Урок–повторение по теме "Применение распределительного свойства умножения". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Счет и вычисление – основа порядка в голове
(И. Песталоцци)

Цели: формировать навыки применения распределительного свойства умножения при нахождении значений выражений, упрощении выражений, решении задач и уравнений; развивать элементы творческой деятельности учащихся, умение контролировать свои действия.

Инструменты: интерактивная доска, где заранее закачены приготовленные рисунки для работы на уроке, листы самоконтроля, листочки и копировальная бумага, учебники, тетради.

Ход урока

Перед началом урока на парты положить проверенные тетради; чистые листочки с копировальной бумагой для математического диктанта, буклеты <Приложение 1>. (В буклетах: план урока в виде маршрутного листа, записаны номера тренировочных упражнений, домашнего задания, дополнительные упражнения, алгоритм работы в парах, листы самоконтроля, тесты.)

I. Организационный момент

- Здравствуйте, садитесь.

II. Постановка цели

- Открываем тетради, записываем число, классная работа. (На доске <Рисунок 1>)

У нас сегодня урок-повторение по теме «Применение распределительного свойства умножения».

Мы с вами повторим распределительное свойство умножения, его математическую запись и закрепим это свойство при решении заданий.

- Сегодняшний наш урок – это урок-путешествие. Мы отравимся с вами на корабле от острова к острову. Пусть наше путешествие пройдет под девизом: «Счет и вычисление – основа порядка в голове». Каждое путешествие начинается с плана. У нас тоже есть карта, которой мы будем следовать. Посещать уже знакомые места.

(На доске карта путешествия <Рисунок 2>)

III. Взаимопроверка домашнего задания.

- Билетом на наш корабль будет служить верно выполненное домашнее задание.

На доске вы видите правильные ответы домашнего задания. Пожалуйста, поменяйтесь тетрадями с соседом и сравните результаты, полученные в ходе выполнения домашней работы. Правильный результат отметьте плюсом, неправильный – минусом.

- Время закончилось, верните тетради хозяевам. В лист самоконтроля выставите баллы за свое домашнее задание.

(На доске <Рисунок 3> Ученики сверяют, решенные дома задания, с ответами на доске и выставляют себе оценку в листы самоконтроля).

№ 569 (г)

Упростите и найдите значение выражения

г)

№ 570

Турист шел 3 ч со скоростью  км/ч и 3 ч со скоростью  км/ч. Сколько километров прошел турист за эти 6 ч?

 (км)

Ответ: за 6 часов турист прошел 27 километров

№ 576 (б)

Найдите значение выражения:

б)

Баллы <Рисунок 4>:

  • 3 балла – задание выполнено полностью и без ошибок
  • 2 балла – задание выполнено с одной ошибкой или не доделано 1 задание
  • 1 балл – задание выполнено с двумя ошибками или не доделано 2 задания

IV. Устный счет. На доске записаны цепочки <Рисунок 5>.

- Приближаемся к следующему острову нашего маршрута: УСТНЫЙ СЧЕТ. Здесь мы будем работать коллективно, а Света поможет мне: запишет результаты.

- Подсчитайте, какое число должно быть в рамке с вопросом:

Сказать кому какие баллы за устный счет. Пусть внесут их в лист самоконтроля. Каждый правильный ответ – 1 балл.

V. Математический диктант.

- Отправляемся дальше. Следующий остров: МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. Положили перед собой карточки с копировальной бумагой. Я диктую два раза.

Диктуется два раза. Пишут под копирку, оригинал сдается учителю, а копию проверяют: на интерактивной доске показаны правильные ответы <Рисунок 6>. Оценки выставляют сами себе в листы самоконтроля.

