(Приложение 1, Слайд 1).
Цели урока:
- Обобщить знания учащихся об имени существительном, наблюдать за ролью имён существительных в предложении, тексте и речи, повторить материал о многозначных словах, антонимах, синонимах;
- Познакомить с различными словарями, научить находить в них нужную для учащихся информацию;
- Совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки, самостоятельность и аккуратность при выполнении работ;
- Оказывать образовательно-воспитательное воздействие на учащихся путем становления научно-познавательных, эмоционально-нравственных отношений детей к их природному и социальному окружению;
- Прививать любовь к родному краю, окружающей нас природе, воспитывать бережное к ней отношение, учить жизненно важным умениям, необходимым для охраны природы.
Ход урока
I. Постановка целей и задач (Слайд2).
Какие учебные задачи мы поставим себе на урок?
- Какую роль играют имена существительные в речи.
- Многозначные слова, синонимы, антонимы. Их роль в речи.
- Виды словарей. Какую информацию можно получить из словаря.
II. Проверка домашнего задания. Конкурс риторов на лучший рассказ об имени существительном.
Сегодня утром я обнаружила у нас в классе необычное видеопослание (Слайд 3).
Слова Лесовичка:
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Я люблю гулять в лесу,
В лесу хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Я - веселый старичок,
Старичок - Лесовичок!
Учитель: Ну, что, ребята примем приглашение веселого Старичка -Лесовичка?
В помощь нам он прислал путеводитель, который не позволит нам заблудиться во владениях лесного хозяина. Итак, отправляемся в путь... и попадаем на чистую полянку. Как вы думаете, почему она так называется? Как нужно вести себя в лесу?
III. Повторение изученного материала:
- Минутка чистописания и повторение изученного материала (Слайд 4).
- Индивидуальная работа. Работа по карточкам.
Рисунок 1.
Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Как вы понимаете это высказывание?
Береги растения, береги животных - все это частица нашей (Р,р)одины!
Выполните задания:
I вариант- разбор имени существительного по составу растения.
II вариант- фонетический разбор имени существительного животных.
IV. Мы переходим на следующую полянку “Лесные заморочки” (Слайд 5).
Активизация знаний учащихся:
Подготовка к усвоению нового материала.
Учитель: Ребята, Лесовичок приготовил вам вопросы, ответьте на них.
- Любите ли вы читать?
- Какие произведения вам больше всего нравятся?
- Любите ли вы читать словари?
Учитель: Читать словари?! Что за странность?! Как их можно читать? Ответ на эти вопросы приготовил нам наш ученый Лесовичок и его друзья из Франции.
Откройте учебники на с. 69, упр. 110.
Какова главная мысль текста? Она заключена “между строк” или прямо сформулирована в тексте ( Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю)?
Выполнить задания к упражнению: разобрать имена существительные как часть речи.
I вариант Поэт - кто?, н.ф. поэт, сущ., одуш., м.р., в ед. ч., глав, член предложения- подлежащее.
II вариант Словари - что?, н.ф. словарь, сущ., неодуш., во мн. ч., второст. член предложения.
III вариант (У) писателя - у кого?, н.ф. писатель, сущ. одуш., в ед. ч., второст. член предложения.
Какую роль играют эти существительные в предложении (уточняют предмет, указывают на предмет, совершающий действие)? Взаимопроверка. Лексическое значение каких слов нужно уточнить?
Словарь новых слов на уроке
Филология
Лексикография
Экология (позже)
Ребята, я думаю, что каждый из вас считает себя культурным человеком и будет пользоваться словарями. А какие словари вам известны?
Игра “Узнай словарь” (Слайд 6).
Выходят дети в костюмах словарей, дают сведения, а уч-ся должны отгадать, какой это словарь.
- Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной. Слова располагаются рядами (Словарь синонимов).
- В меня включены наиболее распространенные в устной и письменной речи заимствованные из других языков слова (Словарь иностранных слов).
- Я содержу слова, представляющие трудности в написании и основные правила правописания (Орфографический словарь).
