Тема: Витьё поморского пояса. Украшение его кистями.
Оборудование урока: вязальные нитки, ножницы.
Цели урока:
1. Образовательные: познакомить детей с элементами национальной одежды коренных жителей Кольского полуострова – поморов, научить ребят вить поясок в 2 пряди и украшать его кистями;
2. Развивающие: развивать внимание детей, мелкую моторику рук, глазомер;
3. Воспитательные: воспитывать в детях самостоятельность, аккуратность, эстетические чувства, интерес к предмету, чувство товарищества.
Оформление доски:
- Пословица: Каждое дело любовью освещается.
- Правила работы с ножницами.
- План (картинный).
Ход урока
Этапы урока |
Содержание урока |
Методические указания, |
|
1. Организация класса |
Сядьте, дети. |
Хором. |
|
2. Сообщение темы и цели урока |
Ребята, к нам на урок гостья пришла. Кто это? Зовут её Поморочка. Она будет помогать нам на уроке. |
Кукла в национальном наряде. |
|
3. Беседа |
Во что она одета? Для чего нужен пояс? Пояс всегда был обязательной принадлежностью мужского и женского русского костюма. Ходить без пояса в старину считалось неприличным. Снять с человека пояс означало унизить, оскорбить его. Считалось, что пояс, так же, как и крест, в костюме человека защищал его от нечистой силы. |
|
|
Пояса были самые разнообразные: тканные, витые, плетёные. Плетением поясов занимались т жители Кольского полуострова – поморы. Почему их так называли? Поморы - это люди, которые жили по берегам Белого моря. В поморских сёлах с 5-летнего возраста детей начинали обучать ремеслу: прясть, ткать, плести, вышивать. |
Демонстрация образцов. Карта. Слово на доске. |
||
Я научу вас вить поморский пояс и украшать его кисточками. Для кого будет ваш пояс? |
Для кукол, которых делали на прошлом уроке и подарим их мамам на День матери. |
||
4. Анализ образца |
- Из скольких частей состоит пояс? |
Из 3-х: пояс, кисточка, кисточка. |
|
- Что вы уже учились делать? |
Кисточки. |
||
- Какие потребуются материалы? Инструменты? |
Вязальные нити, ножницы. |
||
- А вот такое приспособление нужно для изготовления кисточек (шаблон). Вспомним правила работы с ножницами. |
Прямоугольная картонка. (Показываю всё.) Картинка. |
||
5. План работы |
Чтобы работа спорилась, Поморочка составила вам план работы. Попытаемся прочитать его. Что должны сделать сначала? |
|
|
СВЯЗЫВАНИЕ ВИТЬЁ УКРАШЕНИЕ Вот такая предметная карта у нас получилась. ФМ Подготовим наши пальчики к работе. (Пальчиковая гимнастика.) |
Слова на доске. |
||
6. Выполнение работы |
Итак, 1-ый пункт нашего плана… - Возьмите две нити. Свяжите их в узел. Обычно для поясов брали нити красного цвета - цвета солнца, жизни и синего - цвета неба, воды (поморы жили на берегу моря). Положите нити. |
Выполняю вместе с детьми. |
|
Переходим ко второму пункту нашего плана. - Одному трудно справиться с этой работой, поэтому работаем в парах. - Договоритесь, чей пояс будете вить первым. |
Что одному не под силу, то легко коллективу. |
||
Очень важный момент. - Каждый берёт одну нить в одну руку. - Один ученик держит нить, другой скручивает вторую нить по часовой стрелке (в старину говорили: по движению Солнца). - При скручивании нельзя отпускать нить, иначе она свернётся и запутается. - Скручивать надо до тех пор, пока нить не начнёт завиваться, чтобы проверить это, надо слегка ослабить натяжение. - Затем берём за узел, соединяем нити, разглаживаем их, завязываем второй узел. Встаньте те, чей пояс будете скручивать. Ваша задача - скручивать нить, а затем, взяв за узел, соединить и расправить нити. Встаньте помощники. Ваша задача – крепко держать нить и помогать своему соседу. |
Приглашаю одного ребёнка. Показ. |
||
Приступаем к работе. Покажите свои пояса. - А теперь поменяйтесь ролями. Возьмите заготовку для второго пояса. Скрутите второй поясок. Покажите свои пояса. |
Напоминаю пословицы: кто мало говорит, тот больше делает. |
||
Какой техникой пользовались при изготовлении пояса? |
Витьё. |
||
Что теперь необходимо сделать? Изготовление кисточки самая сложная работа, её качество зависит от вашего внимания. Вспомните, как сделать кисточку. |
Что сделано наспех, то сделано насмех. |
||
- Заготовим нитки для кисточки, для этого берём длинную нить, наматываем её на шаблон 5 витков. - 2 нити рабочие (ими завязываем кисточку), 3 – для кисточки. - Далее работаем в парах. - Возьмите поясок… - Один ребёнок держит пальчиками выше узелка, другой – завязывает на два узелка. - Опустите нитки сверху вниз – оформите головку, обмотайте нитками узелок, завяжите два раза. - Вот вы и свили пояса, украсили их кисточками, осталось повязать их куклам. |
Считаем вместе. |
||
7. Итог |
- В старину девушки, женщины собирались вместе и пряли, вязали, плели, а чтобы было веселее, пели песни. Показ кукол по рядам. - Замечательные получились куклы, ваши мамы будут рады такому подарку. - Урок окончен. |
Звучит песня. |