Вариант 1

  1. Найдите ноль целых три десятых от тридцати. (9)
  2. Найдите десять процентов от шести. (0,6)
  3. Найдите четыре девятых от восемнадцати. (8)
  4. Найдите квадрат трех восьмых.
  5. Сумму одной третьей и одной седьмой умножьте на двадцать один. (10)

Вариант 2

  1. Найдите ноль целых четыре десятых от сорока. (16)
  2. Найдите десять процентов от двух. (0,2)
  3. Найдите пять восьмых от двадцати четырех. (15)
  4. Найдите куб двух третьих.
  5. Сумму одной девятой и одной четвертой умножьте на тридцать шесть. (13)

- А теперь копию оставьте себе, а оригинал – положите на край стола.

Проверяем. На доске по вариантам записаны правильные ответы. Сверьте со своими, напротив правильного ответа поставьте плюс, а неправильного – минус.

Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Подсчитайте количество полученных вами баллов и внесите их в листы самоконтроля в строчке под пунктом три.

Баллы:

  • 5 баллов – задание выполнено полностью и без ошибок
  • 4 балла – задание выполнено с одной ошибкой
  • 3 балла – задание выполнено с двумя ошибками

VI. Тренировочные упражнения. Работа с учебником.

- Нас ждет следующий остров: ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. Работаем с учебником. Тот, кто самостоятельно правильно справиться с предложенными заданиями, сможет попробовать свои силы при решении дополнительных заданий. Номера тренировочных и дополнительных заданий записаны у вас в буклетах. Каждое правильно решенное самостоятельно задание оценивается в 1 балл.

№ 537 (и, к) (и – на доске и в тетрадях, к – комментирование, затем ответы сверяются)

Выполните умножение:

- Какое свойство нужно применить для решения этих примеров? (Распределительное свойство умножения относительно сложения)

и)

<Рисунок 7> к)

№ 540 (г) (г – на доске и в тетрадях)

Решите уравнение:

г)

№ 543 (работа в парах)

- Это задание вы будете выполнить в парах. В буклетах написан алгоритм решения задачи, следуя которому нужно решить эту задачу.

Алгоритм работы в парах <Рисунок 8>

  1. Прочитайте задачу
  2. Что известно?
  3. Что надо найти?
  4. Как найти площадь комнаты?
  5. Как узнать, на сколько площадь одной комнаты меньше площади другой?
  6. Запишите решение задачи
  7. Сверьте свои решения и исправьте ошибки

Квартира состоит из двух комнат. Длина большей комнаты , а ширина 4 м. Длина меньшей комнаты 4 м, а ширина  м. На сколько площадь одной комнаты меньше площади другой?

1)  (м2) – площадь большей комнаты

2) (м2) – площадь меньшей комнаты

3) (м2) – разница

№ 549 (г) (г – самостоятельно) <Рисунок 9>

Выполните действия (расставив порядок вычисления):

г)

VII. Дополнительные задания

1. Разместите на трех грузовиках 7 полных бочек, 7 бочек наполненных на половину, и 7 пустых бочек, так, чтобы на всех грузовиках был одинаковый по массе груз.

На первый грузовик поместить 3 полных бочки, 1 наполненную наполовину, 3 пустых бочки; на второй грузовик – 3 полных, 1 наполненную на половину и 3 пустых бочки; на третий грузовик – 1 полную, 5 наполненных на половину, 1 пустую

2. Парусник отправляется в плавание в понедельник в полдень. Плавание будет продолжаться 100 часов. Назовите день и час его возвращения в порт.

В сутках 24 часа, поэтому 100 ч = 4 ∙ 24 ч + 4 ч=4 сут + 4 ч. Поэтому парусник вернется в пятницу в 16 ч.

3. Чашка и блюдце вместе стоят 25 рублей, а 4 чашки и 3 блюдца стоят 88 рублей. Найдите цену чашки и цену блюдца.

Одна чашка и одно блюдце вместе стоят 25 рублей, поэтому 4 чашки и 4 блюдца будут стоить 100 рублей. Так как по условию задачи 4 чашки и 3 блюдца стоят 88 рублей, то одно блюдце стоит 12 рублей. Тогда одна чашка будет стоить (25-12) рублей = 13 рублей.

