Тема урока: Учимся писать разделительный твёрдый знак.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Задачи урока: познакомить с условиями написания разделительного твёрдого знака, закреплять правило написания Ъ; развивать умение сравнивать и группировать факты, обобщать их, делать выводы на основе сравнений и обобщений; воспитывать умение уважительно относиться к позиции другого человека, справедливо оценивать работу другого, объяснять своё несогласие, способствовать сохранению здоровья обучающихся, используя в уроке критерии здоровьесбережения.
Средства обучения: учебник «Русский язык» 1 часть, С.В. Иванов, тетрадь «Пишем грамотно № 1», рабочая тетрадь, учебные флеш по данной теме (Приложение 1), мультимедийный проектор, презентация с заданиями (Приложение 2), карточки для дифференцированной работы, карточки с частями слов для упражнения для глаз.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, наглядный, словесный.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Ход урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Организационный этап |
- Проверьте готовность к уроку. - Какое у вас настроение? Поделитесь своей улыбкой друг с другом. |
Карточки настроения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Актуализация знаний, чистописание |
- Чем вы занимались на прошлом уроке? |
-Учились писать приставки. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что такое приставка? Какие приставки знаете? Назовите слова с приставками. СЛАЙД № 1. подарил, поезд, подъезд, пол, появился, полка - Докажите свой ответ. Проверка СЛАЙД № 2. - Как найти приставку? Как вы думаете, всё ли вы уже знаете о приставках? |
Фронтально. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Посмотрите на СЛАЙД № 3. Что я записала?
- Вы сейчас их красиво пропишете, но к каждому сочетанию я добавлю ещё одну букву, обратите внимание на соединение:
СЛАЙД № 4. |
Сочетания букв, такие бывают приставки. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что можете сказать о данной букве? |
Прописывают в тетрадях (звука не обозначает, служит для разделения согласного с гласным). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Может человек всё знать? - Прочитайте пословицу, СЛАЙД № 5. Подойдёт ли она к уроку? Кабы всё знал, так бы не учился. - Докажите свой ответ. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Значит, что будем делать на уроке? |
Открывать новые знания. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Введение в тему урока |
Просмотр учебной флеш № 1. Обсуждение проблемы. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
- О каких буквах говорили дети? Без какой буквы предлагал обойтись Алёша? - Над какой темой будем работать? |
Ответы детей. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Наблюдение за написанием Ъ |
1. Работа по учебнику стр. 141, упр.1. (Устное дополнение каждого предложения нужным словом.) |
Фронтально, устно. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Запись рядом с транскрипцией буквенной записи слов. [с й, э л] - съел |
Записать транскрипцию слов в столбик. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что общего во всех словах? - Почему я его там написала? - Перед нами проблема, давайте её решать. - Посмотрите на слова: [п р а й, э с т] - проезд |
Есть твёрдый знак. Дети затрудняются ответить. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Почему здесь я не написала твёрдый знак? - Выделите корни в словах? Какая ещё часть слова есть в каждом слове? Выделите. - Одинаковые ли приставки в словах? - Чем отличаются? * Подчеркните букву, на которую оканчивается приставка. |
Ответы детей. Приставка. Разные.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Чем же различаются приставки? |
Одни оканчиваются на согласный, а другие на гласный. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Сделайте вывод: Когда пишется разделительный твёрдый знак. |
- После приставок, оканчивающихся на согласный звук. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- А теперь посмотрите на экран и ответьте, о чём мы не сказали. (Просмотр учебной флеш № 2.) |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- О чём еще узнали? *Прочитайте информацию в рубрике «Обрати внимание». |
Ответы детей. Самостоятельно. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Кто может повторить? |
(Несколько человек.) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
Физминутка |
Упражнение для снятия общего утомления
«Снежинки» И.п. – руки вверх. «Часы» И.п. – руки на пояс. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
Первичное закрепление полученных знаний |
Задание на СЛАЙДЕ № 6. Соедини стрелкой приставки и вторую часть слов, проводя линию либо сразу к корню, либо через Ъ.
- Почему не все стрелки прошли через Ъ? |
Фронтально. Сильным детям подобное задание на карточках (4 человека). Повторение правила. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. |
Закрепление и систематизация полученных знаний, тренировка в применении правила |
Работа по учебнику стр. 143, упр. № 2. Выполняется письменно, фронтально. Запись ведётся в два столбика:
|
Дети выходят к доске и подробно комментируют свои действия (об+явление- приставка об- заканчивается на согласный, корень начинается с я, значит в этом слове нужно писать Ъ.) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. |
Физминутка |
Упражнение для глаз. Составьте слова, расположенные на карточках в разных местах класса.
|
Устно. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. |
Самостоятельная работа |
Работа в тетради «Пишем грамотно № 1», стр.72, |
Дети выполняют задание, вставляют где надо Ъ, потом меняются тетрадями и проверяют работу друг друга. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. |
Итог урока |
Просмотр флеш № 3. Что нового узнали? |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трудно было на уроке? Какое у вас настроение? |
Показывают карточки настроения гостям и друг другу. |