Счет и вычисление – основа порядка в голове
(И. Песталоцци)
Цели: формировать навыки применения распределительного свойства умножения при нахождении значений выражений, упрощении выражений, решении задач и уравнений; развивать элементы творческой деятельности учащихся, умение контролировать свои действия.
Инструменты: интерактивная доска, где заранее закачены приготовленные рисунки для работы на уроке, листы самоконтроля, листочки и копировальная бумага, учебники, тетради.
Ход урока
Перед началом урока на парты положить проверенные тетради; чистые листочки с копировальной бумагой для математического диктанта, буклеты <Приложение 1>. (В буклетах: план урока в виде маршрутного листа, записаны номера тренировочных упражнений, домашнего задания, дополнительные упражнения, алгоритм работы в парах, листы самоконтроля, тесты.)
I. Организационный момент
- Здравствуйте, садитесь.
II. Постановка цели
- Открываем тетради, записываем число, классная работа. (На доске <Рисунок 1>)
У нас сегодня урок-повторение по теме «Применение распределительного свойства умножения».
Мы с вами повторим распределительное свойство умножения, его математическую запись и закрепим это свойство при решении заданий.
- Сегодняшний наш урок – это урок-путешествие. Мы отравимся с вами на корабле от острова к острову. Пусть наше путешествие пройдет под девизом: «Счет и вычисление – основа порядка в голове». Каждое путешествие начинается с плана. У нас тоже есть карта, которой мы будем следовать. Посещать уже знакомые места.
(На доске карта путешествия <Рисунок 2>)
III. Взаимопроверка домашнего задания.
- Билетом на наш корабль будет служить верно выполненное домашнее задание.
На доске вы видите правильные ответы домашнего задания. Пожалуйста, поменяйтесь тетрадями с соседом и сравните результаты, полученные в ходе выполнения домашней работы. Правильный результат отметьте плюсом, неправильный – минусом.
- Время закончилось, верните тетради хозяевам. В лист самоконтроля выставите баллы за свое домашнее задание.
(На доске <Рисунок 3> Ученики сверяют, решенные дома задания, с ответами на доске и выставляют себе оценку в листы самоконтроля).
№ 569 (г)
Упростите и найдите значение выражения
г)
№ 570
Турист шел 3 ч со скоростью км/ч и 3 ч со скоростью км/ч. Сколько километров прошел турист за эти 6 ч?
(км)
Ответ: за 6 часов турист прошел 27 километров
№ 576 (б)
Найдите значение выражения:
б)
Баллы <Рисунок 4>:
- 3 балла – задание выполнено полностью и без ошибок
- 2 балла – задание выполнено с одной ошибкой или не доделано 1 задание
- 1 балл – задание выполнено с двумя ошибками или не доделано 2 задания
IV. Устный счет. На доске записаны цепочки <Рисунок 5>.
- Приближаемся к следующему острову нашего маршрута: УСТНЫЙ СЧЕТ. Здесь мы будем работать коллективно, а Света поможет мне: запишет результаты.
- Подсчитайте, какое число должно быть в рамке с вопросом:
Сказать кому какие баллы за устный счет. Пусть внесут их в лист самоконтроля. Каждый правильный ответ – 1 балл.
V. Математический диктант.
- Отправляемся дальше. Следующий остров: МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. Положили перед собой карточки с копировальной бумагой. Я диктую два раза.
Диктуется два раза. Пишут под копирку, оригинал сдается учителю, а копию проверяют: на интерактивной доске показаны правильные ответы <Рисунок 6>. Оценки выставляют сами себе в листы самоконтроля.
Вариант 1
|
Вариант 2
|
- А теперь копию оставьте себе, а оригинал – положите на край стола.
Проверяем. На доске по вариантам записаны правильные ответы. Сверьте со своими, напротив правильного ответа поставьте плюс, а неправильного – минус.
Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Подсчитайте количество полученных вами баллов и внесите их в листы самоконтроля в строчке под пунктом три.
Баллы:
- 5 баллов – задание выполнено полностью и без ошибок
- 4 балла – задание выполнено с одной ошибкой
- 3 балла – задание выполнено с двумя ошибками
VI. Тренировочные упражнения. Работа с учебником.
- Нас ждет следующий остров: ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. Работаем с учебником. Тот, кто самостоятельно правильно справиться с предложенными заданиями, сможет попробовать свои силы при решении дополнительных заданий. Номера тренировочных и дополнительных заданий записаны у вас в буклетах. Каждое правильно решенное самостоятельно задание оценивается в 1 балл.
№ 537 (и, к) (и – на доске и в тетрадях, к – комментирование, затем ответы сверяются)
Выполните умножение:
- Какое свойство нужно применить для решения этих примеров? (Распределительное свойство умножения относительно сложения)
и)
<Рисунок 7> к)
№ 540 (г) (г – на доске и в тетрадях)
Решите уравнение:
г)
№ 543 (работа в парах)
- Это задание вы будете выполнить в парах. В буклетах написан алгоритм решения задачи, следуя которому нужно решить эту задачу.
Алгоритм работы в парах <Рисунок 8>
- Прочитайте задачу
- Что известно?
- Что надо найти?
