Обучение незрячих воспитанников со сложной структурой дефекта в условиях школы–интерната III вида

Разделы: Начальная школа


Обучение незрячих воспитанников со сложной структурой дефекта специфично. Это дети-инвалиды по зрению с неблагоприятным прогнозом в обучении. Они имеют низкую интеллектуальную, психофизиологическую, волевую и мотивационную готовность к школе. У таких детей отмечается ограниченный запас представлений об окружающем мире, не развиты такие важнейшие мыслительные операции, как сравнение, исключение, обобщение, классификация, имеются нарушения тех или иных видов восприятия, памяти, внимания, отмечается низкая или отрицательная учебная мотивация, недостаточно развита мелкая моторика. Кроме того, возможны различные нарушения эмоционально-личностной сферы, повышенная тревожность, агрессивность, трудности в общении, неадекватная самооценка. Характерно недоразвитие речи, ограниченный словарный запас, трудности в составлении связных высказываний. Все вышеперечисленное осложняется тем, что дети незрячие, они смотрят с помощью осязания, пишут и читают по Брайлю. Поэтому в цели урока входит ряд коррекционных задач. Особенно сложно проходит обучение математике. Представляем урок - сказку по математике, проведен в 2 "б" классе.

Цели:

  • закреплять табличное сложение и вычитание в пределах 20.
  • совершенствовать умения решать простые арифметические задачи на увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц в два действия, дополнять числа до полного десятка, складывать и вычитать однозначные и двузначные числа без перехода через разряд, развивать умения определять геометрические фигуры.
  • формировать мыслительные операции: анализ - синтез, сравнение, обобщение
  • воспитывать аккуратность, культуру поведения на уроке; самостоятельность, выдержку.

Оборудование урока: набор цифр и знаков; набор геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг) разного цвета; печатное изображение героев русской народной сказки "Гуси-лебеди"; рельефное изображение сказочных героев зайца, ежика, гусей-лебедей и избушки на курьих ножках; набор карточек с заданиями для слепых детей; яблочки из цветной бумаги и счетные палочки.

Ход урока

1. Оргмомент:

- Сели ровно. Проверили - слева учебник, тетрадь, для незрячих прибор по Брайлю, справа - разноцветные геометрические фигурки, карточки с заданием.

Девиз: Ответить хочешь - не шуми, а тихо руку подними,

Учитель спросит - надо встать.

Попросит сесть - ты тихо сядь.

2. Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня на уроке будем продолжать учиться решать простые арифметические задачи в два действия на увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц, дополнять числа до полного десятка, складывать и вычитать числа без перехода через разряд, развивать умения определять геометрические фигуры.

3. Устный счет.

Устный счет будет проходить в необычной форме. Вы любите сказки? Хотите побывать в одной из них? Какая это сказка?

Жили - были муж да жена. Были у них дочка да сын. Как звали детей, разгадаем по ребусу:

Тя

С

(Настя),

- Чтобы узнать имя мальчика, решим следующие выражения:

10 - 4

14 - 1

18 - 7

13 + 6

Дети находят значение выражений, поднимают карточки с ответом, называют соответствующую букву. Учитель записывает буквы имени на доске (Вася).

4 13 11 19
В А С Я

Родители собрались в город на базар, наказывают Насте уроки сделать и за братцем присматривать. Отец и мать уехали. Настя посадила брата на травку и побежала к подружкам играть. Вдруг откуда не возьмись, налетели гуси - лебеди подхватили Васю, посадили на крылья и унесли. Догадались, как называется сказка?

-Да!

Дети называют: "Гуси - лебеди", рассматривают изображение героев.

Вернулась Настя, а братца нет. Ахнула. Выбежала в чистое поле. Видит - метнулись вдалеке гуси - лебеди и скрылись за темным лесом. Догадалась девочка, что это они унесли брата, бросилась догонять. Бежала, бежала - видит печка в поле стоит. Настя к ней:

- Печка, печка, скажи, куда гуси - лебеди полетели?

- Подбрось в меня дров в таком количестве, - говорит печка:

6 + 4 8 + 2 17 - 5 16 - 6

Ребята, помогите Насте, посмотрите в карточки, посчитайте, сколько дров надо бросить в печку:

10, 10, 12, 10.

Бросила девочка дрова в печку, она ей сказала в какую сторону бежать. Побежала Настя дальше. Видит - яблоня стоит, вся румяными яблоками увешана. Настя - к ней:

Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси - лебеди полетели?

- Стряси мои яблочки и разложи в кучки с разным составом числа "15" ,- говорит яблонька, - тогда скажу. Зайчата придут, угощать их буду.

Дети раскладывают из бумажных яблочек разный состав числа "15", называют его:

10 и 5 9 и 6 8 и 7 4 и 11 3 и 12 2 и 13 1 и 14.

Яблонька ветки подняла, листики распрямила, показала дорогу дальше. Бежит Настя дальше и видит: течет молочная река - кисельные берега. Настя к ней:

- Молочная река - кисельные берега, куда гуси лебеди полетели?

- Упали в меня 10 камней, мешают молоку течь, сдвинь их так, чтобы на левом берегу было на 2 меньше, чем на правом, - попросила река.

Но до середины реки девочке надо на чем-то доплыть. Давайте построим лодочку из палочек.

Дети выкладывают лодочку на столе из счетных палочек и подсказывают, как надо разложить камни по берегам, называют числа: 4 и 6.

