Цели:
- Учить отличать одну временную форму от другой по вопросу.
- Развивать умение задавать вопросы, делать выводы, мышление.
- Воспитывать культуру общения.
Оборудование: таблица «ЭИЗ», временные вопросы, названия времени глаголов, таблица «Изменения глаголов», эмблема «хорошо-плохо».
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня вы будите учеными. Откроете еще одну тайну русского языка.
II. Минутка чистописания.
ло ог га ал лг
- Внимательно посмотрите. Какую закономерность увидели?
- Какое сочетание лишнее? Почему?
- Запишите.
- Кто заметил, какое слово спряталось? (прием «наоборот»)
III. Постановка учебной цели.
- О какой части речи будем говорить?
- Пользуясь таблицей, угадайте вопросы по ответам. (модель «ЭИЗ»)
объект |
имя |
значение |
глагол |
? |
Что делать? Что сделать? |
|
Действие, движение |
|
|
Число, род |
|
|
Число, лицо |
- Как вы думаете, все ли мы узнали о глаголе?
- Сегодня узнаем, как еще изменяется глагол.
IV. Изучение нового материала.
1. Постановка проблемы. (задачник, упр. 238, с.10)
- Выписать глаголы.
(Делаешь, делал, буду делать, выйдешь, выйду)
- Что можете сказать о 2-х последних глаголах?
- Какие местоимения можно подставить?
- Определите число и лицо.
- Что можете сказать о 3-х первых глаголах?
- !?
2. Знакомство с изменением глаголов по временам. (системный оператор)
- Коротко ответь и запиши. (читать, писать)
Что делал? |
Что делаешь? |
Что будешь делать? |
прош. в. |
наст. в. |
буд. в. |
Читал |
читаю |
буду читать |
Писал |
пишу |
буду писать |
- Какие глаголы говорят о действиях, происходящих сейчас, в момент разговора?
- Какое время обозначают? (карточку на доску)
- Какие глаголы говорят, что действия уже произошли, до начала разговора?
- Какое время обозначают? (карточку на доску)
- Какие глаголы говорят, что действия только еще будут совершаться, после разговора?
- Какое время обозначают? (карточку на доску)
3. Вывод: (учебник с. 81)
Физкультурная пауза:
глаголы наст. в. – руки вверх
глаголы прош. в. – руки за голову
глаголы буд.в. – руки вперед
Рисуют, рубили, будут спать, желтели, будут летать, прыгает, вышивала, буду звонить, благодарю.
V. Первичное закрепление.
1. Загадка:
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам-
Скажешь здесь, а слышно там. (телефон)
- Выписать глаголы, определить время.
2. Правила разговора по телефону.
- Здороваться
- Представляться
- После 10 часов утра и до 10 часов вечера.
- Не отвлекать от дел.
3. Игра «Хорошо-плохо» (по командам). (Приложение)
ХОРОШО |
ПЛОХО |
Общение |
Частые звонки |
Помощь |
Трата денег |
Найти человека |
Длительность разговора |
Т.д. |
Т.д. |
4. Игра «Мои друзья»
- Запишите любой глагол.
- Поднимите руки, у кого глагол наст.в., буд.в., прош.в., ед.ч. м.р., ед.ч. ж.р., мн.ч.
VI. Итог: Как изменяются глаголы? (таблица)
VII. Домашнее задание: 5 глаголов из орфографического словаря записать в разных временах.