного уравнения или системы уравнений желательно наиболее рациональным способом.
Анализируя трудности в решении текстовых задач, классифицируем задачи по типам:
- Процентное содержание.
- Концентрация, смеси.
- Сплавы.
- Задачи на « движение».
- Задачи на «работу».
СХЕМА РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ:
- составляем математическую модель.
- вводим переменную (неизвестную).
- составляем уравнение или систему уравнений (иногда неравенства или систему неравенств).
- решаем полученное уравнение (или полученную систему).
- записываем ответ задачи.
Умение решать ту или иную задачу зависит от многих факторов. Однако, прежде всего, необходимо научиться различать основные типы задач и уметь решать простейшие из них.
Обратим внимание на первые три типа задач и напомним, хорошо известные ключевые моменты.
Таблица №1.
А, р, а=? а=А*0,01р |
а, р, А=? А=а:0,01р |
а, А, р=? р=(а/А)*100% |
где А-целое (всего), а-часть от целого, р-количество процентов.
Таблица №2.
Состояние смеси |
Количество чистого вещества |
Общее количество смеси |
Доля или процентное содержание |
1 |
|
|
|
Итоговое состояние |
|
|
|
Таблица №3.
Формула сложных процентов, где |
А=а*(1+0,01р)n |
ЗАДАЧИ НА КОНЦЕНТРАЦИЮ.
Задача №1. Фляга наполнена 96% раствором соляной кислоты. Из неё отлили 12 л. раствора кислоты и дополнили флягу водой. Затем из фляги отлили 18 л. И снова дополнили водой. После чего концентрация раствора соляной кислоты во фляге составила 32%.Найти объём фляги.
Решение:
Состояние раствора |
m=М*р |
М=m|р |
р=m|М |
1 |
0,96х |
х |
96%(0,96) |
2 |
0,96*12 |
12 |
96% |
3=1-2 |
0,96(х-12) |
х-12 |
96% |
4 |
0 |
12 |
0 |
5=3+4 |
0,96(х-12) |
х |
0,96(х-12)/х |
6 |
(0,96(х-12)/х)*18 |
18 |
0,96(х-12)/х |
7=5-6 |
(0,96(х-12)/х)(х-18) |
х-18 |
0,96(х-12)/х |
8 |
0 |
18 |
0 |
9=7+8 |
(0,96(х-12)/х)(х-18) |
х |
32%=0,32 |
по последней строчке составляем уравнение(0,96(х-12)/х)(х-18)=0,32х, решая, получаем два корня х=9 и х=36
х=9 не подходит по смыслу задачи, поэтому объём фляги 36 литров.
ОТВЕТ: 36 литров.
Задача№2. Смешали 30% раствор уксусной кислоты, с 10% -ым раствором уксусной кислоты и получи 600 г. 15% раствора. Сколько каждого раствора уксусной кислоты было взято?
Решение:
Состояние раствора |
m=М*р |
М=m|р |
Р=m|М |
1 |
0,3х |
х |
30% |
2 |
0,1(600-х) |
600-х |
10% |
3=1+2 |
0,3х+0,1(600-х) |
600 |
15% |
по последней строчке составляем уравнение
0,3х+0,1(600-х)=0,15*600, решая это линейное уравнение получаем х=150г
ОТВЕТ: 30%-ого раствора взяли 150 г., а 10%-ого -450 г.
Задача №3. Сколько граммов воды нужно добавить к 100 г. 70% уксусной эссенции, чтобы концентрация раствора стала 30% ?
Решение:
Состояние раствора |
m |
М |
р |
1 |
0,7*100 |
100 |
70% |
2 |
0 |
х |
0 |
3=1+2 |
0.7*100 |
100+х |
5% |
по последней строчке составляем уравнение 70=(100+х)*0,05, решая уравнение , получаем ответ х=1300
ОТВЕТ: 1300 г. воды.
Задача №4. При смешивании первого раствора кислоты, концентрация которого 20%, и второго раствора этой же кислоты, концентрация которого 50%,получили раствор, содержащий 30% кислоты. В каком отношении были взяты первый и второй растворы?
Решение:
Состояние раствора |
m |
М |
р |
1 |
0,2х |
х |
20% |
2 |
0,5у |
у |
50% |
3=1+2 |
0,2х+0,5у |
х+у |
30% |
по последней строчке составляем уравнение 0,2х+0,5у=(х+у)*0,3,
0,5у-0,3у=0,3х-0,2х,
0,2у=0,1х или х=2у.
ОТВЕТ: 2:1
Задача №5. У хозяйки есть 5кг сахарного сиропа одной концентрации и 7 кг сахарного сиропа другой концентрации. Если эти сиропы смешать, то получится сироп, концентрация которого составляет 35%.Если же смешать равные массы этих сиропов, то получится сироп, содержащий 36% сахара. Какова концентрация каждого из двух имеющихся сиропов?
Решение:
Таблица №1.
Состояние |
m |
М |
р |
1 |
0,05х |
5 |
х% |
2 |
0,07у |
7 |
У% |
3=1+2 |
0,05х+0.07у |
12 |
35% |
уравнение (1) 0,05х+0,07у=12*0,35.
Таблица №2.
Состояние сиропа |
m |
М |
р |
1 |
а*0,01х |
а |
х% |
2 |
а*0,01у |
а |
у% |
3=1+2 |
а(0,01х+0,01у) |
2а |
36% |
уравнение (2) а(0,01х+0,01у)=2а*0,36.
Решая уравнения (1) и (2) в системе, получаем х=42, у=30.
ОТВЕТ: 42% и 30%.
Задачи для самостоятельного решения.
Задача №6. Для приготовления блюда требуется на 50 г воды добавить 100 г 6%-го уксуса. У хозяйки имеется только 12%-й уксус. Сколько граммов 12%-го уксуса ей нужно добавить на 50 г воды, чтобы получить раствор нужной концентрации?
ОТВЕТ:
Задача №7. Сколько граммов воды нужно добавить к 180 г сиропа, содержащего 25% сахара, чтобы получить сироп, концентрация которого равна 20% ?
ОТВЕТ: 45 г.
Задача №8. Два спиртовых раствора борной кислоты одинаковой массы слили в один сосуд. Раствор какой концентрации получили в результате, если первый раствор был 5%-ный, а второй 1%-ный ?
ОТВЕТ:
Задача №9. Сплавили 40 г золота одной пробы и 60 г золота другой пробы и получили золото 62 пробы. Какой пробы было золото первого и второго слитков, если при сплаве их поровну получается золото 61 пробы ? (Проба – это процентное содержание чистого золота.)
ОТВЕТ: 56 пробы и 66 пробы.
Задача №10. Имеется два сплава с разным содержанием меди: в первом содержится 70%, а во втором-40% меди. В каком отношении надо взять первый и второй сплавы, чтобы получить из них новый сплав, содержащий 50% меди?
ОТВЕТ: 1:2.
Надеемся, что практикум по решению задач будет надёжным помощником учащимся, выпускникам, а так же начинающим учителям математики. При заполнении таблицы учащиеся справятся (преодолеют) трудности при решении текстовых задач, и без сомнения повысят свой интеллектуальный уровень.
Литература:
- М.П.Галицин и др. «Сборник задач по алгебре 8-9».
- Л.И.Звавич и др. «3600 задач по алгебре и началам анализа ».
- И.С.Петраков «Математика для любознательных ».
- А.А.Черняк и И.А.Черняк «Конкурсные задачи из сборника М.И.Сканави ».
- И.Ф.Шарыгин «Математика для поступающих в ВУЗы ».