Зажурчала речка, сказала Насте куда дальше бежать. Прибежала Настенька к дремучему лесу, остановилась на опушке, видит - ежик под пеньком задумчивый сидит.

- Ежик, ежик, - спрашивает Настя, - не видел ли ты куда гуси - лебеди полетели?

- Мой Ежонок пришел из лесной школы и не знает однозначные и двузначные числа. Подскажи нам, договаривается ежик.

Взяла девочка прутик и приготовилась писать на земле.

Подготовимся мы к письму, сделаем гимнастику для пальчиков и запишем числа.

4. Пальчиковая гимнастика.

Села белка на тележку. Продает она орешки:

(загибаем поочередно пальчики, начиная с большого,)

лисичке - сестричке, воробью, синичке, мишке толстопятому, заиньке усатому.

- Записываем сегодняшнее число, а ниже однозначные и двузначные числа для ежика.

Услышал ежик числа, свернулся клубочком и говорит Насте: "Куда я покачусь, туда и ты иди".

Катился, катился ежик и прикатился к избушке на курьих ножках. В ней баба - яга, а Василька не видно. Не испугалась девочка, обратилась к бабе - яге.

- Бабушка, у тебя мой братец, отдай мне его.

- А ты мне, девочка, службу сослужи, тогда может быть и отдам, - отвечает баба - яга - . Я в школе не училась, не могу гусей - лебедей своих посчитать. Реши задачи.

Рассматриваем печатные иллюстрации.

5. Работа по теме урока.

Объявляется тема урока

- Слушаем внимательно задачи бабы - яги,

Задача 1.

- В озере плавают 4 белых и 13 черных гусей - лебедей. Четыре птицы улетят по моему заданию. Сколько гусей - лебедей останется на озере? Вспоминаем, из каких частей состоит задача (условие, вопрос, решение ответ). Читаем задачу по карточке, проговариваем, записываем кратко условие в тетради и решаем:

Белых - 4 гус. - леб.

Черных -13 гус. - леб.

Улетят - 4 гус. - леб.

Останется -?

4 + 13 = 17 гус. - леб.

17 - 4 =13 гус. - леб.

Ответ: 13 гусей - лебедей.

Задача 2.

На опушке 15 гусей - лебедей готовятся к полету. 10 гусей - лебедей полетят на север, 2 - на юг.

- Сколько гусей останется?

Всего - 15 гус. - леб.

Полетят - 10 и 2 гус. - леб.

Останется -?

10 + 2 = 12 гус. - леб.

15 - 12 =3 гус. - леб.

Ответ: 3 гуся- лебедя

- Сколько же всего останется гусей - лебедей у бабы - яги?

13 +3 = 16 гус. - леб. Проверим устно ответ.

6. Физкультминутка.

Хомка, Хомка, Хомячок, - полосатенький бочок (наклоны в стороны),
Хомка раненько встает (наклоны вперед).
Щечки моет, шейку трет (наклоны головой),
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку:
Раз.два, три, четыре, пять .(поднять поочередно ноги, согнув в коленях)
Хомка сильным хочет стать.

7. Работа с геометрическими фигурами.

- Задачи ты умеешь решать. Ответь на мои вопросы.- Продолжила баба -яга. - На полке у меня лежат 9 клубочков пряжи, на нижней полке столько же. Это сколько же? (9).

- Задания выполнены. Можешь, девочка, забрать брата, но это не так просто. Он спрятан в дальнем сарае. Дорога туда лежит через болота. Доберешься - спасешь брата, нет - гуси - лебеди его доставят, он - мой.

Посмотрела Настя в ту сторону, куда старуха указала. Темный лес стеной стоит. Ничего не видно. Побежала вперед, там болото. Вдруг зайчик появился:

- Не печалься, девочка, бросай на кочки геометрические фигурки и прыгай на них за мной.

Разложим фигурки, как укажет зайка, поможем встретиться брату и сестре? Дети отвечают утвердительно.

-Бросай треугольник на кочку и прыгай на него, потом круг, на следующую кочку - прямоугольник, дальше - квадрат, - командует зайка.

8. Упражнения для глаз по таблице.

Устала Настя. Сделаем вместе с ней упражнение для глаз по таблице В.Ф. Базарнова.

Первым по очередности производим движения вправо-влево по горизонтальной линии. Далее выполняем движения вверх-вниз по вертикальной линии. Третьими по очередности будут движения по часовой стрелке по наружному овалу. Далее выполняем движения против часовой стрелки по внутреннему овалу. Завершаем упражнения движениями по "восьмёрке" вверх, начиная с крайней правой точки. По каждому элементу схемы производим 10-15 движений.

Выбрались Настя и зайчик на полянку увидели сарай, но дверь в нем заперта. Рядом ключи висят с заданием. Подойдет ключ с ответом 8, потому, что код замка - 8.

Вспомним табличные случаи сложения и вычитания.

5 +7 14- 6 8 +8 6+7 9+5

Обучающиеся записывают ответы и выясняют, какой ключ подходит (2).

9. Открыла Настя дверь забрала брата и быстро вернулась домой. Расскажите, почему она быстро вернулась домой?

10. Задание на дом.

Придумать и решить две задачи.

11. Итог урока.

- Молодцы! Вы, ребята, дружно работали.

- Без вашей помощи и помощи сказочных персонажей Настя не смогла бы освободить брата.

- Сказка - ложь, да в ней намек:

- Кто помог Насте в сказке?

- Что вам понравилось и запомнилось?