Тема: «Сказка в рукавичке»
Цели:
- знакомить с художественными средствами оформления национального предмета;
- повторить название и обозначение элементов-символов саамской росписи;
- научить различать саамский узор от поморского;
- работать над составлением композиции узора.
Задачи:
- формировать умение выражать свои зрительные представления об украшении предмета;
- развивать творческое воображение;
- способствовать формированию художественного вкуса;
- воспитывать интерес и любовь к искусству народов Крайнего Севера.
Оборудование:
- запись с песнями о Севере,
- таблицы с элементами саамских и поморских узоров,
- географическая карта,
- наглядность по теме урока,
- натуральная наглядность.
Ход урока
1. Сообщение темы урока
Учитель читает четверостишие:
«Суровый край неброской красоты,
Природы величавое творенье!
Благодарю за чувство вдохновенья,
Которое мне часто даришь ты!»
- Как вы думаете, об искусстве какого народа сегодня пойдет речь?
- Тема нашего сегодняшнего урока «Сказка в рукавичке».
2. Беседа
1) « С незапамятных времен рассказывали: где-то на Севере Европы есть таинственная Лапландия – страна холода и мрака. Люди там ходят в звериных шкурах, без промаху стреляют из лука и умеют колдовать – по желанию летом могут вызвать снежную бурю. Старые мореплаватели рассказывали, что небо там загорается, и прокатываются по нему волны зеленого и малинового огня.
- О каком огне в небе говорили эти люди? (Северное (полярное) сияние.)
- А что за шкуры они надевали на себя? (Одежда из меха оленя.)
Кочуя с одного места на другое по тундре, всегда туда, где есть олени, саамы знали, что без оленя нет для них жизни. « Олень кормит, олень возит, олень одевает » - говорили они.
Древний праздник народов Крайнего Севера – «День оленя» преобразился сегодня в праздник «День оленевода» или «Здравствуй, Солнце!». Ведь по северным сказкам именно олень принес на рогах в тундру Солнце – большое тепло и большую радость».
Издавна славится северный край мастерами. Каждое изделие, изготовленное их руками – это история жизни саамов.
(Обратить внимание на наглядность – изделия из меха.)
2) Но не только саамы жили на этих землях.
Приплывали в эти места на ладьях поморы, чтобы охотиться на морского зверя, да ловить рыбу, а потом и жить здесь оставались.
(Показать на карте Архангельскую область и Белое море с Новгородских земель.)
И свое народное искусство у них было, но многие элементы-символы были похожи у этих двух народов.
! Ребята рассуждают над символами, угадывают их значение.
3) Композиция
- А теперь от каждого ряда по одному желающему выйдут для того, чтобы составить композиции к рукавичкам из элементов-символов.
Физминутка
3. Объяснение учебного материала
- На доске изображена картина с ребятами – саамами, которые пришли на «Праздник Солнца!» Они все без рукавичек и ждут от нас в подарок красиво украшенные рукавички.
- Я покажу вам, как оформить рукавичку мехом.
(Прием кистевой – показать два элемента, сохранять расстояния.)
- Кисть для нанесения элементов будем использовать тонкую, а для меха – широкую.
4. Самостоятельная работа
! Звучит финская мелодия, песни мурманских композиторов.
5. Подведение итогов
Анализ работ. (Приложение 3)
Заслушать несколько сказок, по композициям в рукавичках.
Список используемой литературы
- Т.В.Утмаджуридзе, Л.С.Беляева, «Воспитание младших школьников на саамских художественных традициях», методические рекомендации, Мурманск - 1987 г.
- М.Г.Воскобойников, Г.А.Меновщиков, «Сказки народов Севера», М. - 1959 г.
- А.А.Киселев, Т.А.Киселева, «Советские саамы: история, экономика, культура», Мурманск - 1974 г.