Урок русского языка "Роль имен существительных в предложении и речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


(Приложение 1, Слайд 1).

Цели урока:

  1. Обобщить знания учащихся об имени существительном, наблюдать за ролью имён существительных в предложении, тексте и речи, повторить материал о многозначных словах, антонимах, синонимах;
  2. Познакомить с различными словарями, научить находить в них нужную для учащихся информацию;
  3. Совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки, самостоятельность и аккуратность при выполнении работ;
  4. Оказывать образовательно-воспитательное воздействие на учащихся путем становления научно-познавательных, эмоционально-нравственных отношений детей к их природному и социальному окружению;
  5. Прививать любовь к родному краю, окружающей нас природе, воспитывать бережное к ней отношение, учить жизненно важным умениям, необходимым для охраны природы.

Ход урока

I. Постановка целей и задач (Слайд2).

Какие учебные задачи мы поставим себе на урок?

  1. Какую роль играют имена существительные в речи.
  2. Многозначные слова, синонимы, антонимы. Их роль в речи.
  3. Виды словарей. Какую информацию можно получить из словаря.

II. Проверка домашнего задания. Конкурс риторов на лучший рассказ об имени существительном.

Сегодня утром я обнаружила у нас в классе необычное видеопослание (Слайд 3).

Слова Лесовичка:

Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Я люблю гулять в лесу,
В лесу хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Я - веселый старичок,
Старичок - Лесовичок!

Учитель: Ну, что, ребята примем приглашение веселого Старичка -Лесовичка?

В помощь нам он прислал путеводитель, который не позволит нам заблудиться во владениях лесного хозяина. Итак, отправляемся в путь... и попадаем на чистую полянку. Как вы думаете, почему она так называется? Как нужно вести себя в лесу?

III. Повторение изученного материала:

  1. Минутка чистописания и повторение изученного материала (Слайд 4).
  2. Индивидуальная работа. Работа по карточкам.

Рисунок 1.

Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Как вы понимаете это высказывание?

Береги растения, береги животных - все это частица нашей (Р,р)одины!

Выполните задания:

I вариант- разбор имени существительного по составу растения.

II вариант- фонетический разбор имени существительного животных.

IV. Мы переходим на следующую полянку “Лесные заморочки” (Слайд 5).

Активизация знаний учащихся:

Подготовка к усвоению нового материала.

Учитель: Ребята, Лесовичок приготовил вам вопросы, ответьте на них.

  1. Любите ли вы читать?
  2. Какие произведения вам больше всего нравятся?
  3. Любите ли вы читать словари?

Учитель: Читать словари?! Что за странность?! Как их можно читать? Ответ на эти вопросы приготовил нам наш ученый Лесовичок и его друзья из Франции.

Откройте учебники на с. 69, упр. 110.

Какова главная мысль текста? Она заключена “между строк” или прямо сформулирована в тексте ( Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю)?

Выполнить задания к упражнению: разобрать имена существительные как часть речи.

I вариант Поэт - кто?, н.ф. поэт, сущ., одуш., м.р., в ед. ч., глав, член предложения- подлежащее.

II вариант Словари - что?, н.ф. словарь, сущ., неодуш., во мн. ч., второст. член предложения.

III вариант (У) писателя - у кого?, н.ф. писатель, сущ. одуш., в ед. ч., второст. член предложения.

Какую роль играют эти существительные в предложении (уточняют предмет, указывают на предмет, совершающий действие)? Взаимопроверка. Лексическое значение каких слов нужно уточнить?

Словарь новых слов на уроке

Филология

Лексикография

Экология (позже)

Ребята, я думаю, что каждый из вас считает себя культурным человеком и будет пользоваться словарями. А какие словари вам известны?

Игра “Узнай словарь” (Слайд 6).

Выходят дети в костюмах словарей, дают сведения, а уч-ся должны отгадать, какой это словарь.

