Программа "Интегрированная система коррекционно–развивающих занятий с дошкольниками с ЗПР в условиях детского дома"

Разделы: Работа с дошкольниками


Начало обучения детей в нашей стране определено с семилетнего возраста. При поступлении в школу выявляются такие дети, которые не готовы приступить к обучению из-за, казалось бы, незначительного отклонения в развитии, то есть из-за задержки психического развития самой разнообразной природы.

Дети с задержкой психического развития имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, способны принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания. Это является основой, на которую возможно опереться в коррекционно-развивающей работе и выстраивать методику занятий с учетом специфики познавательной, личностной и эмоциональной сфер данной категории детей.

Очень актуально как можно раньше начать работу с такими детьми, обеспечить их нормальное развитие, исправить возникшие отклонения, так как именно в раннем возрасте происходит фактическое формирование личности ребенка. И чем раньше начинает осуществляться работа с детьми, тем она эффективнее Особенно это актуально для нас, сотрудников дошкольного детского дома.

Также из собственного опыта работы мы сделали вывод, что полноценная адаптация, коррекция и развитие детей с ЗПР возможны лишь при комплексной работе ряда специалистов дошкольного учреждения. В этом случае воспитатель является связующим звеном специалистов разного профиля, которые передают ему рекомендации по работе с каждым конкретным ребенком. Но, как правило, рекомендации специалистов объемны и несогласованны между собой, часто они отрабатывают одну проблему с разных сторон, не предоставляя воспитателю и ребенку возможности объединить полученные навыки в деятельности. Поэтому у воспитателя не формируется целостный взгляд на проводимую коррекционно-развивающую работу, не в полной мере достигается нужный результат. Работа в этом направлении, конечно, ведется, например: в виде единого тематического планирования, работы консилиумов, вырабатываются образовательные маршруты для детей. Но этого недостаточно.

Одним из возможных вариантов выхода из сложившейся ситуации мы считаем не только простое взаимодействие специалистов, но и проведение совместных занятий, а также составление комплексных рекомендаций.

Проведение интегрированных занятий группой специалистов дает нам возможность супервизии, то есть возможность отслеживать со стороны ход занятия, а именно: профессионализм педагога, поведение детей, степень их активности, заинтересованности, причин успешности или неуспешности, самочувствие и анализ психического состояния каждого ребенка во время занятия.

Это позволяет нам корректировать программное содержание последующих занятий, определять стратегию работы с конкретным ребенком в группе и индивидуально, отслеживать динамику развития всех детей.

Во всем вышеперечисленном заключается актуальность данной программы.

В основе работы с детьми по данной программе лежит концепция психологического возраста как этапа развития ребенка, имеющего свою структуру и динамику, научное положение А.В. Запорожца об амплификации (обогащении) детского развития, взаимосвязи всех его сторон; а также психологическая помощь, которая обеспечивает необходимое ощущение психологической защищенности каждому ребенку в отдельности и группе детей в целом; предполагает особое внимание к личностным проблемам ребенка, так как успех дошкольного обучения зависит от эмоционального благополучия ребенка.

Основная цель – формирование разносторонне развитой личности, универсальных, в том числе творческих способностей, их развитие до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребенка; сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

Данная система занятий предназначена для работы с детьми с 3хлетнего возраста и до школы, построена на идее преемственности и предусматривает создание целостного интегрированного подхода в коррекционно-воспитательной работе, что способствует решению комплекса психологических, дидактических, логопедических, воспитательных задач.

Преемственность предполагает поэтапное усложнение поставленных задач в соответствии с развитием практического опыта детей, обязательного индивидуального подхода к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей. Усложнение заданий происходит постепенно.

Речевое развитие рассматривается здесь как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития – мышления, воображения, памяти, эмоций, навыков общения детей друг с другом и со взрослыми.

Воспитательное воздействие оказывают на детей сами занятия, беседы, литературный материал, дидактические средства.

Большинство занятий построено по тематическому принципу.

Система занятий является естественным продолжением игровой деятельности детей, благодаря чему решение поставленных задач осуществляется без перегрузки и напряжения, так как игровая форма занятий наиболее доступна и эффективна в дошкольном возрасте вообще и с воспитанниками детского дома в частности. Используются разнообразные игры: дидактические, подвижные, театрализованные; игровые упражнения; игры с правилами, элементы сюжетно-ролевых игр; используются сказочные персонажи.

