Система: традиционная
Программа: «Школа России»
Учебник: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса начальной школы, в 2-х частях, часть 1, М., «Просвещение», 2008
Тип урока: обобщающий
Форма проведения: урок-игра
Цель: обобщение представлений об окружающем мире в целом с точек зрения истории, географии, астрономии, экологии
Задачи:
- обобщить представления учащихся об окружающем мире
- развивать познавательную активность
- воспитывать культуру общения.
Структура обобщающего урока:
- Организационный момент.
- Формулирование темы урока. Постановка проблемы.
- Комплексная проверка знаний:
а) актуализация опорных знаний:
• Ключевые слова (работа с текстом)
• Практическая работа (работа в группах по заданиям)
б) закрепление (работа с тестом) - Рефлексия (кодовый диктант)
- Итог урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
Скорей за работу, скорей за работу!
Сегодня нас ждет ролевая игра.
И роли уже распределены.
Познакомьтесь, вот они.
Желаю вам удачи!
II. Формулирование темы урока.
1. – Чтобы начать нашу работу, нужно отгадать кроссворд и сформулировать тему урока.
На доске расчерчен кроссворд:
По горизонтали – название темы в виде пустых ячеек.
По вертикали – ячейки для названий наук. Учитель задает вопросы, и дети заполняют свободные вертикальные ячейки. В итоге по горизонтали появляются отдельные буквы к теме урока – ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.
- Наука, изучающая поверхность Земли с её природным условиями.
- Наука о космических телах или о звёздном небе.
- Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества.
- Наука о взаимодействиях живых организмов между собой и окружающей их средой.
- Одна из планет Солнечной системы, на которой есть жизнь.
- Все люди, живущие на планете Земля.
! ! ! Обратить внимание – какая группа на данном этапе была самая активная (больше рук)
2. Деление на группы
Сегодня мы работаем в группах. Работа каждой будет оцениваться жетонами и нам предстоит ответить на важный вопрос «Что такое окружающий мир?» с точек зрения вас
Ученых – астрономов, ученых – экологов, ученых – географов, ученых – историков.
(При этом учитель раздает таблички с названиями групп).
III. Комплексная проверка знаний.
а) Актуализация опорных знаний
Задание № 1. (Задания в конвертах)
Каждой группе определить ключевое слово, которое поможет ответить на наш вопрос. Прочитайте внимательно текст и найдите КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО.
Астрономы – ВСЕЛЕННАЯ,
Географы – ПЛАНЕТА,
Историки – ПРОШЛОЕ,
Экологи – НАСТОЯЩЕЕ – докажите (пересказ текста). МОЛОДЦЫ!
Что же такое ОКРУЖАЮЩИЙ МИР? (на доске надпись – ОКРУЖАЮЩИЙ МИР – ЭТО
ВСЕЛЕННАЯ ПЛАНЕТА ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ)
Итак, мы определили все ключевые слова. Наиболее точным доказательством было у …., у ... группы (фиксация на доске – жетоны).
Задание № 2. Практическая работа. Задания групп в конвертах
Астрономам собрать модель Солнечной системы и представить её.
Географам собрать карту полушарий и представить её.
Историкам – из предложенных иллюстраций выбрать объекты старина и представить их.
Экологам – определить места расположения некоторых объектов Всемирного наследия на карте и представить их.
Оценка результатов по представлению (полное, четкое).
??? Чем вы можете дополнить определение ОКРУЖАЮЩИЙ МИР – ЭТО…
ВСЕЛЕННАЯ ПЛАНЕТА ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ)
СОЛН. СИСТЕМА КАРТА ИСТОР. ПРЕДМЕТЫ ВСЕМИР. НАСЛЕД.
б) Закрепление (работа с тестом)
Можно ли без глубоких знаний ответить на вопрос Что такое ОКРУЖАЮЩИЙ МИР? (нет).
Давайте это и проверим. Вы же ученые!
- У каждой группы на столе тест. Отметьте правильный ответ кружочком. Вам на это 2 минуты.
- Проверьте себя (учитель вывешивает правильные ответы)
Жетон дается той команде, у которой большее количество правильных ответов, если у групп одинаковое количество – жетон каждой группе.
IV. Рефлексия (кодовый диктант).
- Каждый из вас может помочь группе своими знаниями заработать дополнительные жетоны, для выявления победителей в сегодняшней игре. У вас на столах лежат карточки, в которых вы знаком «+» соглашаясь с моим утверждением, если вы не согласны – то оставляете клетку пустой. Учитель зачитывает утверждения.
- Соедините сплошной чертой правильные ответы. Встаньте те, у кого получилась буква «О» (подсчитывается количество детей в группах и выдается такое же количество жетонов).
- Вы работали ОТЛИЧНО и получаете отметку «5» за урок.
- А теперь подсчитаем количество жетонов у каждой группы и выявим победителей (если у двух групп одинаковое количество жетонов – дополнительный дается той группе, которая была самой активной при формулировании темы урока).
Вручение медалей группе – победительнице.
V. Итог урока.
- Так что же такое ОКРУЖАЮЩИЙ МИР с точек зрения ваших наук для всего человечества? (дети зачитывают ключевые слова, записанные на доске).
Резерв. Закончим урок стихотворением и определим о чем пойдет речь на следующих уроках.
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней.
(о России)
А с каких точек зрения будем знакомиться с Россией? (география, история, экология)
- Урок окончен. До свидания!