Тема: Сравнение предметов (по высоте, ширине, длине, толщине и.т.д.) Нахождение заданной фигуры среди аналогичных изображений.
Цели:
- Закреплять умение сравнивать предметы по величине, применять в речи слова-антонимы, описывать местоположение заданных предметов.
- Развивать внимание, логическое мышление, восприятие размеров предметов, координацию движений.
- Учить выполнять задание по инструкции.
Оборудование: Лист (№6) к занятию №6 (приложение 1), большая картинка гнома, картинки парных предметов (антонимы), сюжетная картина «Лес», грибы: белый гриб и мухомор, картинка «Художник и гномы» (приложение 2).
Ход занятия
I. Организационный момент
1. Развитие восприятия величины, закрепление в речи слов-антонимов:
Логопед. У нас в гостях маленький лесной гном. Он пришёл очень расстроенный, потому что забыл некоторые слова с противоположным значением. Помогите, пожалуйста, гному вспомнить эти слова.
На доске картинки:
лента длинная-короткая, пуговица большая-маленькая, дом высокий-низкий, ветка толстая-тонкая.
2. Сформулировать тему занятия.
II. Основная часть
1. Развитие внимания и мышления (сопоставление картинок парами)
Логопед: Сравните пары предметов, дайте полный ответ:
Яблоко больше, а вишенка меньше, бревно длиннее, а веточка короче, супница глубже, а тарелка мельче, дерево выше, а кустик ниже. (Задание № 1, приложение 1)
Логопед: Обведите по контуру тот предмет, который мельче. Раскрасьте тот, который выше.
2. Развитие восприятия размера предмета. Закрепление умения выполнять задание по инструкции
Логопед: Гномы очень хозяйственные: они любят хранить свои вещи в сундуках, грибы на зиму солят в бочках. Рассмотрите картинку (задание № 2, приложение 1) и расставьте цифры от 1 до 4 в порядке уменьшения размера сундуков; в порядке увеличения размера бочек.
3. Развитие логического мышления
Логопед: Отгадайте загадки о лесе, которые принёс вам гном.
***
Клейки почки, зелены листочки.
С белой корой стоит под горой.
(Берёзка)***
По деревьям скок – скок
И орешки щёлк – щёлк.
(Белка)***
На спине иголки длинные да колкие,
А свернётся в клубок – нет ни головы, ни ног.
(Ёжик)***
Кто стоит на крепкой ножке,
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы
Нет под шапкой головы.
(Гриб)***
Ну и платье! Сплошь иголки.
Носят это платье ... (Ёлки)***
Летом в лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.
(Медведь)
4. Физминутка
Дети утром рано встали
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Два приседания и встать)На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним ребята.
Наклоняйся раз – два – три,
И лукошко набери!Вон на дереве орех. (Ручки поднять вверх)
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Руки вверх и тянуться на носках)Три часа в лесу бродили
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте)
Утомил всех длинный путь
Дети сели отдохнуть. (Сесть за парты)
Молодцы!
5. Сравнение предметов по величине. Развитие пространственных ориентировок
Логопед: А сейчас внимательно посмотрите на задание № 3 (приложение 1). Ответьте: «Где снеговик ниже ёлочки?» обозначьте «+» эту картинку. «Где берёзка выше домика?» обозначьте «+»
6. Развитие зрительного внимания
Логопед: Пока вы гуляли по лесу и выполняли задание наш маленький гном и его друзья позировали художнику. Внимательно посмотрите на картину и скажите, какого гнома нарисовал художник? Раскрасьте шапочку и башмаки этому гномику. (Задание на индивидуальных карточках, приложение 2)
III. Итог занятия
Логопед: Гном снова зовёт вас на прогулку в лес. Посмотрите, как здесь красиво! Найдите на картине белый гриб. Где он растёт? (Под большим деревом)
Найдите мухомор. Где растёт мухомор? (Около тропинки, справа от тропинки...)
Сравните эти грибы:
Белый гриб |
Мухомор |
съедобный | ядовитый |
ножка толстая | ножка тонкая |
шляпка большая | шляпка маленькая |
шляпка однотонная | шляпка пёстрая. |
- Какие ещё грибы растут в лесу? Где они изображены?
Логопед: Скажите, кто был у нас в гостях? Чем мы сегодня занимались на занятии? Что научились делать?
Молодцы!
Литература
- Парамонова Л. Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей», С-Петербург из-во «Союз» - 2004 г.
- Иванкова В. «1000 загадок». М. – 2006 г.
- Мазанова Е.В. «Логопедия. Оптическая дисграфия».М – 2004 г.
- Мазанова Е.В. «Учусь не путать буквы» - альбом №1. М. – 2006 г.
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Физкультурные минутки». М. – 2006 г.