Цели:
- Учить дифференцировать свистящие звуки З-С, шипящие Ж-Ш по звонкости-глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции в слогах и словах.
- Развивать фонематический слух, мелкую моторику и мимику, слуховое внимание и память, формировать диафрагмальное и речевое дыхание, регулировать мышечный тонус.
- Совершенствовать двигательные навыки, просодические компоненты речи, координацию движения и речи, знания музыкальной терминологии, обогащение словаря.
- Воспитывать творческие способности, чувство темпа и ритма, положительную учебную мотивацию, навыки самоконтроля.
Оборудование: магнитная доска, сигнальные карточки по голосоведению, картинки “Образы звуков”, сюжетная картинка “Новый год”, магнитофон, мяч, шумовые инструменты.
Ход занятия
Организация, музыкальное приветствие.
1. Ритмическая разминка.
(Указание - сохранять правильную осанку, дистанцию, двигаться в темпе музыки).
Звучит маршевая музыка - дети двигаются в колонне друг за другом, по ходу меняя направление движения; ходьба сменяется легким бегом на носках, затем следует ритмичная ходьба с хлопками 1 раз - на каждую долю; 2 раз - выделяя сильную долю на счет “раз”. Отрабатываются легкие подскоки, боковой галоп вправо, влево, с хлопками. Ходьба на носках и пятках, упражнение на равновесие “Цапля важная, носатая…” (стоя на одной ноге), выделяя отчетливо звуки Ж и С в речи.
2. Артикуляционная разминка.
Педагог: Сегодня мы будем учиться различать свистящие звуки З-С и шипящие Ж-Ш в слогах и словах. Посмотрите на картинки - образы этих звуков и объясните сходство и различие в их артикуляции. (Дети вспоминают, как можно различать звонкие и глухие звуки путем кинестетических ощущений, затем выполняют артикуляционные упражнения.
(Указание - вдох бесшумный, выдох продолжительный, дыхание на диафрагме).
Упражнения:
- со звуком “С” - “ Насос” (выполняя характерные движения),
- со звуком “З” - “ Комар” (удлиняя фазу выдоха),
- со звуком “Ж” - “ Жук” (усиливая и ослабляя силу голоса),
- со звуком “Ш” - “Сильный ветер” (раскачивать высоко поднятые руки, затем опустить, регулируя мышечный тонус).
3. Развитие фонематического слуха.
Определение на слух ритмически оформленных слоговых структур, петь протяжно высоким и низким голосом (индивидуально).
Пятисложные слоговые структуры:
Педагог: Повторяем за мной - ЗА-ЗА-са-са-ЗА (За – исполняется длительно са - коротко).
Шестисложные слоговые структуры:
Педагог: Повторяем за мной - жа-жа-ЖА-ша-ша-ЖА.
4. Пение вокальных упражнений и песен.
(Указание - сохранять правильную осанку, следить за дыханием и артикуляцией).
Попевка “ На одном звуке ” с модуляцией вверх по полутонам с музыкальным сопровождением. Используется наглядность- запись слогов со свистящими и шипящими звуками:
- СА-СО-СУ-СЫ-СЭ.
- ЗА – ЗО - ЗУ- ЗЫ- ЗЭ.
Пение группой и индивидуально.
1 раз - плавно и отрывисто на едином дыхании, 2 раз - высоким и низким голосом.
Аналогичная работа со звуками Ж и Ш с использованием сигнальных карточек. Затем – дифференциация свистящих звуков З-С и Ж-Ш в слогах:
- ЗА- ЗО- ЗУ- (высоким голосом);
- СА; СО; СУ… (низким голосом).
То же с шипящими звуками Ж и Ш.
Песня “Дедушка Мороз” В. Шаинского.
- Узнайте песню по музыкальному вступлению.
- Как мы будем исполнять песню? (Весело, легко, звонко).
(Указание - помнить о правильной артикуляции свистящих и шипящих звуков в тексте песни).
Куплет заучивается в медленном темпе, припев исполняется с хлопками в ритме.
Песня “Свищет вьюга” (болгарская детская песня) - повторение, закрепление. Исполняют группой и с солистами, сопровождая движениями, передавая озорной характер песни.
5. Слушание музыки - “Шарманка” Д.Шостакович.
(Указание - сесть удобно, слушать внимательно).
Дети слушают фрагмент знакомой музыки (фортепиано).
- Назовите автора и название знакомой музыки.
- Какая музыка по характеру? (Веселая, шутливая, игривая, озорная, танцевальная).
Краткая беседа и показ игрушки – шарманки. Затем повторное слушание с игрой на шумовых инструментах, создание ритмического ансамбля. И в заключение - прослушивание фрагмента музыки в оркестровом исполнении.
Дети узнают музыку, дают определение состава оркестра (симфонический оркестр) и называют четыре основные его группы (струнные, деревянные духовые, медные духовые, ударные инструменты).
6. Развитие координации движений и речи, мимики и мелкой моторики.
Детям предлагается отгадать загадку. Узнайте знакомое вам стихотворение по моей артикуляции.
Тише, мыши, тише, мыши, (без голоса, с выражением испуга)
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись,
И коту не попадись!
Дети прохлопывают на коленях метрический акцент стихотворения, отмечая четвертные доли, затем работают пальчиками (“колечки”); произносят одновременно текст. Продолжают работать в движении по кругу (игра “Кот и мыши”), передавая образные движения с соответствующей мимикой лица; четко и ясно произносят свистящие и шипящие звуки в речи.
7. В итоге занятия проводится упражнение для развития слухового внимания и памяти.
“Измени слово” с перекидыванием мяча (дифференциация в словах).
Может ли один звук изменить слово?
Замените в слове свистящий звонкий звук З на глухой - С.
- Зайка… (сайка);
- Коза… (коса).
Замените в слове шипящий звонкий звук Ж на глухой - Ш.
- Жаль… (шаль);
- Жарить… (шарить).
Краткий анализ деятельности учащихся и организованный выход.