Категория обучающихся: ученики 9 класса основной школы.
Объем программы: 10 часов.
Режим занятий: в рамках элективного курса за счет школьного компонента.
Цели курса: Создание ориентационной и мотивационной основы у девятиклассников для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения в старшей школе.
Создание условий для формирования и развития у учащихся:
- интереса к изучению физики природных явлений;
- интеллектуальных и эмоциональных сторон личности, позволяющих исследовать явления природы;
- самостоятельно приобретать и применять знания;
- развитие поэтического восприятия природы через литературу и искусство;
- бережное отношение к природе;
- видеть красоту в физике, более глубоко чувствовать прекрасное.
В процесс обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
- наблюдать, изучать физические явления природы;
- описывать результаты наблюдений;
- выдвигать гипотезы;
- выявлять описания явлений природы в литературных произведениях и анализировать их;
- решать задачи и исследовать явления в процессе выполнения лабораторных работ.
Содержание курса
Содержание курса имеет интегративный характер. Он может рассматриваться как курс “поддерживающий” изучение основного курса физики в рамках естественнонаучного профиля и как курс, служащий выстраиванию индивидуальной образовательной траектории учащегося, обучающегося по любому из гуманитарных профилей.
Курс построен на материале различных природных явлений. Природа необычайно разнообразна, она поистине неисчерпаема. Курс ограничен лишь некоторыми явлениями: туман, грозовая туча, радуга, мираж.
В базовом курсе физики данные явления лишь упоминаются, хотя основы знаний для их изучения учащиеся получили (насыщенный пар, точка росы, электризация, преломление света и др.) Природа – это гигантская физическая лаборатория, наглядно демонстрирует единство физической картины мира взаимосвязь физических явлений. Курс учит видеть красоту в физике, более глубоко чувствовать прекрасное. В этом состоит эстетическая ценность изучения физики природы.
Курс состоит из лекций, каждая из которых, рассказывает о каком - то природном явлении. Каждый раздел открывается небольшим отступлением в область мифологии, легенд, связанных с рассматриваемым явлением, отрывками из литературных произведений, стихов. Затем учащиеся начинают внимательно наблюдать данное явление, превращаясь в натуралистов: подмечают его особенности, наиболее характерные свойства, выделяют разновидности. Постепенно переходим от наблюдения к обсуждению физических механизмов, лежащих в его основе. При этом совершаем небольшие исторические экскурсы и решаем несложные задачи.
Используем научно-популярную литературу и Интернет-ресурсы.
Возможны следующие виды деятельности учащихся:
- устные сообщения с последующей дискуссией ;
- написание эссе;
- решение задач;
- выполнение демонстрационных схем, таблиц;
- анализ литературных произведений с целью нахождения описания природных явлений;
- выполнение лабораторных работ.
Содержание (10часов)
Тема 1. Природа и человек (1час) Изучение природы человеком. Взгляд поэта на изучение природы. Человек-властелин природы? Спор Ньютона и Гёте об исследование природы. Призыв поэтов беречь Землю.
Тема 2. Туман (2часа) Туман глазами внимательного наблюдателя. Туман под микроскопом. Насыщенный водяной пар. Задача, имеющая отношение к возникновению тумана. Туманы испарения и туманы охлаждения. Некоторые подробности физики возникновения тумана, Туман и цвет. Как вам нравится калининградская погода?
Лабораторная работа “Определение точки росы”.
Тема 3. Мираж (2часа) Некоторые виды миражей. Искривление светового луча в оптически неоднородной среде. Радиус кривизны светового луча. Объяснение нижнего (“озерного”) миража. Простые верхние миражи. Двойные и тройные миражи. Миражи сверхдальнего видения.
Лабораторная работа “Наблюдение преломления света”
Тема 4. Грозовая туча (2часа). Гроза глазами внимательного наблюдателя. Восходящие и нисходящие воздушные потоки в грозовой туче. Два вопроса, касающиеся физики процессов в туче. Атмосферное электричество. Как быстро могла бы разрядиться Земля?
Тема 5. Радуга (2часа) Радуга глазами внимательного наблюдателя. Развитие представлений о физике возникновения радуги. Ход светового луча в капле дождя. Физика и красота. Лабораторная работа “Наблюдение дисперсии света”.
Тема 6. Калейдоскоп (1час) Решение качественных задач, вопросов на тему физических явлений в природе.