- Как найти площадь комнаты?
- Как узнать, на сколько площадь одной комнаты меньше площади другой?
- Запишите решение задачи
- Сверьте свои решения и исправьте ошибки
Квартира состоит из двух комнат. Длина большей комнаты , а ширина 4 м. Длина меньшей комнаты 4 м, а ширина м. На сколько площадь одной комнаты меньше площади другой?
1) (м2) – площадь большей комнаты
2) (м2) – площадь меньшей комнаты
3) (м2) – разница
№ 549 (г) (г – самостоятельно) <Рисунок 9>
Выполните действия (расставив порядок вычисления):
г)
VII. Дополнительные задания
1. Разместите на трех грузовиках 7 полных бочек, 7 бочек наполненных на половину, и 7 пустых бочек, так, чтобы на всех грузовиках был одинаковый по массе груз.
На первый грузовик поместить 3 полных бочки, 1 наполненную наполовину, 3 пустых бочки; на второй грузовик – 3 полных, 1 наполненную на половину и 3 пустых бочки; на третий грузовик – 1 полную, 5 наполненных на половину, 1 пустую
2. Парусник отправляется в плавание в понедельник в полдень. Плавание будет продолжаться 100 часов. Назовите день и час его возвращения в порт.
В сутках 24 часа, поэтому 100 ч = 4 ∙ 24 ч + 4 ч=4 сут + 4 ч. Поэтому парусник вернется в пятницу в 16 ч.
3. Чашка и блюдце вместе стоят 25 рублей, а 4 чашки и 3 блюдца стоят 88 рублей. Найдите цену чашки и цену блюдца.
Одна чашка и одно блюдце вместе стоят 25 рублей, поэтому 4 чашки и 4 блюдца будут стоить 100 рублей. Так как по условию задачи 4 чашки и 3 блюдца стоят 88 рублей, то одно блюдце стоит 12 рублей. Тогда одна чашка будет стоить (25-12) рублей = 13 рублей.
VIII. Физкультминутка. «Истинно – ложно». <Рисунок 2>
- А теперь, ребята, давайте прервемся от выполнения наших заданий и немного разомнемся. Вы должны встать и слушать меня внимательно. Я задаю вопросы, если ответ утвердительный, то вы поднимаете руки вверх, если отрицательный, то вы должны наклониться вниз и дотянуться кончиками своих пальцев до носков. После каждого вопроса нужно вернуться в исходное положение.
Итак, начнем:
- Один является составным числом. (Нет)
- Если число оканчивается цифрой 5, то оно делиться на 5. (Да)
- Четное число всегда делится на 2. (Да)
- Если число оканчивается цифрой 3, то оно делится на 3. (Нет)
- Смешанное число имеет целую и дробную части. (Да)
- Дробь называют несократимой, если числитель и знаменатель этой дроби являются взаимно простыми числами. (Да)
XIX. Тест
- Итак, наш путь к следующему острову – ТЕСТ. Изучите предложенные в буклетах задания теста, отметьте правильный вариант ручкой. По окончании теста правильные ответы будут на доске. За каждый правильный ответ добавьте себе 1 балл. Результат отметьте в листе самоконтроля. Сколько плюсов – столько баллов.
Тест. Вариант 1 1. В бочонке кг меда. Сколько меда в 6 бочонках? 2. Какое из чисел больше остальных? 3. Какое из чисел меньше остальных? |
Тест. Вариант 2 1. В автомобиль вмещается т груза. Сколько груза перевезут за раз в 8 таких же автомобилей? 2. Какое из чисел больше остальных? 3. Какое из чисел меньше остальных? |
Вариант 1. 1-а; 2-г; 3-в
Вариант 2. 1-б; 2-в; 3-в
- Проверяем правильность выполнения <Рисунок 10>
X. Домашнее задание
- Путешествие подходит к концу, нас ждет последний остров. Перепишите номера домашнего задания из буклета. <Рисунок 11>
- Откройте эти номера, посмотрите.
- Похожие задания мы решали сегодня в течение урока.
№ 568 (д)
Найдите значение выражения:
д)
№ 571
В первом ящике кг сахара, а во втором в 2 раза больше. Сколько сахара будет во втором ящике, если в него положить еще кг?
1) (кг) – было во втором ящике
2) (кг) - будет
№ 572
Олег решал уравнение в течение ч. Задачу он решал на ч дольше, чем уравнение. Сколько времени Олег решал уравнение и задачу?
1) (ч) – потратил на задачу
2) (ч) – решал уравнение и задачу
XI. Итог урока <Рисунок 12>
- Достигнув конечной точки нашего маршрута, давайте подведем итоги, на сколько успешно мы разрешили встретившиеся на нашем пути задания. Кто с чем пришел к финишу? Вы можете выставить себе оценки за урок в листе самоконтроля с учетом полученных вами баллов.
13-15 балла – оценка «5»
11-12 баллов – оценка «4»
9-10 баллов – оценка «3»
- Поднимите руки, кто получил «пятерки»? «Четверки»?
XII. Рефлексия <Рисунок 2>
- Какое у вас было сегодня настроение, я узнаю по улыбке смайлика
Дорисовать смайлик: радостный, равнодушный, грустный.