Цели урока:
- Совершенствовать вычислительные навыки. Закреплять знание связей между компонентами и результатом действия умножения и деления. Закреплять умение выполнять вне табличное умножение и деление, умение решать задачи, находить периметр прямоугольника.
- Развивать логическое мышление, правильную математическую речь учащихся; воспитывать культуру поведения на уроке, правильную организацию труда при самостоятельной работе.
- Развивать воображение, расширять кругозор учащихся, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Изображение звёзд с числами (раздаточный материал)
- Рисунки с изображением кораблей, айсбергов, кита.
- Рисунок Российского флага.
- Сказочный герой – утёнок-моряк.
- Песня “Чунга – чанга”.
Ход урока
1. Организационный момент
Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь!
Мы с вами должны работать по формуле “ трёх у ”:
- Уверенность.
- Успех.
- Удовольствие.
Проверка домашнего задания.
Дежурный докладывает о выполнении учащихся домашнего задания.
Запись числа: 18 февраля.
- дать характеристику числу 18.
- двузначное;
- 1 десяток 8 единиц;
- четное;
- соседи числа 17, 19.
Сообщение темы урока. Цели.
Ребята, я получила письмо. Утенок – моряк приглашает в удивительное путешествие, где нас ждут приключения. Вы любите путешествовать? В пути мы будем решать примеры на деление с остатком, задачи, вспомним, что такое
2. Устный счёт.
Первое задание испытание от утёнка-моряка.
- Уменьши на 18 числа: 30, 48, 70, 98.
- Уменьши в 9 раз числа: 27, 90, 72, 54.
- Какое самое большое число до 52 делится без остатка на 9? на 8? на 7?
- Прочитай выражения и вычисли их значения.
Задачи – шутки:
Семья ехала на дачу на машине. Каждое колесо проехало 10 км . Какое расстояние проехала машина?
Вы зашли в тёмную комнату где есть свеча, газовая плита и керосиновая лампа. Что вы зажжёте в первую очередь?
Итак, первое испытание вы выдержали. Какие качества мы возьмем с собой в путь?
Дети называют. На доске полоски бумаги : смелость ум выносливость.
Каждый моряк должен уметь работать с шифровкой.
Расшифруйте записи:
Дети читают: боцман, повар, кок, капитан.
Какое слово лишнее ? Почему ? (повар и кок одно и то же).
Путешествовать мы будем на 2 х кораблях. У нас будет 2 команды. Выбор капитанов.
Испытание для капитанов. Карточки с задачами на деление с остатком №1 стр. 27.
3. Физминутка.
Глазами ''построить'' треугольник, квадрат провести глазами по Р доски.
4. А теперь мы обратимся к звёздам, ведь каждый моряк должен ориентироваться по звёздам. (на партах звёзды с числами).
Задания:
- Разделите числа поровну.
- Вспомните примеры из табличного умножения, где встречается такое произведение.
Рассвело. Нам пора отправляться в путь, но на кораблях нет флагов. Какой флаг мы возьмем? (Российский).
Что означает каждый цвет флага? (Свобода, равенство, братство).
Какую геометрическую фигуру напоминает форма флага?
Открываем наши бортовые журналы, записываем задание.
Найти Р флага, если длина – 12 дм, ширина – 9 дм.
Вспомните, что такое Р и как его найти .
Решение задачи. Проверка.
5. Решение примеров на деление с остатком.
Перед вами айсберги. Что такое айсберги? (Айсберги – огромные глыбы льда высотой до 70 метров).
Чтобы не столкнуться с ними, надо решить примеры. Примеры решаем в бортовых журналах по кораблям.
Первый, кто решит записывает ответ на доске. Взаимопроверка.
Найдите лишнее число на вершине айсбергов.
- 13 – не делится на 2
- 10 – не делится на 3
6. Физминутка под музыку “Чунга - чанга”.
Ребята, мы подплываем к острову, где слышна весёлая музыка. Давайте и мы отдохнём. Плывём дальше.
7. Решение задачи.
Кто это? Что знаете о ките?
Он нас не пропустит, пока не решим задачу.
Задача: На детской площадке восемь 2 х колёсных и 3 х колёсных велосипедов. Всего у них 21 колесо. Сколько 2 х и сколько 3 х колёсных велосипедов на площадке?
Анализ текста задачи.
Метод рассуждения и доказательства. Для решения задачи используем символы.
Обозначим 8 велосипедов:
Предположим. Что все велосипеды 3 х колёсные. Может такое быть? Нет Предположим, что все велосипеды 2 х колёсные. Под каждым велосипедом нарисуем по 2 кружка (колеса). Сколько колёс мы используем? (2 х 8 = 16 колёс). Сколько колёс у нас осталось? (21 – 16 = 5 колёс). Как их расположить? Каждый велосипед уже имеет по 2 колеса. Дорисуем по одному колесу, начиная с первого велосипеда, пока не используем те 5 колёс, которые остались, найдя таким образом число 3 х колёсных велосипедов. Остальные велосипеды – 2х колёсные.
Решение задачи на доске и в бортовых журналах. Проверка.
Мы добрались до острова, где зарыт клад. Кто первый решит задачу на смекалку, тот и найдёт клад. Задача стр. 26
8. Подведение итогов.
Поздравление ребят за хорошую работу. Оценка работ.
Д/з. Задача повышенной трудности.(Каждому ребёнку на карточке).