- Моя словарная статья начинается парой слов, которые являются одной частью речи. Они противоположны по значению (Словарь антонимов).
- Словарные статьи во мне включают толкование значения, характеристику строения многозначного слова, примеры употребления, сведения о сочетаемости слов, грамматические и орфоэпические характеристики слова.
Словарная работа (Слайд7).
Следующее задание Лесовичка: разгадать кроссворд.
Рисунок 2.
В нем зашифрованы словарные слова. Если вы правильно запишете их, то получите слово, которое очень ценит Лесовичок, и для нас оно очень актуально (Экология).
Самопроверка
(Слайд8) В каком словаре можно проверить правильное написание этих слов? Какое слово получилось? Объясните его лексическое значение. В каком словаре можно уточнить его значение (в толковом или словаре иностранных языков)?
Работа с толковым словарем и словарем иностранных языков.
Найдите и объясните значение слова “Экология”. Экология - ж., от нем. и греч. - “дом”, “обиталище” и “учение”:
- наука, изучающая взаимоотношения человека, животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой (заниматься экологией);
- социальная экология - наука, рассматривающая проблемы взаимоотношений человеческого общества и окружающей среды (эколог, экологический).
Какую еще информацию можно получить из словарей? Что обозначают цифры 1 и 2...рядом со словом? (многозначное слово). Запишите 2-3 многозначных слова из словарей (Слайд 9).
Физминутка - релаксация (под музыку):
Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что вы на светлой лесной полянке и на ладошке у вас лежит цветок Добра и хорошего настроения. Почувствуйте, как он согревает ваши руки, тепло, душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Помните, что уничтожать растения в лесу нельзя, ими лучше любоваться. Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете и взяли с собой хорошее настроение и теплые чувства. И пусть они всегда будут с вами.
Учитель: вы услышали сейчас много имен существительных. Какую роль они играли в речи?
Работа с текстом (по вариантам) (Приложение 2).
I вариант - К.Паустовский “Скрипучие половицы”
II вариант - М.Пришвин “Кладовая солнца”
Учащиеся читают текст, определяют главную мысль, отмечают роль имен существительных, отвечают на вопрос: “В чем заключается природоохранная деятельность человека?” (беречь, преумножать богатства земли, рационально использовать их, создавать заказники, питомники, заповедники). Чем являются эти слова (синонимами)? Объясните смысл этих слов.
I вариант.
Заказник - земельный или водный участок, в пределах которого под охраной находятся все или некоторые виды животных или растений.
II вариант.
Заповедник- участок территории или акватории, где оберегается или сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс.
III вариант.
Питомник - место для разведения и выращивания растений и животных.
(Слайд 10).
Какие заказники, заповедники, питомники в Ростовской области вы знаете? Составьте и запишите предложения с этими словами. Устная проверка предложений.
Упр. 114, с. 71 коллективно по заданию. Выписать существительные-синонимы, ответить на вопросы:
Вспомните: какие слова называются синонимами. В каком значении употребляются эти слова? Их роль в тексте? (делают текст эмоциональным, выразительным, показывают чувства главных героев)
Работа со словарем антонимов.
Упр. 115, с. 72 по вопросам. Вспомните: какие слова называются антонимами.
Работа в парах. Игра “Добавь антоним” (Приложение 3).
На каждой парте лежит листок со словами. К ним нужно подобрать как можно больше антонимов- имён существительных.
V. Итог урока.
Вернемся к учебным задачам.
- Что вы нового узнали о роли им. сущ. в речи?
- Когда человек обращается к словарям?
- Что можно узнать из разных словарей об имени существительном?
- Лесовичок очень доволен вашей работой на уроке и говорит вам: “Берегите природу и спасибо за урок!” (Слайд 11).
- А мы поблагодарим его за его приглашение и замечательное путешествие, а также пообещаем беречь природу.
VI. Отметки за урок
VII. Д/з с. 78, упр. 116, написать текст на тему: “Роль имен существительных в речи”.