Цели:
- познакомить с новыми звуками [ з ], [ з ] , с новыми буквами З, з ;
- учить плавному слоговому чтению;
- развивать фонематический слух, внимание, речь, память;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
- Горецкий В.Г. и др. Русская азбука 1кл.,
- вывеска «ЗООПАРК»
- билет с буквами;
- рисунки животных с табличками;
- схемы- человечки,
- тетради для печатанья.
Ход урока
1. Постановка учебной задачи.
У нас сегодня необычный урок- экскурсия. Куда?
(На доске вывеска ЗООПАРК).
- Что такое зоопарк? (место, где содержат диких животных, животных разных стран).
- Поднимите руки кто был в зоопарке?
Путешествуя по зоопарку мы узнаем новые буквы и звуки. Чтобы экскурсия была интересной нам надо хорошо читать, потребуется внимание и смекалка
2. Повторение.
1. Для входа в зоопарк нам нужен билет. Отгадайте загадки и покажите букву.
Вот 2 столба наискосок,
А между ними- поясок.
Ты эту букву знаешь?
Эта буква…. ( А)На хоккее, на футболе
Буква эта ворота в поле. ( П)Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто. ( У)Спать отправились подружки,
Взяли пышные подушки:
Р- одну, а другая буква две. ( В)Взялись за руки друзья
И сказали: « Ты да я- это мы»
А между тем получилась буква… ( М)Вот топор. Полено рядом.
Получилось то что надо:
Получилась буква. Какая? ( Ы.)
2. А вот и билет. Все буквы перемешались.
- Назовите гласные буквы, согласные буквы.
3. Новый материал.
1. Входим в зоопарк.
Мы видим много разных кого? (зверей)
- Понаблюдаем над этим словом.
- Сколько слогов в слове звери?
- Сколько звуков в 1 слоге? Во 2 слоге?
- Какой первый звук? [з]
- Гласный или согласный? Почему?
- Звонкий или глухой? Почему?
- Твёрдый или мягкий?
Вывод: какой первый звук в слове звери?
2. Подходим к одной из клеток.
- Кого видим? (зебры)
- Расскажет нам о зебрах Алёна. ( рисунок с табличкой)
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки,
Разлинованы лошадки
От копыт до головы.
Зебры живут в Африке. Полосатая шкура служит им хорошей маскировкой от хищников.
- Сколько слогов в слове зебры?
- Сколько звуков в 1 слоге? Во 2 слоге?
- Какой первый звук?
- Какой звук [з]? ( согласный, звонкий, мягкий)
Вывод: какие новые звуки узнали?
3. Игра «Сигнальщики».
Произнесём новые звуки [з], [з].
Я буду называть слова, если вы услышите звук [ з] твёрдый- руки вверх, если мягкий звук- руки на пояс.
(Зонт, зима, рассказ, мази, забор, мороз, зерно, сани.)
- Придумайте названия животных со звуками [з], [з].
4. Звуки [з], [з] можно записать буквой З.
- На что похожа буква?
На эту букву посмотри
Она совсем как цифра 3.
5. Завершим схему- человечка. Зовут его буква З.
(Дети работают в тетрадях для печатанья.)
4. Упражнения в чтении.
1. Переходим к следующей клетке. Это ( обезьяны).
- Расскажет о них Вика.
Приплыл по океану
Из Африки матрос.
Малютку обезьяну
Он в ящике привёз.
Мартышка вспоминает
Страну свою- Алжир
И утром принимает
Прохладный рыбий жир.
Обезьянки предлагают поиграть в слоги.
- Прочитать с разной громкостью: от шёпота до крика.
АЗ |
|
|
ОЗ |
|
|
ИЗ |
|
|
УЗ |
|
|
ЕЗ |
|
|
ЫЗ |
ЗА |
|
|
ЗИ |
|
|
ЗУ |
|
|
ЗО |
|
|
ЗЕ |
|
|
ЗЫ |
- Поиграем в слоги: один читает, сосед по парте договаривает до слова.
2. Идём дальше. Нас встречают львы.
- Расскажет о львах Анжелла.
Вы разве не знаете папы-
Большого, рыжего льва?
У него тяжёлые лапы
И косматая голова.
Он громко кричит- басом,
И слышно его далеко.
Он ест за обедом мясо,
А мы сосём молоко.
Льва часто называют царём зверей, потому что это очень крупный хищник, и за его величественный вид.
- Прочитайте слова.
ЗО/О/ПАР/КЕ , В, ЗВЕ/РИ, РАЗ/НЫ/Е,
- Лев просит поставить слова так слова, чтобы стало всё понятно, чтобы получилось предложение.
5. Физминутка « Хомка».
В зоопарке есть хомячки, они предлагают отдохнуть, сделать зарядку.
Хомка- хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
1, 2, 3, 4, 5!
Хомка хочет сильным стать
6. Работа по учебнику.
А как называется учебник в названии которого есть буква З.
- Откройте учебник ( с.95)
- Что нарисовано на рисунке?
- Прочитайте текст самостоятельно, кто быстрее ( с. 96)
- Чтение вслух по предложению.
- Какие звери в зоопарке?
- Кого увидели дети?
- Чем занят слон?
О слоне расскажет Максим.
Африканец молодой
Обливается водой.
Вы мыл голову и ухо-
И в лоханке стало сухо.
Для хорошего слона
Речка целая нужна.
Уберите-ка лоханку,
Принесите- ка Фонтанку!
Слоны только кажутся неуклюжими. На самом деле, несмотря на свой вес, они умеют бесшумно продвигаться по джунглям.. С помощью хобота слоны добывают себе пищу, и пьют, и едят. За один раз слон набирает почти ведро воды и выливает себе в рот.
7. Закрепление.
В следующей клетке живёт страусёнок.
Расскажет Серёжа.
Я - страусёнок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой
Мозолистой и твёрдой.
Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягивая шею.
А вот летать я не могу.
И петь я не умею.
Страус - самая большая из живущих на земле птиц. Её рост бывает почти два с половиной метра. А вот летать она не умеет.
Наш страусёнок фокусник.
- Поучимся его фокусам.
- Берёт СОР и превращает его во что- то съедобное. (СЫР)
- Был ДОМ, а получилось то, что бывает во время горения. (ДЫМ)
- Как страусёнок КАРЕТУ запустил в космос. (РАКЕТА)
- Как КОТА превратил в животное, которое живёт под землёй. (КРОТ)
- Как ПАЛКУ превратил в птицу. (ГАЛКА)
8. Итоги урока.
Наша экскурсия заканчивается.
- Каких животных увидели в зоопарке?
- С какой буквой познакомились?
- Кто покажет на доске? Расскажите о новой букве?
Молодцы! Спасибо за урок!