В работе с детьми используются здоровьесберегающие технологии: игротерапия, дыхательная и пальчиковая гимнастики, кинезиологические упражнения, динамические паузы, логоритмические упражнения, элементы психотерапии, арттерапии, релаксационные техники, психогимнастика.

Все это стимулирует активность детей к познавательной, речевой и другим формам деятельности.

Детские работы, полученные в результате продуктивной деятельности на занятиях, используются в оформлении кабинета, группы, детского дома, что тоже имеет большое воспитательное значение.

Занятия состоят из трех частей и длятся от 20 до 40 минут; проводятся два раза в неделю.

Все игры и упражнения подобраны таким образом, что по своей сложности они доступны для выполнения детьми определенной возрастной группы. Новый материал вносится постепенно (10-15% заданий обновляются, а 85-90 % остаются старыми, хорошо усвоенными). Каждое занятие сопровождается соответствующей, специально подобранной музыкой, что, по нашему мнению, усиливает желание детей более активно, более эмоционально участвовать в занятиях.

Занятия проходят в оборудованном кабинете, где создана и поддерживается атмосфера раскованности, психологического комфорта, достаточно места для размещения детей, подвижных игр, продуктивной деятельности и творчества.

Структура занятий

Подготовительная часть составляет 5-7 минут: сюда входят упражнения, подготавливающие организм детей к основной двигательной, умственной и речевой нагрузке: различные виды ходьбы и бега; дыхательные упражнения (правильное дыхание оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия, успокаивает и концентрирует внимание); упражнения-ритуалы: приветствие и игры на сплочение.

Основная часть длится 15 минут и включает упражнения для решения основных задач занятия.

Заключительная часть длится 5-7 минут, включает продуктивную деятельность по теме занятия, упражнения на расслабление и рефлексию.

Психотерапевтический эффект занятий предполагает воспитание доверия детей к взрослым, стремление к контакту с ними; интерес к проводимым занятиям; а также смягчение психологических травм; снижение эмоциональной напряженности, деструктивных форм поведения, в том числе негативизма, агрессивности, тревожности, расторможенности; психологический комфорт и позитивные чувства.

Развивающий эффект занятий предполагает проявление интереса к занятиям и желания

эти занятия продолжать; развитие творческого потенциала детей; способности выражать свои чувства словами и осознавать их; развитие психических процессов у детей.

Воспитательный эффект предполагает сохранение и укрепление здоровья детей; познание себя и окружающего мира; формирование нравственных начал, эмоционально-волевых качеств, социального поведения.

Из опыта работы мы знаем, что для развития детей, воспитывающихся в условиях депривации, одних занятий по данной программе недостаточно, все знания, полученные детьми на занятиях должны переходить в практический опыт (что легко решается при воспитании в семье). Эту проблему в условиях детского дома мы решали постоянным общением с внешним миром, а именно: прогулки на природу, по городу, экскурсии в музеи, на выставки, работа с библиотеками, различными детскими центрами, детскими садами, школами, общение с разными людьми в различных ситуациях и т.п.

Данная программа интегрированных занятий с детьми была апробирована в специальном (коррекционном) дошкольном детском доме №1 г. Томска с группой детей, начиная с 3х летнего возраста в течение 4 лет. В группе воспитывалось 12 детей.

При поступлении в группу все дети имели задержку психического развития разной степени тяжести и массу сопутствующих соматических и иных заболеваний. 4 ребенка из группы - инвалиды детства (ДЦП; гидроцефалия, множественные многокамерные кисты головного мозга; хроническое заболевание ЖКТ; синдром Виллибранда). У всех без исключения детей отмечалось системное недоразвитие речи.

