Цели урока:
- Дать понятие предложения, интонации предложения, логического ударения;
- Научить устанавливать зависимость между интонацией и смыслом предложения;
- Совершенствовать навыки выразительного чтения;
- Способствовать развитию у учащихся наблюдательности, внимательного отношения к речи.
Оборудование: Орфографические словари, укрупненные карточки с названиями орфограмм (о – ё после шипящих в корнях слов; правописание приставок; и – ы после ц), карточки с индивидуальными заданиями для каждого учащегося в группе; для групп орфографические словари, словарики-подсказки «Интонация»; телевизор, видеомагнитофон, видеозапись фрагментов мультфильма «Вини-Пух», личные листы оценивания, чистые листы для работы групп, ксерокопии стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».
Оформление доски:
Ход урока
I. Организационный момент. Учащиеся рассаживаются по группам (3 группы по 4-5 человек, группы формируются по желанию). Приветствие учителя, объявление темы.
II. Актуализация ЗУН.
1) проверка д/задания (3 учащихся у доски делают разбор трех выбранных словосочетаний, тот, кто выполнит быстрее и без ошибок, получает дополнительное задание: образовать несколько словосочетаний со словом друг так, чтобы оно было главным и зависимым в разных СС);
2) остальные ребята в это время работают в парах, составляя друг для друга словарные диктанты на изученные орфограммы (названия на укрупненных карточках): 1 и 2 группы – по орфографическому словарю, 3 группа – по учебнику стр. 120 ЗСП-11.
III. Изучение нового материала. Записи в тетрадях учащихся. Актуализация личного опыта учащихся:
- Что мы знаем о предложении? Учащиеся обсуждают вопрос в группах, ответы записывают на листе. (более сильной группе предлагается сравнить предложение и словосочетание). Учащиеся зачитывают свои ответы.
Задание группам: из данных слов собрать предложения, записать его в тетради.
Чтение информации в учебнике стр. 120
Обращается внимание на доску: интонация.
IV. Проведение эксперимента: по 1 человеку из каждой группы получают карточку и выходят из кабинета, учащиеся в группах тоже получают задание: произнести одну и ту же фразу с разной интонацией (равнодушно, оживленно, удивленно, возмущенно). Затем учащиеся входят в класс и разыгрывается ситуация. Делается вывод, какую фразу учащемуся было приятнее слышать и почему. Подводится итог: каково значение интонации в предложении.
- Для чего мы сегодня изучаем эту тему?
Обращается внимание детей на эпиграф. – Как вы понимаете данную пословицу?
V. Физпауза: учитель зачитывает словосочетания, а учащиеся выполняют:
Поднять руки;
Высоко подпрыгнуть;
Громко хлопнуть;
Резко топнуть;
Повернуться друг к другу;
Весело засмеяться;
Медленно присесть;
Произнести имя;
Приветливо улыбнуться;
Вращать головой;
Закрыть глаза;
Повернуться влево;
Сделать шаг;
Посмотреть вверх;
Приготовиться к работе.
VI. Учитель: обратимся к понятию логическое ударение.
- Как вы думаете, что это за ударение?
Чтение информации в учебнике стр. 121
VII. Просмотр и анализ фрагментов мультфильма «Вини-Пух». Учащимся предлагается два фрагмента:
1) где Пух приходит к Сове с просьбой подписать горшочек, который он хочет подарить на день рождение Иа;
2) где Пух с Пятачком приходят в гости к кролику, но им никто не открывает дверь. При изучении данной темы такой просмотр дает очень многое, так как дети смогут услышать «живую» речь, проанализировать её. Особенно нужно обратить внимание на одинаковые фразы, которые произносят разные герои мультфильма с разной интонацией.
Задание: записать с доски предложения, вставить пропущенные знаки препинания и слова, характеризующие речь героев:
- Поздравляю тебя с днем рождения, желаю счастья в личной жизни (!) – (торжественно) сказала Сова.
- А что совсем никого нет (?) – (удивленно) спросил Пух.
- Совсем никого,- (уверенно) ответил Кролик.
VII. Задание: на карточках: произнести строку Пушкина «Мороз и солнце; день чудесный» с разной интонацией. Определить, какую интонацию хотел бы слышать Пушкин А.С.
IX. Обращаемся к понятию пауза.
- Какую роль в речи играет пауза?
Выполнение упражнения 368 стр. 122. (задания 2,3)
Проверка, выводы: каково значение паузы в тексте.
X. Итоги урока. Рефлексия в форме дописывания незаконченных предложений:
Сегодня на уроке я узнал…
Думаю, что эти знания помогут мне…
Хотелось бы, чтобы на следующем уроке…
XI. Д/задание: упр. 365/367 – на выбор (вспомнить косв. падежи)
Творческое по желанию: придумать новые знаки препинания, передающие интонацию.