В течение двух лет я преподаю элективный курс по географии «Города мира» (География мировой урбанистики), автор О.В. Крылова, для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки.
Данный курс, на мой взгляд, является особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по экономической, политической и социальной географии, а так же имеет существенное образовательное значение для учащихся разных профилей. Элективный курс расширяет содержание базового курса географии, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов (обществознания, экономики, истории).
Методика обучения элективным курсам развивает у учащихся навыки организации умственного труда и самообразования, дает возможность формирования исследовательского стиля мышления, пробуждает интерес к глубокому изучению предметных вопросов. Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенций.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации (статистический и фактический материалы, карты атласов, схемы, таблицы, ресурсы Интернет, мультимедиа диски и др.) Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или групповую) работу учащихся. Наиболее предпочтительной формой организации учебного процесса является сочетание лекций, практикумов и семинаров.
Принимая во внимание краткосрочность элективного курса «Города мира» (16 часов), на вводном организационном занятии учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его примерным содержанием и, самое главное, с формами, видами и планируемым объемом самостоятельных и творческих итоговых работ, которые им предстоит выполнить за данное время.
Одним из аспектов подготовки к преподаванию элективного курса «Города мира» является разработка критериев оценивания учебных работ учащихся, а также учет их участия в семинарских занятиях.
Для оценивания достижений учащихся по данному курсу используется система «зачет-незачет», согласно Положению об организации предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов МОУ СОШ №3 г. Ноябрьска (утверждено приказом по школе №906 от 30.12.06 г.).
Оптимальной формой итогового контроля знаний, умений, навыков по данному курсу, на мой взгляд, является творческая работа учащегося (как правило, в форме компьютерной презентации). Но, учащимся предоставляются возможности самоопределения и выбора: объекта изучения, форм и видов, темы и формы представления итоговой работы.
Применение мультимедийных средств обучения наиболее эффективна и целесообразна на занятиях курса по географии, т.к. одной из главных задач является получение яркого запоминающегося образа той или иной территории. Компьютерная презентация, как нельзя лучше, дополняет текст (рассказ, беседу, лекцию) визуальной информацией (иллюстрации, фотографии, таблицы, графики, диаграммы и др.)
Итоговая творческая работа в форме компьютерной презентации наиболее полно раскрывает творческие способности учащихся и приобщает их к созданию интеллектуальной продукции. Такая работа создает широкие возможности для развития многих компонентов личности: опыта творческой деятельности, рационального стиля мышления, эмоционального, теоретического и практического познания окружающего мира.
Что необходимо для создания компьютерной презентации?
Во-первых, соответствующая подготовка учителя (умение работать с ПК, знание программ Mikrosoft Power Point или Macromedia Flash).
Во-вторых, желание этим заниматься.
Технология проектной деятельности (творческий отчет) требует от учителя особой подготовки школьников, которая выражается:
- в постановке задачи (что нужно сделать);
- в способах решения данной задачи;
- сбор необходимых по данной теме материалов;
- непосредственное создание презентации с помощью соответствующей компьютерной программы;
- в требованиях к оформлению результата.
Работа по созданию презентации не обязательно индивидуальна, можно давать задания малым группам (2-3 человека), каждый из которых выполняет строго определенный этап работы.
По окончании элективного курса «Города мира (География мировой урбанистики)» проводится публичная защита проекта - презентации, осуществляются выступления, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы. Творческая работа ученика и итоговые результаты индивидуального рейтинга по итогам данного курса, могут быть включены в личный портфолио учащегося.