Подобная форма работы по нашей программе дала нам возможность решить следующие проблемы:

  • сокращение нагрузки во время занятий не только по времени, но и в психо - эмоциональном аспекте;
  • перенос навыка из учебной ситуации в практическую деятельность;
  • нехватка двигательной активности на занятии;
  • возможность переведения знаний и умений, полученных на индивидуальных занятиях в навык коллективной работы; накопление жизненного опыта; получение опыта положительного эмоционального общения со сверстниками, взрослыми; умение не теряться в незнакомой ситуации;
  • развитие коммуникативной готовности к школе; осознание ребенком специфики позиции школьника, формирование адекватного представления о школьной жизни у старших дошкольников, формирование учебной мотивации;

Практический результат: в апреле 2008 г областная МПК определила 9 детям из 11 выпускников группы обучение по программе общеобразовательной школы, 2 – обучение по программе коррекционного класса общеобразовательной школы.

Границы применения программы:

  • Специальные (коррекционные) дошкольные образовательные учреждения;
  • Дошкольные образовательные учреждения общего типа;
  • Детские учреждения дополнительного образования;
  • Начальные классы общеобразовательных школ;

Занятие «Наши игрушки» (средняя группа)

Цель: развивать правильное дыхание; грамматически правильную речь; память, внимание, восприятие, воображение; мелкую и общую моторику; коммуникативные навыки;

Оборудование: игрушки по количеству детей и взрослых, конверты с разрезными картинками игрушек, зонт; фланелеграфы, цветные нитки;

Ход занятия:

Подготовительная часть

Ритмическая разминка

Занятие начинаются с ритмической разминки: дети под музыку входят в кабинет друг за другом. Со сменой характера музыки меняются движения: ходьба; легкий бег; ходьба; ходьба на носках, руки вверх; ходьба; ходьба на пятках, руки на поясе; ходьба; легкий бег; ходьба.

Упражнение-приветствие «Здравствуй, небо голубое!»

- Здравствуй, небо голубое! (руки вверх, тянутся на носочках)
- Здравствуй, солнце золотое! (руки через стороны вверх, соединить над головой)
- Здравствуй, легкий ветерок! (руки и кисти над головой влево и вправо)
- Здравствуй, маленький дубок! (предплечья вместе, кисти и пальцы врозь)
- Мы живем в родном краю, (взяться за руки, поднять их вверх)
- Я вас всех приветствую! (хлопки в ладоши).

Дыхательная гимнастика

Педагог обращает внимание детей на то, что к ним в гости пришли разные игрушки. Дети подходят к ним, рассматривают их, называют. Педагог спрашивает:

 - Про кого из этих игрушек можно сказать «моя»? (кукла, мышка, кошка).

 - Про кого из этих игрушек можно сказать «мой»? (заяц, мишка, волк). Дети отвечают. Педагог предлагает детям взять в руки игрушки и назвать их ласково: заяц – заинька; кукла – куколка и так далее, затем предлагает детям покачать игрушки на животиках – диафрагмальное дыхание лежа. Далее педагог просит детей посадить игрушки и показать, как они умеют дышать сидя и стоя – выполняют ряд дыхательных упражнений.

Основная часть

Игра «Это я – узнай меня!»

Дети сидят на ковре. Один ребенок поворачивается к ним спиной. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине и говорят: «Это я! Узнай меня!» Ребенок должен угадать, кто его погладил. Дети могут говорить измененными голосами.

Дидактическая игра «Кто ушел? Кого не стало?»

Педагог говорит детям, что игрушки хотят поиграть с детьми. Дети должны будут закрыть глаза, а игрушки в это время будут прятаться. Дети, открыв глаза, должны будут угадать, кто из игрушек ушел, кого не стало. При этом дети должны правильно отвечать: ушел зайчик, не стало зайчика.

Педагог говорит, что нужно поблагодарить игрушки за то, что они так хорошо играли с нами, обычно, когда кого-то благодарят, то хлопают в ладоши. И мы сейчас с вами будем хлопать. Мы будем благодарить каждую игрушку, отхлопывая ее название (дети отхлопывают названия игрушек по очереди) ку-кла, зай-ка и так далее.

Пальчиковое упражнение «Игрушки»

Педагог говорит, что игрушки хотят посмотреть, как дети могут играть пальчиками.

- На большом диване в ряд игрушки новые сидят: (кулачок – ладошка)
- Кукла, мышка и котенок, грустный зайка, медвежонок. (зажимать в кулачок по одному пальцу левой руки правой рукой).
- Раз, два, три, четыре, пять, (разжимать по одному пальцу на той же руке)
- Помогите нам скореевсе игрушки сосчитать (кулачок – ладошка).