VIII. Физкультминутка. «Истинно – ложно». <Рисунок 2>

- А теперь, ребята, давайте прервемся от выполнения наших заданий и немного разомнемся. Вы должны встать и слушать меня внимательно. Я задаю вопросы, если ответ утвердительный, то вы поднимаете руки вверх, если отрицательный, то вы должны наклониться вниз и дотянуться кончиками своих пальцев до носков. После каждого вопроса нужно вернуться в исходное положение.

Итак, начнем:

  1. Один является составным числом. (Нет)
  2. Если число оканчивается цифрой 5, то оно делиться на 5. (Да)
  3. Четное число всегда делится на 2. (Да)
  4. Если число оканчивается цифрой 3, то оно делится на 3. (Нет)
  5. Смешанное число имеет целую и дробную части. (Да)
  6. Дробь называют несократимой, если числитель и знаменатель этой дроби являются взаимно простыми числами. (Да)

XIX. Тест

- Итак, наш путь к следующему острову – ТЕСТ. Изучите предложенные в буклетах задания теста, отметьте правильный вариант ручкой. По окончании теста правильные ответы будут на доске. За каждый правильный ответ добавьте себе 1 балл. Результат отметьте в листе самоконтроля. Сколько плюсов – столько баллов.

Тест. Вариант 1 

1. В бочонке  кг меда. Сколько меда в 6 бочонках?
а)
б)
в)  
г) другой ответ

2. Какое из чисел больше остальных?
а) 23% от 14
б) 17% от 17,19
в) 50% от 5,95
г) 20% от 18,3

3. Какое из чисел меньше остальных?
а) 20% от 14
б) 50% от 2,3
в) 17% от 5,96
г) 23% от 17,9

Тест. Вариант 2

1. В автомобиль вмещается  т груза. Сколько груза перевезут за раз в 8 таких же автомобилей?
а)  
б)  
в)  
г) другой ответ

2. Какое из чисел больше остальных?
а) 20% от 55,2
б) 12% от 36,84
в) 35% от 42,4
г) 70% от 18,55

3. Какое из чисел меньше остальных?
а) 10% от 82,6
б) 40% от 59,5
в) 25% от 23,14
г) 16% от 47,4

Вариант 1. 1-а; 2-г; 3-в

Вариант 2. 1-б; 2-в; 3-в

- Проверяем правильность выполнения <Рисунок 10>

X. Домашнее задание

- Путешествие подходит к концу, нас ждет последний остров. Перепишите номера домашнего задания из буклета. <Рисунок 11>

- Откройте эти номера, посмотрите.

- Похожие задания мы решали сегодня в течение урока.

№ 568 (д)

Найдите значение выражения:

д)

№ 571

В первом ящике  кг сахара, а во втором в 2 раза больше. Сколько сахара будет во втором ящике, если в него положить еще  кг?

1)  (кг) – было во втором ящике

2)  (кг) - будет

№ 572

Олег решал уравнение в течение  ч. Задачу он решал на  ч дольше, чем уравнение. Сколько времени Олег решал уравнение и задачу?

1)  (ч) – потратил на задачу

2)  (ч) – решал уравнение и задачу

XI. Итог урока <Рисунок 12>

- Достигнув конечной точки нашего маршрута, давайте подведем итоги, на сколько успешно мы разрешили встретившиеся на нашем пути задания. Кто с чем пришел к финишу? Вы можете выставить себе оценки за урок в листе самоконтроля с учетом полученных вами баллов.

13-15 балла – оценка «5»

11-12 баллов – оценка «4»

9-10 баллов – оценка «3»

- Поднимите руки, кто получил «пятерки»? «Четверки»?

XII. Рефлексия <Рисунок 2>

- Какое у вас было сегодня настроение, я узнаю по улыбке смайлика

Дорисовать смайлик: радостный, равнодушный, грустный.

Приложение