Задачи:
- Дать представление о возможностях вторичного использования материалов ( пенопласта, лоскуты ткани);
- Расширить знания о народно- прикладном искусстве – лоскутном шитье;
- Познакомить с техникой выполнения картин из лоскутов методом инкрустации;
- Развивать творческие способности, фантазию, воображение, навыки самостоятельной работы, эстетический вкус;
- Воспитывать умение работать в группах, способствовать воспитанию оценочных навыков;
Возраст учащихся: 4 класс.
Предварительная работа: краткие сведения о возникновение лоскутного шитья; рассмотреть разные иллюстрации к сказкам.
Оборудование: Пенопласт прямоугольной или квадратной формы; разноцветные лоскуты ткани; фломастер; декоративная тесьма; пуговицы, тонкая лопаточка (или пилка для ногтей); куттер (нож со сменным носителем или резак); булавки; ножницы; клей- карандаш; образцы изделий и декоративных панно, выполненных в лоскутной технике методом инкрустации.
Урок №1
Тема: “Лоскутная пластика. Картины из лоскутов ткани на пенопластовой основе”
Ход урока
1. Сообщение темы. Постановка задач.
- Сегодня мы начинаем работать над творческим проектом “В гостях у сказки”. Научимся создавать картины из лоскутов ткани, а основой для картины послужит обычные пенопласт.
2. Сообщение познавательных сведений. Демонстрация образцов и изделий.
Выступления учащихся.
1 ученик
Шитьё из лоскутков это народное прикладное искусство, имеющее богатые многовековые традиции. Из экономии, чтобы никакая тряпица не пропала даром, придумали наши прабабушки из клочков ненужного тряпья мастерить одеяла, ковриков. И появилось в скромном крестьянском доме яркое, радужное пятно – покрывало, которое и украшало, и согревало, а чудесный коврик создавал уют.
2 ученик
Сегодня лоскутная техника широко известный вид декоративных работ и у нас в стране, и за рубежом. Техника проста – составить узор из треугольников соединенных в месте. Из треугольника можно составлять любые композиции: укладывать в полосу, в квадрат большой треугольник, в ёлочку. Из весёлых лоскутков можно выполнить прикладку, подушку, панно, а также можно украсить одежду.
3 ученик
В каждом доме можно найти лоскутки ткани различные по фактуре и по цвету, которые лежать просто без дела. Но если пофантазировать, то можно создать чудесную картину или панно, а также украсить одежду, сумки, смастерить прихватки и занавески.
Один из видов лоскутного шитья – является инкрустация. Это наиболее распространенный метод украшения пенопластовой основы. В работе можно использовать кусочки ткани, различные по форме и цвету. Самые подходящие ткани – легкий хлопок, шёлк, велюр, бархат, порча, атлас Ткань должна быть не очень тонкой, и в то же время плотной, чтобы пенопласт не просвечивал, и можно было скрыть неровности и выпуклости пенопласта. Цвет ткани выбирается в соответствии с сюжетом картины.
Демонстрация образцов. Приложение 2
3. Объяснение последовательности работы
- для создания картины нужно выбрать сюжет, выполнить эскиз.
- подобрать лоскуты ткани.
- эскиз будущей картины перевести на белую бумагу, детали эскиза вырезать, расположить их на пенопластовой основе и обвести фломастером светлого цвета.
- по нарисованным линиям сделать не глубокие прорези куттером (или резаком).
- на обозначенный линиями участок пенопласта положить ткань, закрепить булавками. Тонкой лопаткой протолкнуть ткань в прорезанные углубления. Лишнюю ткань обрезать, а края спрятать в прорезях
- заполнить, таким образом, всю пенопластовую основу, мелкие детали наклеить.
- оформить рамку картины
4. Самостоятельная работа
-Сегодня мы начинаем работу над первым этом проекта.
-Вы должны выбрать тему проекта, передоложить совою композицию и составить эскиз будущей картины.
Дети работают в микрогруппах, распределяют обязанности, составляют эскизы картин ( в 2 экземплярах). Детали одного эскиза вырезают и переносят на пенопластовую основу, второй эскиз остается для контроля.
5. Подведение итогов.
Урок № 2 - 3
Тема: “Лоскутная пластика. Картины из лоскутов ткани на пенопластовой основе”
1. Сообщение темы. Постановка задач.
- Продолжим работу над проектом. Перенесём ваши эскизы на пенопластовую основу, подберём лоскутки ткани к вашей композиции.
2. Подготовка к работе. Повторение правил безопасности в работе с ножницами, куттером,утюгом.
- Давайте повторим правила работы с острыми предметами и правила работы в группе.
умей слушать
закончив дело, помоги другу
рабочее место содержи в порядке
работай тихо, чтобы не мешать другим
3. Повторение последовательности работы.
4. Самостоятельная работа учащихся.
Дети вырезают и переносят детали эскиза на основу из пенопласта, обводят их фломастером светлого цвета, подбирают лоскутки ткани, гармоничные по цвету и фактуре. Методом инкрустации закрывают пенопластовую основу. Учитель корректирует последовательность технологических операций.
5. Подведение итогов. Дети получают задание подготовиться к защите проектов.
Урок № 4.
Тема: “Лоскутная пластика. Картины из лоскутов ткани на пенопластовой основе”
1. Сообщение темы и постановка задач.
- Сегодня мы завершаем работу над картинами. В конце урока будет защита проекта.
2. Повторение правил безопасности в работе с острыми предметами.
3. Самостоятельная работа.
- Дети оформляют рамочки картин, используют декоративную тесьму, ленты. Закрепляют её по углам булавками, приклеивают мелкие детали, устраняют недостатки.
Линии соединения лоскутов украшают декоративной верёвочкой или тесьмой.
4.Защита проекта.
- Дети рассказывают, по мотивам какой сказки они выбирали сюжет. Оценивают красоту, аккуратность работы. Раскрывают практическое значение изделия – украшение интерьера, экономичность, преобразование бросового материала в сказочно- красивые картины.
5.Подведение итогов.