Упражнение с разрезными картинками

Игрушки дарят детям конверты, в которых разрезные картинки игрушек, выкладывают их на полу. Дети берут половинки, находят вторую половину и образуют пары.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Педагог обращает внимание детей на то, что игрушки загрустили, сидя на своих стульчиках. «Давайте поиграем с ними, возьмем их в руки. Слушайте внимательно музыку: если она будет веселой, это значит, что на улице солнечная, радостная погода, и мы с игрушками будем гулять и веселиться. Но вот набежала тучка, спрятала солнце, начинает капать дождь, музыка изменится, и вы должны быстро спрятаться под зонтиком».

Заключительная часть

Психогимнастика «Сломанная кукла»

Педагог говорит детям, что иногда игрушки ломаются, если с ними играть неаккуратно. Внутри куклы есть веревочка, которая соединяет туловище, руки, ноги и голову. Если она порвется, то все ее части начинают болтаться. Давайте представим, что мы куклы и внутри нас порвалась веревочка: шея наша ослабла, голова опустилась, плечи ослабли и опустились, согнулась спина, повисли руки, согнулись ноги. С ними никто из детей не хочет играть. Вот такими некрасивыми куклами стали и мы. Давайте потрясем всеми сломанными частями, соберем все части тела, закрепим веревочку, осторожно соединим голову и шею, выпрямим их, расправим плечи, закрепим руки, подышим ровно, глубоко, выпрямим туловище, выпрямим ноги. Все! Куклу мы починили сами, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть. А теперь давайте превратимся из кукол в ребят. Куклами быть хорошо, а ребятами лучше. Педагог дотрагивается до каждого ребенка.

Этюд «Мы молодцы!»

Педагог говорит, что мы теперь снова стали ребятишками, ребятишками умелыми, которые помогли куклам, отремонтировали их. Покажите, какие мы молодцы: - погладьте себя по голове, по груди; - погладьте себя по кистям рук; - покажите большим пальцем вытянутой правой руки, левой руки, пальцами обеих рук; - похлопайте себе в ладоши, потрите ладошки от удовольствия. Вот какие мы ловкие, умелые! Молодцы!

Продуктивная деятельность: аппликация нитками «Солнце»

Дети, каждый на своем фланелеграфе, выкладывают цветными нитками солнышко.

Занятие «Овощи» (старшая группа) 

Цель: формировать навыки связной речи; развивать все виды внимания; памяти; воображение; мышление; мелкую и общую моторику; произвольную сферу; навыки общения;

Оборудование: картинки с изображением овощей; корзина с овощами; обруч; бумажные кастрюли; контуры овощей в альбомах; карандаши;

Подготовительная часть

Ритмическая разминка

Упражнение – приветствие «Все здесь»

Дети и педагог встают в круг. Сначала показывает и говорит педагог, затем хором дети и выполняют показанные движения. Поднимают руки вверх, пальцы вместе, руки над головой образуют полукруг: - С добрым утром, солнце! Мы тебе рады! - Все мы проснулись, за руки взялись! (руки медленно опускаются вниз, дети берутся за руки). Педагог, обращая взгляд поочередно к каждому ребенку, говорит: - И Валя здесь! И Сережа здесь! (Называет всех детей группы, дети повторяют за педагогом): - И Валя здесь! И Сережа здесь! Затем педагог говорит «Все здесь!»(Дети встают на цыпочки, подняв сцепленные руки вверх, и хором говорят): «Все здесь!»

Игра на сплочение «Спина к спине»

Дети разбиваются на пары и по команде педагога прикасаются называемыми частями тела друг к другу. Например: спина к спине; нос к носу; ушко к ушку и так далее.

Основная часть

Беседа об осени

Педагог предлагает детям подойти к окну и посмотреть на улицу. Педагог задает вопросы.

«Какое сейчас время года?», «Почему вы так считаете?», «Что еще бывает осенью?»

«Какие слова можно подобрать к слову «осень»? «Дождливая. Почему? », «Холодная. Почему?», «Золотая. Почему?» «А можно про осень сказать, что она богатая? Почему?»

