Проблема совершенствования форм, методов и содержания воспитательной работы, обеспечения необходимых социально-педагогических условий для формирования гражданско-патриотических чувств у молодёжи является сегодня особенно актуальной.
Тревожная тенденция изменений в мотивации поведения и выборе ценностных ориентаций молодых людей, утраты устойчивого интереса к образованию, труду, роста антипатриотических настроений и агрессивности свидетельствует о наличии отрицательного отношения представителей российской молодёжи к таким понятиям, как любовь к Родине, уважение к закону, чувство долга. Вместе с тем главным методологическим принципом патриотического воспитания должно быть познание и осознание молодыми людьми своей Малой Родины, приобщение подрастающего поколения к российским историческим ценностям, самоопределение и творческая самореализация личности в условиях свободы выбора деятельности.
Эффективность проводимых сегодня социально-педагогических преобразований в этом направлении во многом зависит от направленности и приоритетов развития муниципальной системы патриотического воспитания. Именно на муниципальном уровне возможно создание необходимых условий для реализации основополагающих положений Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 г.г.”.
К таким условиям мы относим наличие:
- адресного подхода в процессе проектирования системы патриотического воспитания с учётом объективных возможностей территории;
- единой политики, направленной на консолидацию образовательных учреждений, ветеранских, молодёжных, других общественных организаций для решения проблем патриотического воспитания;
- широкого опыта вовлечения молодёжи в активную социально-значимую деятельность, способную формировать умение планировать, организовывать свою деятельность, доводить начатое дело до конца.
В 2007 году решением Думы городского округа Ревда был утверждён муниципальный проект “Служу Отечеству” (создание муниципального центра патриотического воспитания молодёжи на базе МОУ “СОШ № 10”) на 2007-2012 годы. Инициатором проекта выступил педагогический коллектив образовательного учреждения, имеющий богатый опыт организации работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Цель проекта:
- создание муниципального центра патриотического воспитания молодёжи на базе МОУ “СОШ № 10”
- обеспечение реализации государственной политики по совершенствованию системы патриотического воспитания молодёжи с учётом особенностей региона.
Задачи:
- Способствовать эффективной реализации молодёжной политики по формированию нового, современного и конструктивного образа патриотизма.
- Создать действующую систему координации семьи, образовательного учреждения, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и общественности как субъектов патриотического воспитания.
- Обеспечить качество функционирования как отдельных элементов системы патриотического воспитания, так и всей системы в целом.
- Способствовать физическому развитию подрастающего поколения.
В концепции проекта основа содержания патриотического воспитания определена как готовность гражданина к выполнению конституционного долга, сущность которого заключается в выполнении требований Конституции РФ, определяющих обязанности и права гражданина в мирное и военное время, а также в достойном служении своему Отечеству, готовности разделить его судьбу.
В содержание патриотизма включены следующие компоненты: отношение к Отечеству, к родным местам, родному языку; уважение к истории Отечества, к обычаям и традициям своего народа, понимание задач, стоящих перед страной, и своего конституционного долга; уважение к другим народам, их обычаям и культуре, толерантность; стремление к укреплению чести и достоинства Отечества, уважение к Вооружённым Силам; готовность защищать Отечество и служить его интересам; активное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов.
Все субъекты патриотического воспитания в процессе взаимодействия становятся целостной, единой системой, оказывающей влияние на личность гражданина-патриота Отечества. Организация взаимодействия между субъектами – задача муниципального Центра по патриотическому воспитанию. Деятельность Центра будет направлена на повышение эффективности процесса патриотического воспитания молодёжи в условиях развития региона за счет комплексного использования возможностей субъектов патриотического воспитания при непосредственной поддержке муниципальных органов власти.
Сегодня в литературе описаны критерии патриотической воспитанности:
- целенаправленность (молодые люди имеют цель в жизни, добросовестно относятся к получению образования, определились с выбором дальнейшей профессии);
- дисциплинированность (нарушения дисциплины не характерны);
- коллективизм (деятельность коллектива неотделима от жизнедеятельности личности);
- здоровый образ жизни (отказ от курения, употребления спиртных напитков и наркотических средств, активные занятия физической культурой и спортом);
- патриотическая деятельность (осознанное активнее участие в практических мероприятиях патриотической направленности), и
уровни патриотической воспитанности:
- низкий уровень (для молодёжи этого уровня целенаправленность жизни не является главной определяющей; молодые люди пассивно или отрицательно относятся к военной службе; в случае столкновения с ситуациями, требующими морального и физического напряжения, нередко проявляется желание отступить от достижения цели);
- средний уровень (молодые люди имеют цель в жизни; серьёзно относятся к выполнению своего долга перед Отчеством; имеют понятие о патриотизме, но не проявляют высокую активность при выполнении общественных поручений; склонны игнорировать мнение коллектива);
- высокий уровень (патриотизм и интернационализм для молодых людей являются главными определяющими в их жизни; они имеют активную жизненную позицию и правильное представление о своём предназначении в обществе; молодёжь осознаёт необходимость выполнения своего долга перед Отечеством; мнение коллектива играет важную роль; здоровый образ жизни является определяющим дела и поступки).
Исходя из этого, определены пути совершенствования системы патриотического воспитания:
- формирование мировоззрения молодёжи через обогащение патриотическим содержанием её жизнедеятельности при взаимодействии всех субъектов патриотического воспитания;
- практико-ориентированная направленность средств патриотического воспитания;
- использование воспитательного потенциала культурно-исторических особенностей региона в целях патриотического воспитания молодёжи;
- прикладная физическая подготовка с целью формирования жизненно важных двигательных умений и навыков, развития специальных физических качеств, укрепления здоровья и повышения работоспособности человека;
- осуществление систематического контроля за процессом патриотического воспитания молодёжи органами муниципальной государственной власти.
Реализация проекта предполагает достижение следующих результатов:
- на муниципальном уровне:
- создание муниципального центра по патриотическому воспитанию молодёжи на базе МОУ “СОШ № 10”, в котором имеется современная учебно-материальная и учебно-методическая база, позволяющая проводить городские, окружные, областные мероприятия патриотической и оборонно-спортивной направленности;
- создание городского юнармейского отряда, представляющего интересы городского округа Ревда на окружных, областных соревнованиях;
- возрождение и развитие традиций патриотического воспитания.
- на уровне управления образования городского округа Ревда:
- наличие муниципальной базовой площадки по реализации государственной политики в области патриотического воспитания учащихся;
- развитие оборонно-спортивного профиля обучения;
- расширение сети образовательных учреждений, реализующих комплексный подход в патриотическом воспитании обучающихся;
- обеспечение условий для удовлетворения потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) в приобщении к здоровому образу жизни.
- на уровне МОУ “СОШ № 10”:
- развитие оборонно-спортивного профиля обучения;
- укрепление учебно-материальной базы;
- сохранение контингента обучающихся;
- повышение эффективности патриотического воспитания обучающихся через апробацию новых форм и методов работы;
- развитие школы как центра патриотического воспитания молодёжи.
- на уровне обучающихся:
- овладение навыками здорового образа жизни;
- повышение мотивации к дальнейшей работе над собой, к самовоспитанию, к самообразованию;
- прикладная физическая подготовка;
- развитие таких личностных качеств, как коммуникабельность, самостоятельность.
- на уровне родителей (законных представителей) обучающихся:
- обеспечение полезной занятости детей и подростков;
- сохранение здоровья детей и подростков;
- формирование позитивного мотивационно-ценностного отношения обучающихся к жизни.
Наглядность проекта отображается в Приложении.