  1. Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной. Слова располагаются рядами (Словарь синонимов).
  2. В меня включены наиболее распространенные в устной и письменной речи заимствованные из других языков слова (Словарь иностранных слов).
  3. Я содержу слова, представляющие трудности в написании и основные правила правописания (Орфографический словарь).
  4. Моя словарная статья начинается парой слов, которые являются одной частью речи. Они противоположны по значению (Словарь антонимов).
  5. Словарные статьи во мне включают толкование значения, характеристику строения многозначного слова, примеры употребления, сведения о сочетаемости слов, грамматические и орфоэпические характеристики слова.

Словарная работа (Слайд7).

Следующее задание Лесовичка: разгадать кроссворд.

Рисунок 2.

В нем зашифрованы словарные слова. Если вы правильно запишете их, то получите слово, которое очень ценит Лесовичок, и для нас оно очень актуально (Экология).

Самопроверка

(Слайд8) В каком словаре можно проверить правильное написание этих слов? Какое слово получилось? Объясните его лексическое значение. В каком словаре можно уточнить его значение (в толковом или словаре иностранных языков)?

Работа с толковым словарем и словарем иностранных языков.

Найдите и объясните значение слова “Экология”. Экология - ж., от нем. и греч. - “дом”, “обиталище” и “учение”:

  • наука, изучающая взаимоотношения человека, животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой (заниматься экологией);
  • социальная экология - наука, рассматривающая проблемы взаимоотношений человеческого общества и окружающей среды (эколог, экологический).

Какую еще информацию можно получить из словарей? Что обозначают цифры 1 и 2...рядом со словом? (многозначное слово). Запишите 2-3 многозначных слова из словарей (Слайд 9).

Физминутка - релаксация (под музыку):

Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что вы на светлой лесной полянке и на ладошке у вас лежит цветок Добра и хорошего настроения. Почувствуйте, как он согревает ваши руки, тепло, душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Помните, что уничтожать растения в лесу нельзя, ими лучше любоваться. Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете и взяли с собой хорошее настроение и теплые чувства. И пусть они всегда будут с вами.

Учитель: вы услышали сейчас много имен существительных. Какую роль они играли в речи?

Работа с текстом (по вариантам) (Приложение 2).

I вариант - К.Паустовский “Скрипучие половицы”

II вариант - М.Пришвин “Кладовая солнца”

Учащиеся читают текст, определяют главную мысль, отмечают роль имен существительных, отвечают на вопрос: “В чем заключается природоохранная деятельность человека?” (беречь, преумножать богатства земли, рационально использовать их, создавать заказники, питомники, заповедники). Чем являются эти слова (синонимами)? Объясните смысл этих слов.

I вариант.

Заказник - земельный или водный участок, в пределах которого под охраной находятся все или некоторые виды животных или растений.

II вариант.

Заповедник- участок территории или акватории, где оберегается или сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс.

III вариант.

Питомник - место для разведения и выращивания растений и животных.

(Слайд 10).

Какие заказники, заповедники, питомники в Ростовской области вы знаете? Составьте и запишите предложения с этими словами. Устная проверка предложений.

Упр. 114, с. 71 коллективно по заданию. Выписать существительные-синонимы, ответить на вопросы:

Вспомните: какие слова называются синонимами. В каком значении употребляются эти слова? Их роль в тексте? (делают текст эмоциональным, выразительным, показывают чувства главных героев)

Работа со словарем антонимов.

Упр. 115, с. 72 по вопросам. Вспомните: какие слова называются антонимами.

Работа в парах. Игра “Добавь антоним” (Приложение 3).

На каждой парте лежит листок со словами. К ним нужно подобрать как можно больше антонимов- имён существительных.

V. Итог урока.

Вернемся к учебным задачам.

  1. Что вы нового узнали о роли им. сущ. в речи?
  2. Когда человек обращается к словарям?
  3. Что можно узнать из разных словарей об имени существительном?
  4. Лесовичок очень доволен вашей работой на уроке и говорит вам: “Берегите природу и спасибо за урок!” (Слайд 11).
  5. А мы поблагодарим его за его приглашение и замечательное путешествие, а также пообещаем беречь природу.

VI. Отметки за урок

VII. Д/з с. 78, упр. 116, написать текст на тему: “Роль имен существительных в речи”.