Упражнение «Назови овощ»

Педагог показывает детям корзину с настоящими овощами, «Посмотрите, что подарила, принесла нам осень», вынимает из корзины по одному овощу, показывает детям. Дети называют овощи индивидуально и хором. Педагог: «Как назвать все это одним словом? Почему это овощи?» Затем дети по очереди берут в руки по одному овощу, называют его и описывают двумя-тремя словами: «У меня помидор, он круглый и красный».

Упражнение «Не ошибись»

Корзина убирается. Дети подходят к магнитной доске, на которой закреплены предметные картинки тех же овощей, что и в корзине, но добавлены другие картинки овощей. Педагог задает вопрос: «Каких овощей не было в корзине?»

Игра «Овощной оркестр»

Педагог говорит детям, что приготовила для них сюрприз, но для этого они должны отгадать загадки (все загадки об овощах). По мере того, как дети отгадывают загадки, педагог показывает картинки и предлагает хлопками в ладошки определить количество частей в каждом слове: лук – одна часть;горох – две; капуста – три. Затем педагог предлагает детям поиграть в новую игру «Оркестр». Дети определяются, кто какой овощ будет изображать. Дети - это овощи–музыканты. Педагог – дирижер, на какой овощ он показывает, те музыканты и играют (хлопают в ладоши). Затем всем детям педагог раздает флакончики. Каждый из музыкантов – овощей дует в него столько раз, сколько слогов в его слове.

Логоритмическое упражнение «Урожай»

- В огород пойдем, урожай соберем. Мы морковки натаскаем
- И картошки накопаем, срежем мы кочан капусты,
- Круглый, сочный, очень вкусный. Щавеля нарвем немножко и вернемся по дорожке.

Дети повторяют слова за педагогом и имитируют движения.

Подвижная игра «Поварята»

Обруч – это кастрюля. Сейчас будем варить суп. Каждый из детей говорит, каким овощем он будет. Педагог называет овощ, какой он хочет положить в «кастрюлю». Узнавший себя ребенок впрыгивает в обруч и так все по очереди. Пока все «овощи» не окажутся в обруче, игра продолжается. Получается красивое, вкусное блюдо. Все танцуют под музыку.

Дидактическое упражнение «Какой суп»

Педагог предлагает детям сесть на ковер и заглянуть в кастрюльки (выполнены из бумаги), какой же суп у них получился. Образец дает педагог «В моей кастрюльке горох. Значит у меня суп гороховый». Дети повторяют хором «Суп гороховый»и так далее.

Пальчиковое упражнение «Капуста»

Педагог объясняет детям, что овощи употребляют не только в сыром и вареном виде. Их еще заготавливают на зиму – маринуют, солят. Сейчас мы будем солить капусту.

- Тук, тук, тук, тук, раздается в доме стук. Мы капусту нарубили, перетерли, посолили.
- И набили плотно кадку, все теперь у нас в порядке!

Повторяют за педагогом слова и движения.

Заключительная часть

Продуктивная деятельность «Узнай и заштрихуй овощ»

Упражнение «Овощи завяли» (психогимнастика)

Педагог сообщает детям, что давно не было дождя, и овощи завяли: сначала опустились головки, потом – листики, а потом согнулся весь стебелек до земли. Дети выполняют за педагогом: на счет «раз» - опускают головы, «два» - роняют руки вдоль туловища, «три» - приседают на корточки. Педагог продолжает: вдруг закапал дождик, и овощи начали оживать: дети повторяют упражнение в обратном порядке. Педагог: подул ветерок - дети поднимают руки над головой, зашумели стебельки - покачивают руками, затих ветерок - дети опускают руки вниз.

Литература

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. // Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Воронеж, 1997.
  2. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка
  3. Возрастные особенности психического развития детей. // Под ред. И.В.Дубровиной, М.И.Лисиной. М.: Педагогика, 1982.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999.
  5. Жукова Н.С., МастюковаЕ.М., ФиличеваТ.Б., Преодоление общего недоразвития речиу дошкольников, Екатеринбург, АРД ЛТД, 1999.
  6. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии, СПб, Речь. 2003.
  7. Нищева Н.В., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи, СПб, «Детство-пресс», 2005.